Эксплуатационно-технические характеристики контейнеров
По определению Международной организации стандартизации грузовой контейнер - это элемент транспортного оборудования многократного применения, приспособленный для передачи товара с одного транспортного средства на другое без выгрузки и защищающий его от потерь и повреждений. Внутренний объем грузового контейнера - не менее 1 м3.
Контейнеры, применяемые для перевозки различных грузов и товаров, называются универсальными, а предназначенные для перевозки одного вида груза (стекла, битума, цемента) или группы однородных грузов (наливных), нуждающиеся в особых условиях— специальными.
В соответствии с конструктивными особенностями контейнеры делят на закрытые и открытые, решетчатые, разборные, складные.
По материалу изготовления они бывают металлические, деревянные, пластмассовые, комбинированные, из эластичных прорезиненных материалов.
В зависимости от массы брутто и подъемных (строповочных) устройств различают контейнеры малотоннажные (менее 2,5 т), среднетоннажные (2,5…10 т) и крупнотоннажные (10 т и более) с угловыми фитингами.
В зависимости от рода перевозимого груза контейнеры могут быть сухогрузными, наливными (контейнеры-цистерны), изотермическими и рефрижераторными.
Из специальных контейнеров, принадлежащих грузовладельцам, широко применяют пирамидальные (для листового стекла), конические (для битума), складные (для концентратов руд цветных и черных металлов), эластичные (для минеральных удобрений), решетчатые (для овощей и бахчевых культур) и др.
Все контейнеры приспособлены для погрузки кранами и автопогрузчиками, имеют боковые и торцевые двери с запорными устройствами и приспособлениями для навешивания пломб. Прочность контейнеров допускает складирование в 2…3 яруса, а 20-тонных — в 3…5 ярусов.
На каждом универсальном контейнере должны быть трафаретные знаки и надписи, нанесенные в строгом соответствии с требованиями государственного стандарта.
Каждый контейнер, удовлетворяющий требованиям Таможенной конвенции, 1972 года, должен иметь табличку о допущении его к перевозке под таможенными печатями и пломбами, которая представлена на рис. 25.1. На ней указывается тип контейнера, страна, где выдано допущение к перевозке, номер допущения и год выдачи, заводской помер контейнера.
Для допущения к перевозке под таможенными печатями и пломбами контейнер должен отвечать следующим требованиям:
· конструкция контейнера не должна допускать возможности извлекать из него грузы или загружать их в него без нарушения таможенных печатей и пломб;
· контейнер не должен иметь скрытых мест, в которых возможно размещение груза;
· любая часть контейнера должна быть легко осмотрена таможенными органами;
· должна быть обеспечена возможность легко и просто наложить пломбы и произвести опечатывание контейнера.
Кроме того, каждый контейнер, который используется в международных перевозках, что регламентируется Международной конвенцией по безопасным контейнерам, может быть допущен к эксплуатации только при наличии классификационного свидетельства, выданного уполномоченным на то органом.
Многообразие перевозимых в контейнерах грузов, различия в дорожных габаритах разных видах транспорта, отклонения допустимых нормативных нагрузках и другие факторы привели к необходимости стандартизации контейнеров. Эту работу проводит Технический комитет Международной организации о стандартизации (ИСО/ТК – Ю4), который принял рекомендацию по установлению единых размеров выпускаемых контейнеров, на модульной основе. Модуль представляет собой квадратное сечение размером 2438×2438 мм; это постоянная величина (8×8 фут) называется контейнерным модулем ISO.
Было принято, что ширина и высота контейнера должны быть одинаковыми – 2 438 мм (чтобы обеспечить провоз контейнеров по дорогам всех стран, в том числе стран, имеющих наименьшие дорожные габариты), а длина должна быть равна 12 192; 9 125; 6 058 и 2 991 мм, т.е. предусмотрена кратность: 1; 3/4; 1/2; 1/4 длины наибольшего контейнера (12,2 м).
Грузоподъемность контейнеров 30, 25, 20, 10 т, их условные обозначения соответственно 1А, 1В, 1С, 1Д. Параметры среднетоннажных универсальных контейнеров грузоподъемностью 5 и 2,5 т были разработаны в бывшем Советском Союзе, ныне налажен их массовый выпуск на отечественных предприятиях.
Кроме габаритных, большое значение имеют внутренние размеры контейнеров, размеры дверного проема, величина и расположение угловых фитингов для застропки при подъеме, крепления к подвижному составу транспорта и скрепления (стыкования) друг с другом. По этим вопросам и по методам испытаний контейнеров также имеются соответствующие рекомендации ИСО/ТК-Ю4.
Кроме основных конструктивных элементов крупнотоннажного универсального контейнера, в некоторых конструкциях предусматриваются дополнительно одна или две двери в боковых стенках. Угловые фитинги — из стального литья, пол деревянный толщиной до 40 мм. Двери — двустворчатые с запорами, закреплены на шарнирных петлях так, что могут поворачиваться на 270° и фиксироваться в раскрытом положении.
