Глава 15. перевозка штучных грузов
НОМЕНКЛАТУРА, ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШТУЧНЫХ ГРУЗОВ
Штучными грузами являются грузы, перевозимые отдельными местами, упакованными в разнообразную тару или без упаковки. Подавляющая часть этих грузов на внутреннем водном транспорте перевозится в соответствии с общими правилами приема их к перевозке и выдаче получателю. Однако для некоторых грузов (опасных, скоропортящихся, хлебных и др.) утверждены специальные правила перевозки.
Основными особенностями и свойствами штучных грузов являются значительная их номенклатура (свыше 10 тысяч наименований), многообразие физико-химических свойств, высокая ценность, разнообразие тары, упаковки, размеров, габаритов, массы и др. Эти грузы перевозятся, как правило, мелкими и сборными отправками, с разветвленной сетью корреспондирующих между собой пунктов отправления, назначения.
В зависимости от свойств, упаковки, габаритов, способов перегрузки, размещения на судах и других факторов все штучные грузы на внутреннем водном транспорте подразделяются на следующие группы:
- мешковые:
- катно-бочковые:
- киповые:
- ящичные;
- контейнеры и пакеты;
- металлы и металлические изделия:
- тяжеловесные и негабаритные:
- штучные.
Данная группировка штучных грузов обеспечивает возможность создания необходимых условий для временного их хранения на складах перевозчика, судах, рационального использования перегрузочных механизмов, грузоподъемности и грузовместимости судов, обеспечения качества перевозок.
Рис. Перевозка контейнеров и автомобилей на т/х «Караганда»
Основной номенклатурой штучных грузов, перевозимых внутренним водным транспортом, является: металл, металлоизделия, металлический лом; автомобили; крупногабаритное и тяжеловесное оборудование; железобетонные изделия; волокнистые грузы; скоропортящиеся продукты; животные и продукты сырья животного происхождения; опасные грузы и ряд других грузов.
Каждый из этих грузов имеет свои специфические свойства и требования к перевозке.
ПЕРЕВОЗКА МЕТАЛЛА, МЕТАЛЛОИЗДЕЛИЙ
И МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ЛОМА
Металл по его значению в народном хозяйстве один из важнейших грузов. По мере увеличения объемов производства совершенствуются методы его перевозки и механизация перегрузочных работ. Это выдвигает новые требования к упаковке и условиям приема груза к перевозке с тем, чтобы обеспечить его сохранность и сократить трудовые затраты на переработку в портах и транспортирование.
В правилах перевозок предусмотрено, что листовой и сортовой прокат металла, поковки и сплавы, трубы диаметром до 273 мм, отгружаемые в районы Крайнего Севера, должны быть предъявлены к перевозке в пакетах массой до 5 т или в специальных контейнерах.
Металлоизделия в виде крепежных изделий (болты, гвозди и др.), инструмент (кузнечный, слесарный, столярный), запасные части, детали и арматура, изделия из цветного металла и изделия культурно-бытового назначения (посуда, мебель и др.), стальные трубы с толщиной стенки до 1 мм и диаметром до 60 мм, оборудование и малогабаритные изделия машиностроения должны быть упакованы в деревянные ящики или пакеты. При перевозке в контейнерах допускается их упаковка в облегченную тару. Провода, проволоку, ленту, тросы, сетки, цепи перевозят в специальных контейнерах, на поддонах или барабанах.
Крупногабаритные металлоизделия и оборудование перевозят в специальных контейнерах или прочных деревянных ящиках с полозьями. Если в соответствии со стандартами или по согласованию с органами транспорта такие изделия принимают на перевозку без упаковки, должна быть сделана защита от механических повреждений и коррозии обработанных поверхностей, соединений, отверстий, фланцев, выступающих узлов и деталей. При этом тяжеловесные грузовые места должны иметь приспособления для застропки краном или устанавливаться и крепиться на полозьях.
Металлический лом к перевозке в водном сообщении должен быть подготовлен с соблюдением следующих условий:
крупный лом подлежит разделке на части габаритными размерами не более 3X2,1X2,5 м;
длинномерные части и изделия из тонколистового металла (трубы диаметром до 273 мм, сетка, проволока, обрезы тонкого листа и др.) прессуют в пакеты или укладывают в кипы и связки массой 3…5 т;
мелкий лом, стружку, опилки упаковывают в деревянные ящики, ящичные поддоны или специальные контейнеры;
крупногабаритный лом цветных металлов можно перевозить без упаковки при согласии транспортной организацией и грузополучателя;
весь металлолом подлежит проверке, приведение в безопасное для перевозки, перегрузки и переплавки состояние, отделен от огне- и взрывоопасных материалов. К накладной на перевозку отправитель обязан приложить соответствующее удостоверение о выполнении этоготребования.
Рис. Портовый склад металлолома
При перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении разделка и упаковка крупногабаритного лома должны обеспечивать полное использование грузоподъемности и грузовместимости вагонов, а размеры и масса отдельных мест подлежат согласованию с транспортными организациями.
Массу груза при погрузке определяет отправитель, но перевозчик имеет право проверить ее по осадке судна.
ПЕРЕВОЗКА АВТОМОБИЛЕЙ
Перевозка автомобилей и других аналогичных машин имеет определенные особенности. Полного использования грузоподъемности судов при таких перевозках можно достичь лишь при соблюдении правил перевозки и технических условий погрузки и размещения груза на судах.
Сдавая на перевозку автомобили отправитель обязан: слить воду из систем охлаждения и топливо из баков и топливной системы, разъединить провода от аккумуляторов; плотно закрыть стекла кузовов и двери; составить опись (2экз.) на ящики, в которые упакованы снятые детали, запасные части, инструмент, указав в ней также количество навешенных на машину пломб (один экземпляр описи крепят на внутренней стороне смотрового стекла кабины автомобиля, либо прикрепляют к машине, другой прилагают к накладной); замаркировать груз в соответствии с правилами маркировки, дополнительно указав номера и марки машин
Выполнение первых двух требований отправитель удостоверяет отметкой в накладной.
Автомобили пломбирует отправитель. Во время приема к перевозке машины осматривают, проверяя количество мест и исправность пломб. Массу машины определяют по таблице условной массы отдельных штучных грузов (Тарифное руководство 1-P), а машин, условная масса которых не установлена, определяет отправитель.
В случае перевозки автомобилей в прямом водном или прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении отправитель обязан вместе с грузом предъявить необходимый материал для крепления груза в вагонах или на судне.
Рис. Выгрузка автомобилей в порту Усть-Луга
Погрузка и выгрузка производятся средствами перевозчика. При отсутствии у него таких средств эту работу выполняет отправитель или получатель, а груз принимают и сдают на борту судна. Во время перегрузочных работ должны соблюдаться меры предосторожности, чтобы исключить поломку, повреждение или нарушение окраски машин.
Все самоходные машины после установки их на судне должны быть заторможены ручными тормозами, рычаги коробок передач поставлены на первую скорость и включены муфты сцепления.
При массовых перевозках легковых автомобилей на специализированных судах - автомобилевозах указанные правила несколько изменяются: погрузку и выгрузку в этом случае, как правило, производят на причале грузовладельца и лишь с согласия перевозчика на его причале. Автомобили при погрузке и выгрузке движутся своим ходом под управлением водителей, назначенных отправителями или получателями. Последние обязаны также выделить рабочих для расстановки автомобилей на причале и крепления их на судне. При погрузке допускается оставлять в бензобаках минимально необходимый для выгрузки запас бензина.