Инструкция локомотивной бригаде о порядке приемки, осмотра, сдачи электроподвижного состава, порядок работы на линии и парковых путях электродепо

ИНСТРУКЦИЯ

машинисту электропоездов Московского метрополитена о порядке приёмки, осмотра, сдачи электроподвижного состава, порядке работы на линии и производстве маневровых работ на линии.

И–015/2000 ТЭ

ВВЕДЕНИЕ.

Настоящая инструкция является практическим руководством для машиниста при приёмке, осмотре, сдаче электроподвижного состава, работе на линии, производстве маневровых работ на линии и парковых путях электродепо.

Инструкция разработана в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации (ПТЭ) метрополитенов РФ, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на метрополитенах РФ, Инструкции по сигнализации на метрополитенах РФ, руководящих указаний и приказов Управления метрополитена и Службы подвижного состава.

При разработке настоящей Инструкции был обобщён многолетний опыт работы передовых машинистов электропоездов Московского метрополитена, обеспечивающих высокую степень безопасности движения поездов и культурное обслуживание пассажиров.

В дополнение данной инструкции в каждом электродепо должна быть издана Местная инструкция, учитывающая особенности конструкции эксплуатируемого подвижного состава. В Местной инструкции допускается изменение очерёдности действий машиниста и помощника машиниста при приёмке и сдаче подвижного состава, при условии полного выполнения технологического процесса настоящей инструкции. Кроме того, допускается изменение любого пункта настоящей инструкции по согласованию со Службой подвижного состава при условии, что данное изменение будет способствовать повышению безопасности движения и культуры обслуживания пассажиров. Не допускаются различия в Местных инструкциях электродепо, обслуживающих одну линию, в приёмках, сдачах электроподвижного состава, по работе машинистов на линии и при выполнении маневровой работы.

В Местную инструкцию должны быть включены выписки из техническо-распорядительных актов станций (ТРА) и парковых путей электродепо обслуживаемой линии; определены номера выходных светофоров и светофоров, установленных в местах плохой видимости, все показания которых для самоконтроля машинист обязан называть вслух; максимально допустимые скорости на линии и места её ограничения; маршруты перегонок на другие линии; методы рационального вождения поездов.

Инструкция является руководством в работе машиниста Московского метрополитена и может служить пособием при обучении профессии машиниста электропоездов метрополитена.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Началом работы машиниста является время, указанное в наряде или сообщенное ему при вызове. К этому времени машинист обязан явиться в здравпункт для прохождения предрейсового медицинского осмотра и получения маршрутного листа порядком, установленным Местной инструкцией электродепо.

Медицинские осмотры проводятся каждому машинисту и помощнику машиниста перед заступлением на работу и выборочно машинистам по закрытому скользящему графику после смены и перед заступлением на работу в смену после ночного отдыха.

Окончанием работы считается время, указанное в наряде, или время освобождения машиниста и помощника машиниста от работы администрацией.

1.2. После прохождения предрейсового медицинского осмотра и получения маршрутного листа машинист знакомится с вновь изданными приказами, указаниями, инструкциями, телефонограммами, письмами и инструктажами, а за их усвоение расписывается в книге ежедневного инструктажа, за постоянно действующие нормативные документы в специальной книге.

После ночного отдыха в электродепо или других пунктах, перед заступлением на работу машинист и помощник машиниста, как правило, не расписывается в книге ежедневного инструктажа, при отсутствии документов, изменяющих обычный порядок работы, с которыми они не были ознакомлены ранее. Далее машинист оформляет маршрутный лист, в электродепо получает реверсивную ручку контроллера машиниста (KB) порядком, установленным Местной инструкцией электродепо.

1.3. В электродепо машинист, выясняет: на каком пути находится состав, из каких вагонов он сформирован, была ли запись в книге ремонта при постановке состава в электродепо и есть ли соответствующая отметка ремонтного персонала о выполненном ремонте. В «Книге готовности» машинист проверяет, дана ли готовность ответственными работниками на подвижной состав. Проверяет наличие готовности на устройства автоматического регулирования скорости (АРС). Выясняет о произведенных перецепках в электроподвижном составе.

