IV. Особенности задействования СОБР, ОМОН, АОСН, ЦСН СР для выполнения задач по обеспечению правопорядка

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет основы организации взаимодействия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации[1] с органами внутренних дел Российской Федерации[2] при выполнении задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности[3], при реализации полномочий, возложенных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также регламентирует полномочия соответствующих должностных лиц.

2. Правовую основу совместной деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации[4] и Министерства внутренних дел Российской Федерации[5] составляют Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»[6], Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации», иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Росгвардии, МВД России, а также настоящий Порядок.

3. Из состава войск национальной гвардии к участию в обеспечении правопорядка привлекаются специальные моторизованные соединения и воинские части[7], соединения и воинские части оперативного назначения[8], морские воинские части и подразделения, специальные отряды быстрого реагирования[9], отряды мобильные особого назначения[10], авиационные отряды специального назначения[11], Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации[12], Центр специального назначения вневедомственной охраны[13], подразделения вневедомственной охраны[14], образовательные организации высшего образования войск национальной гвардии[15].

4. Взаимодействие войск национальной гвардии и органов внутренних дел осуществляется при решении следующих основных задач:

4.1. Обеспечение правопорядка, включая:

4.1.1. Обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, в скверах, парках, стадионах и других общественных местах.

4.1.2. Обеспечение безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий.

4.1.3. Содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка при проведении таких мероприятий.

4.1.4. Обеспечение правопорядка на транспортных магистралях, объектах метрополитена, железнодорожном транспорте, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, на акваториях водных объектов.

4.1.5. Обеспечение правопорядка на важных государственных, особо важных и режимных объектах, охраняемых войсками национальной гвардии, в том числе на территориях закрытых административно-территориальных образований и комплексе «Байконур».

4.2. Проведение комплексных оперативно-профилактических операций, а также оперативно-профилактических, оперативно-розыскных, оперативных, розыскных и специальных операций (мероприятий).

4.3. Проведение мероприятий при введении в действие планов действий территориальных органов МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельств, планов охраны и обороны административных зданий территориальных органов МВД России «Крепость», мероприятий по мобилизационной подготовке, мобилизации и гражданской обороны территориальных органов МВД России[16] и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации[17].

4.4. Контроль за соблюдением законодательства в области оборота оружия.

4.5. Осуществление мероприятий по личной охране лиц, в отношении которых избрана мера безопасности «личная охрана, охрана жилища и имущества (защищаемые лица)»[18].

4.6. Осуществление усиленного варианта охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

4.7. Осуществление мероприятий по установке и техническому обслуживанию средств охранной, тревожной, охранно-пожарной сигнализаций зданий и помещений органов внутренних дел.

5. Участие войск национальной гвардии в рамках компетенции обеспечивается:

5.1. СМВЧ, ЧОН, морскими воинскими частями и подразделениями – в обеспечении правопорядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках и других общественных местах, транспортных магистралях, объектах метрополитена, железнодорожном транспорте, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, на акваториях водных объектов посредством несения патрульно-постовой службы.

5.2. Нарядами подразделений ВО – в обеспечении правопорядка на основании плана комплексного использования сил и средств органов внутренних дел по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах[19], разрабатываемого в порядке, установленном нормативным правовым актом МВД России и настоящим Порядком.

5.3. СМВЧ, ЧОН, ОМОН, ЦСН СР, подразделениями ВО, ЦСН ВО, морскими воинскими частями и подразделениями, ООВО – в обеспечении правопорядка при проведении публичных и массовых мероприятий.

5.4. СМВЧ, ЧОН, СОБР, ОМОН, АОСН, ЦСН СР, подразделениями ВО, ЦСН ВО, лицензионно-разрешительной работы[20], государственного контроля (по согласованию), морскими воинскими частями и подразделениями, ООВО – при проведении комплексных оперативно-профилактических операций, а также оперативно-профилактических операций, а также оперативно-розыскных, оперативных, розыскных и специальных операций (мероприятий), при осложнении оперативной обстановки, либо введении в действие специальных планов.

