Перспективы развития тормозной техники
Ермилов А.В.
Автоматические тормоза
Учебно-методическое пособие
Для подготовки групп машинистов электропоездов
Екатеринбург
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии № 1 «___»_______________2014 г. Протокол № _____ _______________А.П. Сигуткин |
Автор: А.В. Ермилов
преподаватель Екатеринбург-Сортировочного подразделения
Свердловского УЦПК
Рецензенты: П.Е. Наймушин
преподаватель Екатеринбург-Сортировочного подразделения
Свердловского УЦПК
С.Н. Пилевцев
заместитель начальника по эксплуатации
депо ТЧприг-11 Нижний Тагил
Содержание
Введение.…………………………………………………………………….6
Условные обозначения…………………………………………………….7
1 Теория торможения…………………………………………………......8
1.1 Общие сведения о тормозах………………………………………..8
1.2 Тормозная сила……………………………………………………..10
1.3 Тормозные процессы………………………………………………15
1.4 Классификация тормозов…………………………………………17
1.5 Принципиальные схемы различных типов тормозов………...23
1.6 Контрольные вопросы……………………………………………27
2 Назначение и размещение тормозного оборудования…………….28
2.1 Классификация тормозного оборудования……………………..28
Пневматическая схема электропоездов
ЭТ2М, ЭР2Т и ЭД2Т……………………………………………….28
Особенности пневматической схемы электропоездов
ЭД4М…………………………………………………………………34
2.4 Контрольные вопросы…………………………………………….38
3 Приборы питания тормозов сжатым воздухом…………………….39
3.1 Классификация компрессоров…………………………………...39
3.2 Компрессор ЭК-7Б (ЭК-7В)……………………………………….40
3.3 Винтовая компрессорная установка ВКУ-0,6-ЭП……………..44
3.4 Агрегат компрессорный винтовой АКВ-0,65…………………..54
3.5 Регулятор давления АК-11Б……………………………………...63
3.6 Модернизированный регулятор давления АК-11Б……………65
3.7 Контрольные вопросы…………………………………………….68
4 Приборы управления тормозами…………………………………….69
4.1 Типы кранов машиниста………………………………………….69
4.2 Кран машиниста № 395.000.5……………………………………..71
4.3 Манометры………………………………………………………….85
4.4 Редуктор № 348……………………………………………………..87
4.5 Сигнализаторы отпуска тормозов……………………………….89
4.6 Контрольные вопросы…………………………………………….91
5 Приборы торможения…………………………………………………92
5.1 Типы ВР и их свойства…………………………………………….92
5.2 Воздухораспределитель № 292-001………………………………93
5.3 Воздухораспределитель № 242-1………………………………..101
5.4 Электровоздухораспределитель ЭВР № 305-001……………...119
5.5 Реле давления № 404……………………………………………...125
5.6 Тормозные цилиндры…………………………………………….128
5.7 Резервуары………………………………………………………...130
5.8 Контрольные вопросы…………………………………………...133
6 Электропневматические тормоза……………………………….….134
6.1 Классификация ЭПТ……………………………………………..134
6.2 Работа схемы ЭПТ электропоездов с КрМ № 395.000.5……...135
6.3 ЭПТ электропоездов с электрическим тормозом…………….142
6.4 Контрольные вопросы…………………………………………...151
7 Воздухопровод и его арматура………………………………………152
7.1 Тормозная магистраль…………………………………………...152
7.2 Краны………………………………………………………………154
7.3 Клапаны……………………………………………………………157
7.4 Маслоотделители, фильтры и тройники………………………161
7.5 Пневматические выключатели управления………………….164
7.6 Соединительные рукава…………………………………………167
7.7 Контрольные вопросы…………………………………………...170
8 Тормозная рычажная передача…………………………………......171
8.1 Назначение, классификация и виды ТРП……………………..171
8.2 Конструкция ТРП электропоездов……………………………..172
8.3 Авторегулятор выхода штока ТЦ………………………………175
8.4 Контрольные вопросы…………………………………………...179
9 Эксплуатация тормозного оборудования………………………….180
Техническое обслуживание и проверка технического
состояния тормозного оборудования…………………………...180
Обязанности локомотивной бригады перед выездом
из депо и при смене локомотивных бригад……………………183
Порядок переключения тормозного оборудования
при смене кабин управления……………………………………187
9.4 Опробование тормозов в моторвагонных поездах…………...188
Обслуживание тормозов моторвагонных поездов и
управлением ими в пути следования…………………………..192
Особенности обслуживания и управления тормозами
в зимних условиях………………………………………………...197
9.7 Обеспечение моторвагонных поездов тормозами…………….201
Действия локомотивной бригады при применении
экстренного торможения………………………………………...202
9.9 Правила продувки пневматической сети электропоезда……205
9.10 Контрольные вопросы………………………………………...206
Список использованных источников…………………………………208
Введение
В настоящее время на железных дорогах России, в том числе и на Свердловской железной дороге, возрастает скорость движения пригородного подвижного состава. В эксплуатацию поступают более совершенные скоростные электропоезда. В этих условиях исправность и надежность автоматических тормозов имеет особенно важное значение. Поэтому работники железнодорожного транспорта, занимающиеся эксплуатацией тормозов, обязаны хорошо знать устройство, действие и правила обслуживания тормозного оборудования подвижного состава.