Типы и характеристики контейнеров
Таблица 25.2. | |||||
20 фут. контейнер | 40 фут. контейнер | 40 фут. контейнер «High-Cube» | 45 фут. контейнер «High-Cube» | ||
внешние размеры | длина | 6.096 мм | 12.192 мм | 12.190 мм | 13.716 мм |
ширина | 2.438 мм | 2.438 мм | 2.438 мм | 2.438 мм | |
высота | 2.591 мм | 2.591 мм | 2.896 мм | 2.896 мм | |
внутренние размеры | длина | 5.758 мм | 12.032 мм | 12.000 мм | 13.556 мм |
ширина | 2.352 мм | 2.352 мм | 2.311 мм | 2.352 мм | |
высота | 2.385 м | 2.385 мм | 2.650 мм | 2.698 мм | |
дверной проем | ширина | 2.343 мм | 2.343 мм | 2.280 мм | 2.343 мм |
высота | 2,280 мм | 2.280 мм | 2.560 мм | 2.585 мм | |
объем | 33.1 м³ | 67.5 м³ | 75.3 м³ | 86.1 м³ | |
максимальный вес брутто | 30.400 кг | 30,400 кг | 30,848 кг | 30,400 кг | |
собственный вес | 2.200 кг | 3,800 кг | 3,900 кг | 4,800 кг | |
масса груза | 28.200 кг | 26,600 кг | 26,580 кг | 25,600 кг |
В практике работы транспортно-экспедиционных организаций наиболее часто используют следующие типы контейнеров.
Двадцатифутовый контейнер 1С (в транспортной документации встречаются обозначения 20’DC – dry container; 20’DV – dry van; 20’GP – general purpose) используется для перевозки штучных товаров широкой номенклатуры, в основном при автомобильных и железнодорожных перевозках. При ширине и высоте контейнера 2438 мм его длина составляет 6058 мм.
Рис. . Стандартный двадцатифутовый контейнер
Контейнеры повышенной высоты «High-Cube» 2591 мм, имеют обозначение 1СС. В свою очередь, двадцатифутовые контейнеры подразделяют на стандартные и тяжелые (HT – heavy tested). Грузоподъемность стандартных максимум 22 т, грузоподъемность тяжелых 28 т. Тяжелые контейнеры применяют для перевозок сырья и металлов, поскольку высокая грузоподъемность в этом случае позволяет оптимально использовать и грузовместимость, и грузоподъемность контейнера.
Стандартный сорокафутовый контейнер 1А (40’DC, 40’DV, 40’GP) используются для перевозки штучных товаров широкой номенклатуры в основном при морских перевозках. Кроме стандартных сорокафутовых контейнеров (ширина и высота 2438 мм, длина 12192 мм) используются высокие сорокафутовые контейнеры (40’HC – high cube) выстой 2591 мм – 1АА или 2896 мм – 1ААА.
Кроме универсальных, в перевозках широко используют специализированные контейнеры, которые учитывают специфику отдельных видов груза и позволяют существенно расширить спектр услуг, предлагаемых перевозчиком.
Двадцатифутовый рефрижераторный контейнер (20’RC – reefer container) и сорокафутовый рефрижераторный контейнер (40’RC) используется для перевозок грузов, требующих специальных температурных режимов хранения, и имеют стандартные массово-габаритные характеристики. Кроме стандартных используют также высокие сорокафутовые рефрижераторные контейнеры (40’HRC – high reefer container).
Двадцатифутовый контейнер с открытым верхом (20’OT – open top) и сорокафутовый контейнер с открытым верхом (40’OT) используют для перевозки навалочных грузов, нестандартных и негабаритных грузов, поскольку позволяют производить вертикальную загрузку или разгрузку, а в некоторых случаях перевозить грузы, превышающие по высоте контейнер, за счет тента.
Двадцатифутовый флэт – рэк (20TR – flat rack) и сорокафутовый флэт – рэк (40’FR) обладают высокой грузоподъемностью (28 т – 20TR и 40 т – 40TR) и специфической конструкцией и позволяют перевозить негабаритные и тяжеловесные грузы. В сложенном состоянии контейнер занимает мало места, что немаловажно при хранении и выполнении терминальных операций.
Двадцатифутовый контейнер – цистерна (20TC – tank container) используют для перевозки наливных, в том числе опасных грузов.
Основными типами контейнеров, изготовляемых в нашей стране, являются контейнеры 1С и УУК-5, которыми заменяют устаревшие конструкции. В дальнейшем контейнерная система будет включать в себя параметрический ряд контейнера массой брутто 0,63; 1,25; 2,5 (3); 5; 10; 20 и 30 т.
Основные параметры крупно- и среднетоннажных контейнеров, строящихся в соответствии с рекомендациями ИСО, приведены в таблице 25.2.
Параметры, разработанные для крупно- и среднетоннажных универсальных контейнеров, положены в основу и для специальных контейнеров, которые также изготовляют в соответствии с рекомендациями ИСО.