5.5. СОБР, ОМОН, ЦСН СР:

5.5.1. В качестве силовой составляющей при проведении комплексных оперативно-профилактических операций, а также оперативно-розыскных, оперативных, розыскных и специальных операций (мероприятий), обеспечении силовой поддержки органов внутренних дел при осуществлении ими следственных действий, оперативно-розыскных и иных мероприятий, в том числе связанных с обеспечением безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

5.5.2. В осуществлении мероприятий по пресечению и локализации групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков.

5.5.3. В организации и обеспечении в установленном порядке водолазных спусков и работ.

5.5.4. В осуществлении мероприятий силовой поддержки при перевозке транспортными средствами пассажиров и грузов.

5.5.5. В осуществлении силовой поддержки при конвоировании и охране подозреваемых и обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе, совершенных организованной группой или преступным сообществом, террористической и экстремистской направленности, имеющих большой общественный резонанс, в целях предупреждения беспорядков в месте нахождения суда или покушений на свидетелей, потерпевших, обвиняемых и иных участников уголовного процесса, а также побегов, захватов заложников или нападений на сотрудников полиции.

5.6. АОСН, ЦСН СР, авиационными подразделениями войск национальной гвардии:

5.6.1. В осуществлении патрулирования воздушными судами по планам комплексного использования сил и средств, а также по отдельным обращениям органов внутренних дел.

5.6.2. В применении беспилотных летательных аппаратов, дирижаблей, привязных аэростатов и другой авиационной техники для решения задач по обеспечению правопорядка и борьбе с преступностью.

5.6.3. В осуществлении воздушных перевозок руководителей и сотрудников системы МВД России, иных граждан, имущества и вооружения, других грузов для решения задач, возложенных на органы внутренних дел; осуществлении эвакуационных мероприятий.

5.7. ОМОН, ЦСН СР:

5.7.1. В мероприятиях по разблокированию (разграждению) препятствий, нарушающих работу транспорта, связи, организаций, спасению и эвакуации людей.

5.7.2. В пределах своей компетенции – в проведении специальных операций (мероприятий) по обнаружению, изъятию, обезвреживанию, перевозке, уничтожению взрывоопасных предметов и обеспечению при производстве указанных работ безопасности граждан.

5.8. Воинскими частями по охране важных государственных объектов и подразделениями ВО, ЦСН ВО, морскими воинскими частями и подразделениями (по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов), СМВЧ – в обеспечении правопорядка на важных государственных, особо важных и режимных объектах, охраняемых войсками национальной гвардии.

5.9. По ходатайству Министра внутренних дел Российской Федерации (руководителя территориального органа МВД России) решением директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации – главнокомандующего войсками национальной гвардии (командующего объединением) могут привлекаться воздушные суда авиации войск национальной гвардии.

6. Взаимодействие войск национальной гвардии и органов внутренних дел при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере оборота оружия, а также хранении изъятого (добровольно сданного) оружия, патронов и боеприпасов к нему, дактилоскопировании, формировании пулегильзотек, централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, статистической отчетности и реализации иных направлений деятельности до вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих полномочия подразделений войск национальной гвардии и органов внутренних дел в установленной сфере, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.

7. Взаимодействие войск национальной гвардии и органов внутренних дел осуществляется в том числе посредством:

7.1. Разработки планов (в том числе межведомственных) совместных действий и проведения на их основе мероприятий по обеспечению правопорядка.

7.2. Совместной подготовки органов управления и личного состава к выполнению задач по обеспечению правопорядка.

7.3. Взаимного оказания содействия нарядам войск национальной гвардии и территориальных органов МВД России, назначенным для обеспечения правопорядка при осложнении оперативной обстановки на территориях обслуживания, маневра нарядов.

7.4. Организации своевременного обмена информацией о складывающейся оперативной обстановке, количестве выставляемых нарядов, назначенных для обеспечения правопорядка, иными сведениями, используемыми в служебной деятельности.

