Взаимодействие различных видов транспорта при организации бесперегрузочных сообщений
Бесперегрузочные сообщения являются разновидностью смешанных перевозок. Бесперегрузочные сообщения (в зарубежной литературе их называют интермодальными) - это вид перевозок, при которых груз продвигается без переформирования в одной и той же грузовой единице или транспортном средстве на всем пути следования. При этом используются несколько видов транспорта для обеспечения данной перевозки.
Применение бесперегрузочных сообщений позволяет сократить затраты на погру-зо-разгрузочные работы; снизить расходы на тару и упаковку; уменьшить потерю и порчу груза; ускорить доставку, а также эти технологии позволяют клиентуре отказаться от складов (либо сократить их площади).
Виды бесперегрузочных сообщений: паромные переправы; ролкерные, лихтеровоз-ные, баржебуксирные транспортно-технологические системы; контейнерные, котрейлер-ные, роудрейлерные перевозки и др.
Контрейлерные перевозки - это системы перевозки автотранспортных средств по железной дороге на вагоне-платформе, имеющем пониженную высоту. По этой схеме в основном перевозят автомобили, контейнеры, съемные кузова. Рациональная сфера применения определяется годовым объемом перевозок не боле 25 000 т на расстояние перевозки ж.д. транспортом 2000 км при подвозе-вывозе автотранспортом в пределах 50 км. Данный способ ограничивается габаритом погрузки на железных дорогах. Одним из его недостатков считается перевозка полуприцепа, масса которого составляет 20-30% от массы перевозимого груза.
Система роудрейлеров - это вид перевозки, когда полуприцеп устанавливается на ж.д. тележку с помощью седельного тягача и может иметь комбинированную ходовую часть (применяется колесная пара, которая пневмоприводом поднимается при движении по автомобильным дорогам или опускается при движении по рельсам; автомобильные колеса действуют аналогично). Тележка имеет буферные устройства и сцепку. Эти системы обеспечивают единичную перевозку 24-44 т груза по автомобильным дорогам, по железным дорогам они могут двигаться со скоростью 120 км/час. Данный вид перевозки эффективен на расстоянии не более 650 км.
Контрейлерные и роудрейлерные системы, по оценкам специалистов, могут вытеснить контейнерные, которые имеют большую стоимость, занимают значительные территории терминальными системами, более громоздки.
Система «движущееся шоссе» - перевозка автомобилей по части пути их следования железнодорожным транспортом (то есть автотранспорт заменяется на дальних расстояниях). Паромные переправы
Предназначены для перевозки грузов, пассажиров и подвижного состава через водные преграды на специальных судах - паромах.
Паромные линии бывают железнодорожные автомобильные и комбинированные. Паромы специализируются для перевозки: грузов; пассажиров с легковыми автомобилями; грузов и пассажиров. Паромная переправа включает:(рисунок 61)
суда-паромы;
береговые устройства для подачи подвижного состава;
подъездные пути и автомобильные дороги (включая береговые емкости для накопления подвижного состава и его обработки перед подачей на паром).
Схемы организации железнодорожного паромного сообщения для доставки грузов одновременно на морских и речных направлениях приведены на рисунке.
1, 5 - терминалы; 2, 12 - несамоходный речной паром;
3 - лихтеровоз;
4 - речной буксир-толкач; 6, 9 - морской паром; 8 - самоходный речной паром.
В последние годы загрузка паромных переправ резко упала. На их базе возникли акционерные общества, малые предприятия и товарищества, интересы которых не всегда совпадают с интересами железных дорог, сохранившими статус государственных предприятий. Несмотря на это паромы как средство бесперегрузочных сообщений сохраняют свои преимущества: позволяют ускорить доставку грузов, сократить простои судов и вагонов, снизить затраты на погрузо-разгрузочные работы и складское хранение грузов, повысить их сохранность. Основные недостатки этой системы: уменьшается полезная масса груза по сравнению с обычным способом; строительная стоимость паромов выше, чем у обычных судов; береговое хозяйство требует значительных капитальных вложений.
Наряду с паромами бесперегрузочные сообщения при пересечении водных пространств обеспечивают вышеупомянутые транспортно-технологические системы:
Ролкерная - обеспечивает перевозку различной самоходной техники, а также крупногабаритных и тяжеловесных грузов методом наката, своим ходом или с использованием автопогрузчиков (ролкер - судно для перевозки тяжелых и длинномерных грузов с горизонтальной погрузкой-выгрузкой со стороны кормы или через боковые лацпорты).
Преимущество этой системы - она не требует сооружения механизированных причалов, сокращает время и затраты на погрузо-разгрузочные работы.
Лихтеровозная - разновидность грузовых перевозок укрупненными местами (лихтеровоз - судно, на которое загружаются речные баржи - лихтеры). Спущенные с борта крупного сухогрузного морского судна на воду небольшие баржи (грузоподъемностью 150-375 т) соединяются и доставляются буксирами в верховья рек. Разгрузка лихтерово-зов возможна на рейде.
Барже-буксирная - буксир-толкач с помощью электропривода перемещает от одной до трех барж. Такая система позволяет уменьшить транспортные издержки при перевозке леса, угля, руды, строительных материалов, так как составные суда имеют следующие достоинства: способность работать при высоте волн до 6 м; способность принять на борт до 9000 т груза; осуществлять перевозку со скоростью 17-18 км/ч; возможность обслуживания мелководных морских и речных портов из-за малой осадки судов.
Контейнерные перевозки
Позволяют осуществлять бесперегрузочные перевозки во всех видах смешанных и прямых сообщений. Контейнер:
- съемный кузов подвижного состава определенной массы брутто, приспособленный для механизированной перегрузки и обеспечивающий сохранную перевозку грузов в первичной упаковке;
- многооборотная тара. Эффективность применения контейнеров определяется следующим:
- при перевозке в контейнерах экономится упаковочный материал;
- повышается сохранность груза;
- укрупняется грузовое место, за счет чего ускоряется процесс перегрузки;
- возможна полная механизация и автоматизация погрузо-разгрузочных и перегрузочных операций, в результате чего повышается производительность на погрузо-разгрузочных работах и сортировке;
- создаются удобства во взаимодействии различных видов транспорта (при передаче и перегрузке), ускоряется выполнение коммерческих операций, улучшается использование грузоподъемности подвижного состава. Контейнеры классифицируются по следующим признакам: 1. По сфере обращения на:
универсальные - для перевозки грузов широкой номенклатуры (88^/о из ЕТСНГ); специализированные - для перевозки определенного груза или группы грузов со сходными свойствами (сыпучих, наливных, скоропортящихся).
2. По массе брутто на:
малотоннажные - массой брутто до 2 т (принадлежат в основном автотранспорту); среднетоннажные - массой брутто 3 и 5 т; крупнотоннажные - массой брутто 20, 24 и 40 т.