При отсутствии отметки и подписи под ней о выполненном ремонте или отсутствии готовности на электроподвижной состав, машинист, к приёмке состава не приступает, о чём заявляет дежурному по электродепо.

1.4. При заступлении на смену на линии машинист выясняет у оператора линейного пункта или дежурного по посту централизации, на каком станционном пути находится состав или уточняет время и путь, на который прибывает поезд.

1.5. Машинист перед приёмкой подвижного состава получает поездное снаряжение или проверяет его наличие и исправность на электроподвижном составе.

1.6. Во время осмотра состава в электродепо и на линии машинист должен иметь при себе реверсивную ручку КВ, фонарь или переносную лампу. Осмотр подвагонного оборудования машинист должен производить в головном уборе. При необходимости, применение смотрового молотка во время осмотра подвижного состава должно быть оговорено в Местной инструкции электродепо.

1.7. Во время движения поезда (состава) при нахождении главной рукоятки КВ в ходовом или тормозном положении левая рука машиниста должна находиться на главной рукоятке КВ, а правая рука на ручке крана машиниста.

При следовании первым поездом, следовании при включенном освещении в тоннеле, следовании по стрелочным переводам и в других случаях, требующих особой бдительности, правая рука машиниста должна находится на ручке крана машиниста.

1.8. Запрещается машинисту во время движения поезда покидать кабину управления и провозить в кабине управления лиц, не имеющих права проезда в ней.

1.9. Машинисту, помощнику машинистов, вызванному для проверки вагонов и устранения неисправностей, во время движения поезда запрещается переходить из вагона в вагон, кроме случаев, когда возникает угроза безопасности движения поездов. При этом должны соблюдаться правила личной безопасности и исключена возможность травмирования пассажиров торцевыми дверями вагонов.

1.10. Во время нахождения состава в техническом осмотре первого объёма (ТО-1) в электродепо, при отсутствии напряжения 825 В на составе, машинист может отлучиться с состава по разрешению дежурного по электродепо.

В пунктах технического обслуживания на станционных путях машинист может отлучиться с состава только в помещения пункта технического обслуживания.

1.11. Обо всех выявленных недостатках в работе и о нарушениях нормальной работы подвижного состава машинист по окончании смены должен написать донесение установленной формы.

2. ОБЯЗАННОСТИ МАШИНИСТА ПРИ ПРИЁМКЕ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА В ЭЛЕКТРОДЕПО БЕЗ ПОДАЧИ НА НЕГО НАПРЯЖЕНИЯ 825 В.

2.1. Перед началом осмотра машинист убеждается в отсутствии напряжения на монорельсе деповского пути, на котором находится принимаемый состав, т.е. разъединитель 825 В отключен и заперт, передвижные кабели (удочки) с токоприёмников вагонов сняты, сигнальные красные лампы не мигают (не горят), первая удочка надета на палец заземляющего устройства, а также в том, что деповская воздушная магистраль шлангом соединена с напорной магистралью головного вагона.

2.2. Машинист выполняет следующие действия:

2.2.1. В кабине головного вагона устанавливает соответствующий номер маршрута и текст информации для соответствующей станции, проверяет положение выключателей, работу звукового сигнала, наличие пломб на УАВА, разъединителе цепей АРС (РЦ АРС), и других аппаратах, указанных в Местной инструкции электродепо. Убеждается, что тормозная магистраль заряжена, производит полное служебное торможение и закрывает разобщительный кран. Проверяет норму давления в ТЦ, напряжение АКБ, берет сигнальный фонарь и направляется в хвостовую кабину.