7.5. Организации связи в соответствии с согласованными и утвержденными схемами связи.

7.6. Организации в установленном порядке доступа (в том числе удаленного) к имеющимся банкам данных МВД России и Росгвардии.

II. Полномочия должностных лиц Федеральной службы войск национальной гвардии и Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов (подразделений) при выполнении задач по обеспечению правопорядка

8. Взаимодействие войск национальной гвардии и органов внутренних дел при выполнении задач по обеспечению правопорядка осуществляется между:

8.1. МВД России и Росгвардией.

8.2. Главным управлением МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, управлениями на транспорте МВД России по федеральным округам, линейными управлениями МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненными МВД России, и соответствующими объединениями войск национальной гвардии, территориальными органами (их подразделениями) Росгвардии.

8.3. Территориальными органами МВД России на региональном уровне, линейными управлениями МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и территориальными органами (их подразделениями) Росгвардии, соединениями, воинскими частями войск национальной гвардии, дислоцированными на территории их обслуживания.

8.4. Территориальными органами МВД России на районном уровне и подразделениями территориальных органов Росгвардии, воинскими частями войск национальной гвардии, дислоцированными на территории их обслуживания.

9. Руководители (начальники) органов внутренних дел, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, являются старшими оперативными начальниками для личного состава подразделений войск национальной гвардии, находящегося в оперативном подчинении при совместном выполнении задач, определенных пунктом 4 настоящего Порядка.

10. Оперативное подчинение предусматривает постоянную или временную (на период подготовки и выполнения задач) подчиненность сил и средств (подразделений), выделяемых от соединений, воинских частей, подразделений (органов) войск национальной гвардии. Указанные силы и средства (подразделения) войск национальной гвардии, оперативно подчиненные Министру внутренних дел Российской Федерации и соответствующим руководителям территориальных органов МВД России, применяются по их решениям и планам.

11. Личный состав соединений, воинских частей войск национальной гвардии переходит в оперативное подчинение с момента доклада начальнику территориального органа МВД России (лицу, исполняющему его обязанности, оперативному дежурному), руководителю оперативного штаба о прибытии для несения службы, а выходит из подчинения – после доклада указанным (соответствующим) старшим оперативным начальникам о выполнении задачи, результатах несения службы и получения их указания об убытии в пункт постоянной дислокации с одновременной отметкой-отзывом в патрульно-постовой ведомости.

12. СОБР, ОМОН, ЦСН СР, АОСН находятся в оперативном подчинении Министра внутренних дел Российской Федерации и соответствующих руководителей территориальных органов МВД России.

13. Командующий объединением войск национальной гвардии в границах зоны ответственности объединения войск национальной гвардии:

13.1. Организует участие подчиненных территориальных органов Росгвардии, соединений, воинских частей войск национальной гвардии в обеспечении правопорядка, в том числе на акваториях водных объектов, расположенных в районах с наиболее ценными природными ресурсами, в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем, а также в комплексных профилактических операциях.

13.2. Принимает решение на привлечение сил и средств подчиненных территориальных органов Росгвардии, соединений, воинских частей войск национальной гвардии для выполнения задач, в том числе за пределами районов их дислокации, организует их подготовку к выполнению задач, выдвижение в район действий, размещение и всестороннее обеспечение.

13.3. Принимает участие в подведении итогов совместных мероприятий по обеспечению правопорядка в территориальных органах МВД России, а также в других мероприятиях, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению правопорядка. Обеспечивает выполнение принятых решений в части, касающейся деятельности соединений, воинских частей, подразделений (органов) войск национальной гвардии.

13.4. Применяет авиацию войск национальной гвардии в интересах МВД России и его территориальных органов в порядке, устанавливаемом директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации – главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации (за исключением АОСН).

14. Начальник территориального органа Росгвардии:

14.1. Организует участие сил и средств воинских частей, подразделений (органов), дислоцированных на территории субъекта Российской Федерации в обеспечении правопорядка.