Задачей курса «Автотормоза» является подготовка специалистов, хорошо знающих устройство, действие, обслуживание и эксплуатацию тормозного оборудования подвижного состава.
В учебно-методическом пособии рассмотрены теоретические основы торможения; изложен материал о назначении, устройстве и принципе действия основных, в том числе новых, тормозных устройств и систем, применяемых на электропоездах, эксплуатируемых на Свердловской железной дороге, а также об обслуживании и управлении этими устройствами.
Учебно-методическое пособие предназначено для учащихся УЦПК по специальностям: «машинист электропоезда», «помощник машиниста электропоезда», «машинист электропоезда (повышение квалификации 3-2-1 класс)». Оно также может быть использовано учащимися УЦПК по специальностям: «машинист дизель-электропоезда» и «помощник машиниста дизель-электропоезда».
В настоящем учебно-методическом пособии все единицы измерений даны в Международной системе единиц (СИ). Для облегчения перевода из систем единиц СИ в систему единиц МКСА в пособии приняты следующие приближенные соотношения между единицами измерений:
Условные обозначения
ТМ – тормозная магистраль;
ПМ – питательная магистраль;
ТК – тормозная колодка;
ТЦ – тормозной цилиндр;
ВР – воздухораспределитель;
ЭВР – электровоздухораспределитель;
ГР – главный резервуар;
ЗР – запасные резервуары;
ПР– питательный резервуар;
КрМ – кран машиниста;
УР – уравнительный резервуар;
УК – уравнительная камера (КрМ № 395-000.5);
ЭПТ – электропневматический тормоз.
ТРП – тормозная рычажная передача;
РгД – регулятор давления;
РВШ – регулятор выхода штока;
РД – реле давления;
МК – магистральная камера;
ЗК – золотниковая камера;
ОЗ– отсекательный золотник (ВР № 292-001);
ГЗ – главный золотник (ВР № 292-001);
МП – магистральный поршень (ВР № 292-001);
УП – ускорительный поршень (ВР № 292-001);
УК – ускорительная камера (ВР № 242-1);
ОВ– отпускной вентиль (ЭВР № 305-001);
ТВ – тормозной вентиль (ЭВР № 305-001);
РК – рабочая камера (ЭВР № 305-001).
Теория торможения
Общее сведения о тормозах
В процессе движения поезда на него действуют силы, различные по своему характеру и направлению. Различают силы внешние (сопротивление движению от уклона) и внутренние (сила трения в подшипниках).
Чтобы обеспечить остановку поезда в требуемом месте или снижение скорости движения на определенном участке следования, необходимо искусственно увеличить силы сопротивления движению.
Тормозные силы – это силы, создающие искусственное сопротивление движению.
Тормозные устройства – это устройства, применяемые в поездах для искусственного увеличения сил сопротивления движению.
Тормозные силы и силы сопротивления движению гасят кинетическую энергию движущегося поезда. Наиболее распространенным средством для получения тормозных сил является колодочный тормоз. При трении ТК о поверхность катания колеса кинетическая энергия поезда превращается в тепловую.
Тормоза являются главным средством, обеспечивающим безопасность и рост скоростей движения поездов.