2.2.2. Следуя по составу, проверяет наличие поездного снаряжения и его размещение в соответствии с «Инструкцией по содержанию и размещению поездного снаряжения электропоездов метрополитенов» и Местной инструкции электродепо. В каждом вагоне проверяет состояние внутривагонного и внутрикабинного оборудования, качество уборки салонов и кабин, наличие пломб на огнетушителях, давления воздуха в тормозных цилиндрах (ТЦ) на соответствие установленным нормам, напряжение аккумуляторной батареи.

2.2.3. В кабине хвостового вагона отпускает пневматические тормоза. Устанавливает соответствующий номер маршрута и текст информации для соответствующей станции, проверяет положение выключателей, целостность пломб на опломбированных аппаратах и приборах, работу звукового сигнала. Разобщительный кран в хвостовой кабине оставляет открытым. Сигнальный фонарь оставляет в хвостовой кабине.

2.2.4. Следуя по составу к головному вагону, на всех вагонах включает выключатели батарей, проверяет отпуск тормозов по показанию манометров ТЦ, положение рукояток концевых кранов и кранов стояночного тормоза, правильность сцепа автосцепок, запирает все торцевые двери вагонов и кабин. При выявлении открытых (сдвинутых) диванов и спинок сидений необходимо внимательно осмотреть поддиванное пространство на предмет посторонних предметов. Доложить дежурному по электродепо о незакреплённых спинках или сиденьях диванов для принятия немедленных мер по устранению выявленного нарушения.

2.2.5. В кабине головного вагона открывает разобщительный кран, ручку крана машиниста устанавливает во 2-ое положение и проверяет работу дверей, действие поездной радиосвязи и радиооповещения, исправность АСОТП «Игла». Проверка работы системы АРС, педали бдительности, цепей управления поездом осуществляется согласно Местной инструкции электродепо. Открывает левые двери. Разобщительный кран остается открытым.

2.2.6. Приступает к осмотру состава с обеих сторон, начиная с левой стороны по выходу из электродепо. На автосцепке головного вагона проверяет наличие уплотнительных колец, закрытие крышки электроконтактной коробки, фиксацию вертикальной тяги в крайнем верхнем положении или отключении крана пневматического привода электроконтактной коробки, проверяет исправность красных сигнальных огней. На головных вагонах проверяет крепление приемных катушек АРС, открывает рельсосмазыватели.

Проверяет исправность механического оборудования, наличие зазоров между колодками и колёсами, положение пневматических кранов, на каждом вагоне включает главный разъединитель (считает вслух), проверяет сцепление автосцепок и включение электрических междувагонных соединений, определяемое по фиксации вертикальных тяг или по положению кранов пневмоприводов. Проверяет чистоту вагонов, работоспособность срывного клапана хвостового вагона.

2.2.7. В кабине хвостового вагона производится посадка срывного клапана экстренным торможением крана машиниста, после чего, производится проверка сработки контактной части УАВА. После отпуска пневматических тормозов проверяется работа дверей, исправность АСОТП «Игла», действие поездной радиосвязи и громкоговорящего оповещения, работа системы АРС, педали бдительности, работа схем цепей управления поездом согласно Местной инструкции электродепо. Открыть правые двери, перекрыть разобщительный кран.

2.2.8. С правой стороны состава производить осмотр в объёме, указанном в п.2.2.6. с проверкой работоспособности срывного клапана головного вагона ( с проверкой УАВА см. п. 2.2.7).

2.2.9. После окончания осмотра машинист даёт письменную и устную заявки дежурному по электродепо о подаче напряжения 825 В на состав.

Во время подачи на состав напряжения 825 В машинист должен находиться в кабине головного вагона.

3. ОБЯЗАННОСТИ ЛОКОМОТИВНОЙ БРИГАДЫ ПРИ ПРИЁМКЕ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА В ЭЛЕКТРОДЕПО С ПОДАЧЕЙ НА НЕГО НАПРЯЖЕНИЯ 825 В.

3.1. Приёмка электроподвижного состава, оборудованного устройствами АЛС-АРС, с подачей на него напряжения 825 В должна осуществляться машинистом с помощником машиниста.