14.2. Принимает решение на привлечение сил и средств подчиненных подразделений (органов) войск национальной гвардии для выполнения задач в пределах субъекта Российской Федерации.

14.3. Согласовывает специальные планы территориальных органов МВД России на межрегиональном и региональном уровне, контролирует разработку и согласование Единой дислокации, специальных планов командирами воинских частей, подразделений (органов) войск национальной гвардии, дислоцированных на территории обслуживания территориального органа Росгвардии.

14.4. Обеспечивает участие должностных лиц войск национальной гвардии в разработке планирующих документов на обеспечение правопорядка, совместном подведении итогов деятельности по обеспечению правопорядка за определенный период, проведении совместных учений, тренировок, занятий.

14.5. Организует сбор и анализ данных о результатах участия подчиненных воинских частей, подразделений (органов) войск национальной гвардии в обеспечении правопорядка. По результатам информирует руководителей территориального органа МВД России на региональном уровне, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, направляет предложения по повышению эффективности взаимодействия.

15. Командиры соединений, воинских частей, командиры (начальники) подразделений (органов) войск национальной гвардии:

15.1. Осуществляют выделение и применение сил и средств подчиненных воинских частей, подразделений (органов) для участия в обеспечении правопорядка.

15.2. Участвуют в разработке и согласовывают Единую дислокацию, специальные планы территориальных органов МВД России, совместно с которыми подчиненные воинские части, подразделения (органы) выполняют задачи по обеспечению правопорядка.

15.3. Устанавливают и поддерживают постоянное взаимодействие с руководителями территориальных органов МВД России, совместно с которыми подчиненные воинские части, подразделения (органы) выполняют задачи по обеспечению правопорядка.

15.4. Организуют сбор и анализ данных о результатах участия подчиненных воинских частей, подразделений (органов) войск национальной гвардии в обеспечении правопорядка.

15.5. Принимают участие в подведении итогов совместной деятельности по обеспечению правопорядка в органах внутренних дел, на территориях которых выполняют задачи подчиненные воинские части, подразделения (органы) войск национальной гвардии, а также в других мероприятиях, направленных на совершенствование взаимодействия при обеспечении правопорядка.

15.6. Рассматривают, принимают решения и информируют руководителей территориальных органов МВД России по фактам нарушений военнослужащими, сотрудниками Росгвардии настоящего Порядка.

16. Начальники Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, подчиненных МВД России, а также лица, исполняющие их обязанности:

16.1. Организуют взаимодействие сил и средств органов внутренних дел и войск национальной гвардии в обеспечении правопорядка, а также в проводимых комплексных оперативно-профилактических операциях, оперативно-розыскных, розыскных и специальных операциях (мероприятиях) на территории обслуживания.

16.2. Определяют необходимость привлечения сил и средств войск национальной гвардии в соответствии с настоящим Порядком.

16.3. Привлекают (по согласованию) подчиненные воинские части, подразделения (органы) войск национальной гвардии, задействованные в обеспечении правопорядка, к мероприятиям по слаживанию действий нарядов, а также элементов группировки сил и средств в ходе совместных с органами внутренних дел занятий, учений и тренировок.

16.4. Организуют сбор и анализ информации о результатах взаимодействия войск национальной гвардии и органов внутренних дел на обслуживаемой территории и формируют предложения по совершенствованию данной деятельности.

17. Министры внутренних дел по республикам, начальники главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, линейных управлений МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте либо лица, исполняющие их обязанности:

17.1. Организуют взаимодействие сил и средств органов внутренних дел и войск национальной гвардии в обеспечении правопорядка, а также в проводимых комплексных оперативно-профилактических операциях, оперативно-розыскных, розыскных и специальных операциях (мероприятиях) на территории обслуживания.

17.2. Разрабатывают, согласовывают с территориальными органами Росгвардии и утверждают специальные планы на территории обслуживания.

17.3. Определяют порядок совместного подведения итогов деятельности по обеспечению правопорядка за определенный период, участия должностных лиц войск национальной гвардии в разработке специальных планов органов внутренних дел.