Максимальная скорость движения устанавливается исходя из максимального тормозного пути. Повышение эффективности тормозов ведет к сокращению тормозного пути и увеличению технической скорости, т.е. к повышению безопасности движения и росту пропускной способности железных дорог.
Основные требования ПТЭ к устройствам тормозов:
· оборудование подвижного состава железнодорожного транспорта автоматическими тормозами с обязательным включением их в автотормозную сеть поезда;
· автотормоза должны надежно действовать в различных условиях эксплуатации;
· должны обеспечивать плавность торможения;
· должны обеспечивать остановку поезда при разъединении или разрыве воздухопроводной магистрали или открытии стоп-крана;
· должны иметь тормозное нажатие, гарантирующее остановку поезда при экстренном торможении на расстоянии не более тормозного пути;
· запрещается эксплуатация локомотивов и МВПС с неисправными пневматическими, электропневматическими и ручным тормозами.
ПТЭ определяет порядок включения и опробования автотормозов в поездах.
Перспективы развития тормозной техники.
Автоматические тормоза для современных и перспективных условий эксплуатации должны обеспечивать тормозной путь при экстренном торможении согласно, установленных нормативов. Исходя из этого, проводятся большие работы по модернизации существующих и созданию новых конструкций тормозных приборов, отвечающих современным и перспективным требованиям эксплуатации.
Необходимую эффективность тормозных средств поездов намечается реализовывать применением дисковых, магнитно-рельсовых тормозов и тормозов, в которых используется действие вихревых токов.
В настоящее время некоторые характеристики ВР, в частности скорость тормозной волны (300 м/с), достигли своего физического предела. Это накладывает ограничения на длину грузовых поездов.
В грузовом движении при наибольшем весе составов 60 – 80 тыс. кН будет происходить постепенный рост скорости до 100 км/ч и более с широким использованием средств автоматизации процессов, в том числе тормозных, и возможным применением однопроводного ЭПТ.
Такая же перспектива, но с большими темпами роста скорости до 300 – 400 км/ч ожидает и пассажирские поезда. В них тормозное нажатие на диски должно регулироваться в зависимости от веса вагона, скорости его движения, а при экстренном торможении – силы сцепления колес с рельсами и ее максимальном использовании.
Решение этих задач привычными пневмомеханическими средствами при наличии источников электропитания нецелесообразно, поэтому имеющаяся тормозная техника должна претерпеть существенные качественные изменения.
Перспективным в этом плане видится широкое применение в тормозных приборах электроники. С учетом этого на каждом локомотиве или пассажирском вагоне должен быть размещен специализированный комплекс безопасности, включающий определенный набор тормозных и других устройств с возможностью его расширения в зависимости от условий эксплуатации. Этот комплекс должен выполняться на базе современных высоконадежных микропроцессоров.
В зависимости от категории поезда локомотивы и вагоны могут оснащаться различным набором устройств в комплексе безопасности, которые должны легко стыковаться через специальные разъемы и иметь индивидуальный источник питания.
Дальнейшее совершенствование тормозного оборудования помимо повышения эффективности предусматривает повышение надежности и снижение трудоемкости при эксплуатации и ремонте.
Тормозная сила
Образование тормозной силы(рисунок 1.1).
Если к катящемуся по рельсу колесу нагруженному силой Pk прижать ТК с силой K, то между поверхностью касания колеса и колодкой возникает сила трения B
, (1)
где - коэффициент трения между колодкой и колесом.
R - радиус колеса; Pk - осевая нагрузка; K - сила нажатия колодки;
В - сила трения; Bt - тормозная сила; а - точка контакта колеса с рельсами.
Рисунок 1.1 – Схема сил, действующих на колесо
Со стороны колеса на колодку и далее на подвеску, раму и буксу действует реактивная сила равная силе B и противоположно направленная. Сила B является внутренней силой по отношению к колесу и не может сама произвести торможение. Эта сила создает момент , который направлен против вращения колеса.
Под действием этого момента в точке а создается сила BT, которая действует на рельс со стороны колеса и стремится сдвинуть его. Данная сила является внешней, численно равна силе B и направлена в обратную сторону движению. Сила ВТ – тормозная сила
, (2)
Момент силы трения МТ, направленный против вращения колеса, называется тормозным моментом
. (3)
Таким образом, тормозная сила реализуется в точках контакта колес с рельсами.