Перед началом осмотра машинист убеждается в отсутствии напряжения на монорельсе деповского пути, на котором находится принимаемый состав, т.е. разъединитель 825 В отключен и заперт, передвижные кабели (удочки) с токоприёмников вагонов сняты, сигнальные красные лампы не мигают (не горят), первая удочка надета на палец заземляющего устройства, а также в том, что деповская воздушная магистраль шлангом соединена с напорной магистралью головного вагона.

3.2. Машинист выполняет следующие действия:

3.2.1. В кабине головного вагона убеждается, что тормозная магистраль заряжена и разобщительный кран открыт. Проверяет положение выключателей, работу звукового сигнала, наличие пломб на УАВА, АВУ-045, разъединителей цепей АРС (РЦ АРС) и других аппаратах, указанных в Местной инструкции электродепо, и приступает к осмотру состава с обеих сторон, начиная с левой стороны по выходу из электродепо.

3.2.2. На автосцепке головного вагона проверяет наличие уплотнительных колец, закрытие крышки электроконтактной коробки, фиксацию вертикальной тяги в верхнем положении или отключение крана пневматического привода электроконтактной коробки, подвеску автосцепки. На головных вагонах проверяет крепление приемных катушек АРС.

3.2.3. При следовании вдоль состава открывает краны рельсосмазывателей. В местах, доступных для осмотра, убеждается в отсутствии на подвижном составе и пути посторонних предметов. Проверяет исправность механического оборудования, наличие зазоров между колодками и колёсами, крепление элементов тормозной рычажной передачи, тормозных колодок, состояние и крепление брусьев, корпусов и башмаков токоприёмников, положение главных разъединителей (должны быть отключены) и кранов пневматических магистралей, сцепление автосцепок и включение электрических междувагонных соединений, определяемое по фиксации вертикальных тяг или по положению кранов пневмоприводов. Проверяет чистоту вагонов, крепление срывных клапанов.

3.2.4. Осмотр и проверку автосцепки хвостового вагона и состава с правой стороны производит в соответствии с п.3.2.2. и 3.2.3.

3.2.5. После окончания осмотра и проверки состава с обеих сторон приступает к осмотру подвагонного оборудования из смотровой канавы. В местах, доступных для осмотра, убеждается в отсутствии на подвижном составе и пути посторонних предметов, проверяет положение и состояние кабелей тяговых двигателей, состояние поверхности катания колёс, средних частей осей, закрытие люков тяговых двигателей, кожухов аппаратов и приборов, состояние крепления: ЗУМов, мотор-компрессоров, тяговых электродвигателей, аппаратов и приборов, элементов подвески редукторов, тормозной рычажной передачи. Проверяет состояние механического оборудования и его предохранительных устройств.

3.2.6. Окончив осмотр подвагонного оборудования, заходит в кабину хвостового вагона, проверяет положение выключателей, работу звукового сигнала, наличие пломб на УАВА, АВУ-045, РЦ АРС, других аппаратов, указанных в Местной инструкции электродепо, и переходит в кабину головного вагона, проверяя при этом состояние внутривагонного и кабинного оборудования.

При отсутствии пломб на пломбируемых аппаратах и приборах машинист должен немедленно сообщить об этом дежурному по электродепо. Запрещается выезд на линию при отсутствии пломб на УАВА, РЦ АРС, АВУ-045, приборах и аппаратах, подлежащих пломбированию.

3.3. Помощник машиниста выполняет следующие действия:

3.3.1. Проверяет наличие поездного снаряжения и размещает его на составе в соответствии с «Инструкцией по содержанию и размещению поездного снаряжения электропоездов метрополитенов». Кроме того, он должен проверить наличие огнетушителей и пломб на них.

3.3.2. В кабинах головного и хвостового вагонов устанавливает соответствующие номера маршрута и текст информации для соответствующей станции.