17.4. Определяют необходимость привлечения сил и средств войск национальной гвардии для решения служебных задач на территории обслуживания.

17.5. Делегируют по согласованию с руководителем территориального органа Росгвардии полномочия по задействованию СОБР, ОМОН и АОСН начальникам территориальных органов МВД России на районном уровне.

17.6. Привлекают (по согласованию) войска национальной гвардии, задействованные в обеспечении правопорядка, к мероприятиям по слаживанию действий нарядов, а также элементов группировки сил и средств в ходе совместных с органами внутренних дел занятий, учений и тренировок.

17.7. Организуют сбор и анализ информации о результатах взаимодействия войск национальной гвардии и органов внутренних дел на обслуживаемой территории и формируют предложения по совершенствованию данной деятельности.

18. Начальники территориальных органов МВД России на районном уровне либо лица, исполняющие их обязанности:

18.1. Организуют взаимодействие сил и средств органов внутренних дел и войск национальной гвардии в обеспечении правопорядка, а также в проводимых комплексных оперативно-профилактических операциях, а также оперативно-розыскных, розыскных и специальных операциях (мероприятиях) на территории обслуживания.

18.2. Разрабатывают, согласовывают с командирами (начальниками) соединений, воинских частей, подразделений (органов) войск национальной гвардии и утверждают Единую дислокацию, специальные планы на территории обслуживания.

18.3. Формируют обращения на привлечение войск национальной гвардии для участия в обеспечении правопорядка на территории обслуживания, в соответствии с настоящим Порядком.

18.4. Принимают решение о задействовании СОБР, ОМОН и АОСН, дислоцированных на территории обслуживания, в соответствии с настоящим Порядком.

18.5. Организуют проведение совместных инструктажей нарядов органов внутренних дел и задействованных подразделений (органов) войск национальной гвардии, а также подведение итогов несения службы в установленном порядке.

18.6. Организуют сбор и анализ информации о результатах взаимодействия войск национальной гвардии и органов внутренних дел на обслуживаемой территории и формируют предложения по совершенствованию данной деятельности.

18.7. Рассматривают, принимают решения и информируют руководителей территориальных органов Росгвардии по фактам нарушений сотрудниками МВД России настоящего Порядка.

III. Организация взаимодействия войск национальной гвардии с Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами (подразделениями) при выполнении задач по обеспечению правопорядка

19. Задействование войск национальной гвардии в обеспечении правопорядка в общественных местах осуществляется на основании Единой дислокации, разрабатываемой в порядке, установленном нормативным правовым актом МВД России, с учетом следующих особенностей:

19.1. В целях подготовки Единой дислокации уполномоченный руководитель территориального органа Росгвардии, соединения, воинской части, подразделения (органа) войск национальной гвардии ежегодно, не позднее 1 декабря, представляет в территориальный орган МВД России, осуществляющий ее разработку:

19.1.1. Перечень постов и маршрутов патрулирования нарядов войск национальной гвардии.

19.1.2. Обязательные ежесуточные нормы выхода нарядов войск национальной гвардии для обеспечения правопорядка (по сменам), а также предельные нормы выделения сил.

19.1.3. Количество и предельные нормы обязательно выделяемых для обеспечения правопорядка средств войск национальной гвардии.

19.1.4. Численность СМВЧ, ЧОН, ОМОН, АОСН, ООВО, дислоцированных на территории обслуживания территориального органа МВД России, которые могут быть дополнительно привлечены для обеспечения правопорядка.

19.1.5. Иную информацию, необходимую для подготовки Единой дислокации.

19.2. В целях корректировки указанной в подпункте 19.1 настоящего Порядка информации уполномоченные руководители территориального органа Росгвардии, соединения, воинской части, подразделения (органа) войск национальной гвардии в течение 5 дней с момента возникновения оснований для корректировки Единой дислокации уведомляют об этом соответствующий территориальный орган МВД России.

