Автотранспортные средства с грузоподъемными устройствами
В последнее время все более широко используют контейнерные и пакетные способы доставки грузов. Увеличение грузооборота влечет и потребность в частых погрузках и выгрузках. Для повышения автономности транспортного средства и облегчения труда персонала часто используют различные способы механизированного перемещения груза.
Различают следующие стандартизованные грузоподъемные устройства:
– УГБ – грузоподъемный борт (площадка);
– УКК – кран стреловой консольный;
– УКП – кран портальный;
– УГП – устройство грузоподъемное из двух крановых механизмов консольного типа;
– УВП – устройство вертикального подъема;
– УНС – устройство наклонного снятия.
1) Грузоподъемные борта предназначены для механизированной погрузки или выгрузки контейнеров или других штучных грузов. Может использоваться и платформа, которая, как и борт, опускается на землю, затем при помощи тросового или рычажного механизма с гидравлическим или электрогидравлическим приводом поднимается вверх на уровень платформы. После выгрузки платформа из горизонтального положения переводится в вертикальное и может заменить задний борт. Очень редко изготавливают подъемные боковые борта. В транспортном (вертикальном) положении площадка крепится защелками.
В зависимости от типоразмера установлена следующая номинальная грузоподъемность бортов: 0,63 т; 1,0 т и 1,5 т.
2) Автотранспортные средства с консольными стреловыми кранами представляют собой удачный гибрид бортового автомобиля и крана. Грузоподъемность кранов 0,63; 1,0 и 1,25 т.
При проектировании кранов учитывают:
– привод крана – гидравлический;
– мощность для работы – от трансмиссии с непрерывным временем работы не менее 1ч;
– управление крана с пультов с обеих сторон автомобиля. Рукоятки автоматически возвращаются в нейтральное положение по прекращении воздействия на них. Усилие на рукоятках – не более 80 Н;
– регулировка скорости движения груза;
– фиксация груза в любом положении;
– предохранительное оборудование;
– опоры;
– укладывание в транспортные габариты;
– время развертывания – не более 5 мин.
На конце телескопического хобота крепится на серьге крюк. Перемещение груза производится подъемом складывающейся стрелы с телескопическим звеном и поворота стрелы вокруг вертикальной оси.
Две внешние опоры обеспечивают устойчивость крана от опрокидывающих моментов при работе.
3) Автомобили с портальными кранами выпускают грузоподъемностью 1,25 т; 3,0 г и 5,0 т. Внешний вид автомобиля с портальным краном показан на рисунке 11.2.
Рисунок 11.2- Автомобиль с портальным краном
Погрузка и выгрузка контейнеров осуществляется с помощью портала 1, шарнирно закрепленного на цапфах поперечины, качательное движение, портала происходит за счет двух гидроцилиндров 2. Гидроцилиндры, установленные в верхней поперечине портала, перемещают каретку по поперечине и крюк по вертикали через системы блоков канатами.
Привод гидросистемы от шестеренного насоса, сблокированного с КОМ. Включение коробки отбора мощности – рычагом, расположенным в кабине водителя.
4) Для погрузки-выгрузки контейнеров большой грузоподъемности используют пару консольных кранов установленных в начале и конце грузовой платформы. Устройства выпускают в двух исполнениях:
1 – погрузка (выгрузка) с земли на платформу с правой стороны полуприцепа;
2 – с земли или железнодорожной платформы на полуприцеп и обратно, а также штабелирование контейнеров в два ряда.
Крановое устройство имеет привод от дизеля, 15 кВт, установленного на полуприцепе, и гидронасосов.