3.3.3. В каждом вагоне проверяет напряжение на аккумуляторных батареях, состояние внутривагонного и внутрикабинного оборудования, качество уборки вагонов и кабин, наличие пломб на огнетушителях и их крепление, отсутствие давления в тормозных цилиндрах по показанию манометров ТЦ, включение автоматов защиты (согласно Местной инструкции). По окончании проверки возвращается в кабину головного вагона, проверяя закрепление спинок и сидений диванов, а также включает выключатели аккумуляторных батарей на всех вагонах. В кабине головного вагона ожидает подачи напряжения 825 В на состав.

3.4. После окончания проверки состава помощником машиниста машинист лично предупреждает его о подаче на состав напряжения 825 В, даёт письменную, а затем устную заявку дежурному по электродепо на подачу напряжения 825 В на состав, убеждается в отсоединении шланга деповской воздушной магистрали от головного вагона и заходит в кабину головного вагона.

3.5. Убедившись, что на состав подано напряжение 825 В, машинист включает выключатели мотор-компрессоров и БПСН, производит полное служебное торможение и отпуск тормозов. Проверяет работу поездных устройств АЛС-АРС, педали бдительности, схем управления поездом, дверями, белых сигнальных огней прожектора от контроллера машиниста и от контроллера резервного управления (КРУ), а также резервное включение мотор-компрессоров и исправность АСОТП «Игла».

Подробный порядок проверки работы указанных схем устанавливается Местной инструкцией электродепо.

На составах, где устройства АРС сблокированы со схемой резервного управления, проверяет работу схемы управления от КРУ с включенными устройствами АРС. Включает освещение салонов, передаёт реверсивную ручку КВ помощнику машиниста и выходит из кабины на платформу. На головном вагоне проверяет исправность красных, белых сигнальных огней и прожектора, работу срывного клапана и тормозного воздухораспределителя головного вагона по прижатию колодок к колёсам.

3.6. После срабатывания срывного клапана помощник машиниста убеждается, что при 2-м положении ручки крана машиниста срывной клапан не закрылся, переводит ручку крана машиниста в 7 положение. После закрытия срывного клапана отпускает пневматические тормоза и проверяет размыкание контактов УАВА путём постановки главной рукоятки КВ в положение «Ход-1», при этом красная лампа реле перегрузки (РП) (светодиоды РП, ЛСН) не должна гаснуть, переводит главную рукоятку КВ в нулевое положение и замыкает контакты УАВА.

3.7. После отпуска тормозов машинист подаёт помощнику машиниста сигнал «двери» и направляется к третьему вагону, проверяя работу дверей и сигнальных ламп бортовой сигнализации на первом, втором и третьем вагонах. От третьего вагона машинист последовательно подаёт сигналы «проверка работы схемы управления поездом» («секвенция»), «тормоз», «отпуск тормоза». Находясь между вторым и третьим вагонами, проверяет работу тормозных воздухораспределителей. Проверка остальных вагонов производится попарно, аналогично проверке второго и третьего вагонов.

Сигнал «секвенция» подаётся частым движением руки или фонарем по вертикали, а сигнал «двери» подаётся движением рук, сходящихся над головой.

3.8. Помощник машиниста по сигналам машиниста производит открытие и закрытие дверей, полное служебное торможение (ПСТ) и отпуск пневматических тормозов.

По сигналу «секвенция» при положении реверсивной ручки КВ «Вперёд» переводит главную рукоятку КВ последовательно в положения «Ход-1-2-3». После остановки РК переводит главную рукоятку КВ в нулевое положение, выводит 2-3 ступени пускотормозных резисторов ручным торможением («байпас»), а затем включает «тормоз-автомат». Работу электрической схемы помощник машиниста контролирует по показанию красной сигнальной лампы РП(светодиодов РП и ЛСН). О выявленных неисправностях немедленно сообщает машинисту по поездному радиооповещению. На время проверки схемы управления поездом выключатель мотор-компрессоров должен быть отключен.