19.3. В Единую дислокацию в обязательном порядке включаются группы задержания вневедомственной охраны, выполняющие возложенные на них законодательством Российской Федерации задачи на территории обслуживания соответствующего территориального органа МВД России.

19.4. Личный состав подразделений войск национальной гвардии, указанных в подпункте 5.1 настоящего Порядка, может также привлекаться для обеспечения правопорядка на основе обращений старших оперативных начальников, определенных пунктом 9 настоящего Порядка, в соответствующие подразделения войск национальной гвардии.

19.5. Должностные лица войск национальной гвардии, указанные в подпункте 15 согласовывают Единую дислокацию.

19.6. Выписка из Единой дислокации направляется в территориальный орган Росгвардии, соединение, воинскую часть, подразделение (орган) войск национальной гвардии, привлекаемые к обеспечению правопорядка.

19.7. На основе выписки из Единой дислокации должностные лица войск национальной гвардии, указанные в подпункте 15, привлекаемые к участию в обеспечении правопорядка, разрабатывают карточки маршрутов патрулирования.

19.8. Руководители подразделений войск национальной гвардии, включенных в Единую дислокацию, обеспечивают:

19.8.1. Предоставление ежедневно до 15.00 часов в соответствующий территориальный орган МВД России информации о фактически выделяемых силах и средствах войск национальной гвардии на предстоящие сутки, которая отражается в Постовой ведомости, оформляемой в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом МВД России.

19.8.2. Соблюдение обязательных норм выставления нарядов и личного состава.

19.8.3. Готовность нарядов к обеспечению правопорядка, в том числе их экипировку.

19.9. Дежурные части территориальных органов МВД России (подразделений полиции):

19.9.1. Доводят до воинских частей, подразделений (органов) войск национальной гвардии, задействованных в обеспечении правопорядка, информацию об оперативной обстановке за истекшие сутки, а также о планируемых мероприятиях на текущие сутки посредством проведения инструктажей в территориальных органах МВД России либо через дежурные части территориальных органов Росгвардии, дежурных по воинским частям, подразделениям (органам) войск национальной гвардии.

19.9.2. Осуществляют оперативное управление нарядами войск национальной гвардии, задействованными в обеспечении правопорядка (за исключением подразделений ВО), и их маневр через дежурных по воинским частям, подразделениям (войсковым нарядам) войск национальной гвардии.

19.9.3. Осуществляют оперативное управление нарядами подразделений ВО в период несения ими службы в составе комплексных сил Единой дислокации через центры оперативного управления (группы организации службы нарядов, пункты централизованной охраны) подразделений ВО.

19.9.4. Непосредственно управляют нарядами войск национальной гвардии, задействованными в обеспечении правопорядка, в том числе подразделений ВО, в случаях задержания по «горячим следам» лиц, совершивших преступления (административные правонарушения), и пресечения преступлений (административных правонарушений), создающих угрозу жизни и здоровью граждан.

19.10. Информация о поступлении сигнала «тревога» из охраняемых объектов, подлежащих обязательной охране полицией, расположенных вне территории обслуживания подразделения ВО, передается в дежурную часть территориального органа МВД России, в зоне ответственности которого расположен объект, для организации реагирования нарядами полиции.

19.11. Контроль за несением службы силами и средствами войск национальной гвардии осуществляется должностными лицами войск национальной гвардии, а также совместно с должностными лицами территориальных органов МВД России.

20. Организация взаимодействия по обеспечению правопорядка при проведении публичных или массовых мероприятий осуществляется в следующем порядке:

20.1. Силы и средства войск национальной гвардии задействуются в обеспечении правопорядка при проведении публичных или массовых мероприятий на основании обращения, направляемого Министром внутренних дел Российской Федерации и его заместителями, руководителями (начальниками) территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях, на территории обслуживания которых планируется проведение мероприятия, и их заместителями – начальниками полиции соответствующим руководителям войск национальной гвардии.