3.9. По окончании проверки состава с правой стороны машинист подаёт сигнал помощнику машиниста кругообразным вращением фонаря, входит в кабину хвостового вагона и совместно с помощником машиниста, находящимся в головной кабине, проверяет радиооповещение и поездную радиосвязь порядком, установленным Местной инструкцией электродепо. После открытия дверей помощником машиниста машинист переходит по вагонам в кабину головного вагона, проверяя при этом открытие дверей левой стороны и закрытие их с правой стороны состава, давление воздуха в тормозных цилиндрах по показанию манометров ТЦ и показание зелёных ламп РП.

3.10. Помощник машиниста, получив сигнал от машиниста об окончании проверки состава с правой стороны совместно с машинистом, находящимся в кабине хвостового вагона, проверяет радиооповещение и поездную радиосвязь порядком, установленным Местной инструкцией электродепо.

Проверяет размыкание контактов автоматических выключателей тормоза (АВТ) от действия вентилей замещения №2, для чего отключает выключатель управления поездом, переводит главную рукоятку КВ в положении «Тормоз-2», при полном давлении воздуха в тормозных цилиндрах от действия вентиля замещения № 2 включает выключатель управления поездом, принудительно отключает РП (нажимает КСН) и переводит главную рукоятку КВ в нулевое положение.

Производит полное служебное торможение, закрывает разобщительный кран, открывает обе стороны дверей состава и закрывает их кнопкой резервного закрытия дверей, затем открывает левую сторону дверей кнопкой со стороны помощника машиниста, выключает выключатель мотор-компрессоров и, взяв с собой реверсивную ручку КВ, переходит по вагонам в кабину хвостового вагона.

В кабине хвостового вагона включает выключатель мотор-компрессоров, отпускает пневматические тормоза, восстанавливает РП, устанавливает реверсивную ручку КВ в положение «Вперёд», открывает двери с другой стороны состава кнопкой помощника машиниста и закрывает их кнопкой резервного закрытия дверей, проверяет работу вентиля замещения №2.

3.11. После отпуска тормозов помощником машиниста из кабины хвостового вагона машинист, находясь с левой стороны состава между первым и вторым вагонами, проверяет работу тормозных воздухораспределителей (по прижатию колодок к колёсам при тормозе и наличию зазоров при отпуске тормоза), реостатных контроллеров и дверей. После чего, на остальных вагонах проверяет отпуск тормозов по наличию зазоров между колодками и колёсами и работу дверей. На хвостовом вагоне проверяет исправность красных, белых сигнальных огней и прожектора, работу срывного клапана порядком, установленным в п.3.6. настоящей Инструкции.

3.12. В кабине хвостового вагона машинист производит полное служебное торможение и отпуск тормозов. Проверяет работу поездных устройств АЛС-АРС, педали бдительности, схем управления поездом, дверями, белых сигнальных огней прожектора от контроллера машиниста и от контроллера резервного управления (КРУ), а также резервное включение мотор-компрессоров и исправность АСОТП «Игла».

Машинист производит полное служебное торможение, закрывает разобщительный кран, выключает устройства АРС, проверяет положение выключателей и кнопок. Далее, приводит кабину в нерабочее положение, согласно Местной инструкции, после чего, выходит из кабины на платформу, а помощник машиниста закрывает окно кабины и направляется в головной вагон, запирает двери кабин и торцевые двери вагонов.

3.13 Машинист из кабины головного вагона отпускает тормоза. После снятия напряжения 825 В с электроподвижного состава включает главные разъединители на всех вагонах. На время снятия передвижных кабелей с токоприёмников вагонов должен отключить выключатели мотор-компрессоров и БПСН, освещение салонов. Убедившись, что помощник машиниста находится в кабине головного вагона, заявляет дежурному по электродепо об окончании приёмки состава.

3.14. Об обнаруженных во время приёмки неисправностях машинист обязан немедленно сообщить дежурному по электродепо.

Наши рекомендации