20.2. В обращении указываются планируемые дата и время проведения мероприятия, период предполагаемого несения службы, необходимое количество сил и средств войск национальной гвардии, их экипировка и вооружение, задачи и условия, требующие привлечения специалистов соответствующего профиля.

20.3. В министерствах внутренних дел по республикам, главных управлениях, управлениях МВД России по иным субъектам Российской Федерации, управлениях на транспорте МВД России по федеральным округам, линейных управлениях МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте обращение ежемесячно формируется на основе информации о планируемых публичных или массовых мероприятиях и направляется до 25 числа месяца, предшествующего планируемому, соответствующим руководителям войск национальной гвардии.

20.4. В случае проведения публичного или массового мероприятия, не указанного в ежемесячном обращении, не позднее, чем за сутки до его проведения, направляется дополнительное обращение.

20.5. Руководители войск национальной гвардии в течение 3 дней уведомляют направивших обращение руководителей органов внутренних дел, указанных в подпункте 20.1, о выделяемых силах и средствах, а в случаях, предусмотренных подпунктом 20.4 настоящего Порядка, незамедлительно.

20.6. В случае невозможности выделения запрашиваемого количества сил и средств уполномоченный руководитель войск национальной гвардии информирует о необходимости задействования дополнительных сил и средств войск национальной гвардии вышестоящего руководителя, уполномоченного принимать решение на такое задействование.

20.7. На основе информации, полученной из войск национальной гвардии, территориальным органом МВД России разрабатывается расстановка их сил и средств, которая включается в управленческие решения по обеспечению правопорядка при проведении публичных или массовых мероприятий, оформляемая в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами МВД России.

20.8. Управленческие решения, предусмотренные подпунктом 20.7 настоящего Порядка, согласовываются с соответствующими командирами (начальниками) войск национальной гвардии.

20.9. Управление силами и средствами войск национальной гвардии, задействованными для обеспечения правопорядка при проведении публичных или массовых мероприятий, осуществляется оперативным штабом по обеспечению правопорядка при проведении публичного или массового мероприятия либо группой управления нарядами группировки сил и средств в месте проведения публичного или массового мероприятия.

20.10. Представители соединений, воинских частей, подразделений (органов) войск национальной гвардии, задействованных в обеспечении правопорядка при проведении публичных или массовых мероприятий, включаются в состав органов, указанных в подпункте 20.9 настоящего Порядка, в том числе на правах заместителя руководителя оперативного штаба.

21. Войска национальной гвардии привлекаются к проведению мероприятий, предусмотренных специальными планами, разработанными территориальными органами МВД России и согласованными с территориальными органами Росгвардии.

22. Подразделения органов внутренних дел привлекаются к проведению мероприятий, предусмотренных специальными планами, разработанными территориальными органами Росгвардии и согласованными с территориальными органами МВД России.

23. В случае возникновения обстоятельств, препятствующих участию войск национальной гвардии (подразделений органов внутренних дел) в мероприятиях по специальному плану, дежурные части соответствующих подразделений, органов, воинских частей войск национальной гвардии (органов внутренних дел) незамедлительно уведомляют дежурную часть территориального органа МВД России (подразделения, органа, воинской части войск национальной гвардии), которым введен в действие специальный план.

24. Привлечение сил и средств соединений, воинских частей, подразделений (органов) войск национальной гвардии для решения внезапно возникающих задач, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 19 и 20 настоящего Порядка, осуществляется на основании устного обращения уполномоченного должностного лица территориального органа МВД России к командирам (начальникам) соответствующих соединений, воинских частей, подразделений (органов) войск национальной гвардии, в котором указываются цель привлечения сил и средств войск национальной гвардии, их необходимое количество, экипировка и вооружение, задачи, требующие привлечения специалистов соответствующего профиля, должностное лицо, в чье распоряжение планируется направить силы и средства войск национальной гвардии, иная значимая информация.

25. После устного обращения, указанного в пункте 24 настоящего Порядка, по решению уполномоченного командира (начальника) войск национальной гвардии соответствующие силы и средства приступают к выполнению поставленных задач.

26. Документальное оформление устного обращения осуществляется в течение 24 часов посредством направления письма с отражением информации, указанной в пункте 24 настоящего Порядка.

27. В случае невозможности выделения запрашиваемого количества сил и средств уполномоченный руководитель войск национальной гвардии информирует о необходимости задействования дополнительных сил и средств войск национальной гвардии вышестоящего руководителя, уполномоченного принимать решение на такое задействование.

IV. Особенности задействования СОБР, ОМОН, АОСН, ЦСН СР для выполнения задач по обеспечению правопорядка

28. Основанием задействования СОБР, ОМОН, АОСН, ЦСН СР[21] для выполнения мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка, является обращение уполномоченного должностного лица органа внутренних дел к уполномоченным должностным лицам войск национальной гвардии.

29. Совместным решением руководителей территориальных органов МВД России и Росгвардии устанавливаются обязательные ежесуточные нормы выделения сил и средств СОБР (ОМОН) для обеспечения силовой поддержки органов внутренних дел при осуществлении ими следственных действий, оперативно-розыскных и иных мероприятий.

30. Уполномоченными должностными лицами органами внутренних дел, указанными в пункте 28 настоящего Порядка[22], являются:

30.1. Министр внутренних дел Российской Федерации и его заместители – для всех спецподразделений, в том числе в целях выполнения задач за пределами мест их постоянной дислокации.

30.2. Начальники территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном (для органов внутренних дел на транспорте), региональном уровнях и их заместители – начальники полиции – для спецподразделений, дислоцированных в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации (за исключением ЦСН СР), в целях выполнения задач в пределах обслуживаемой территории.

30.3. Начальники территориальных органов МВД России на районном уровне, и их заместители – начальники полиции – для спецподразделений, дислоцированных на территории обслуживания (за исключением ЦСН СР), в целях выполнения задач в пределах обслуживаемой территории (в соответствии с подпунктом 17.5 настоящего Порядка).

31. Уполномоченными должностными лицами войск национальной гвардии, указанными в пункте 28 настоящего Порядка, являются:

31.1. Директор Федеральной службы войск национальной гвардии

Российской Федерации – главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации, первый заместитель директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации – главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации – в отношении всех спецподразделений.

31.2. Начальник Главного управления сил специального назначения Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации – в отношении ЦСН СР.

31.3. Командующие объединениями войск национальной гвардии – в отношении спецподразделений, входящих в структуру территориальных органов Росгвардии, находящихся в их непосредственном подчинении, для выполнения задач в пределах обслуживаемой территории.

31.4. Начальники территориальных органов Росгвардии – в отношении спецподразделений, находящихся в их непосредственном либо временном подчинении, в целях выполнения задач в пределах обслуживаемой территории.

32. В обращении указываются планируемые дата и время задействования спецподразделений, необходимое количество сил и средств с его обоснованием, их экипировка и вооружение, задачи спецподразделению, должностное лицо органа внутренних дел, в чье распоряжение планируется направить спецподразделение3.[23]

33. Перед подготовкой обращения с начальником (командиром) спецподразделения согласовывается количество сил и средств, в том числе отдельных видов вооружения, необходимых для успешного выполнения задач.

34. В исключительных случаях для решения внезапно возникающих задач, требующих незамедлительного реагирования спецподразделений, задействование их сил и средств осуществляется с момента устного обращения уполномоченного должностного лица органа внутренних дел непосредственно к дежурному соответствующего территориального органа Росгвардии (устного распоряжения должностных лиц, указанных в подпункте 30.3 настоящего Порядка, непосредственно командирам (начальникам) спецподразделений, дислоцированных на территории обслуживания, либо лицам, исполняющим их обязанности4), с последующим оформлением в течение 24 часов письменного обращения в соответствии с настоящим Порядком.

35. После поступления обращения, указанного в пункте 34, задействованный личный состав спецподразделения переходит в оперативное подчинение уполномоченного должностного лица органа внутренних дел.

Наши рекомендации