Классификация воздушных перевозок

Внутренняя воздушная перевозка— воздушная перевозка, при которой пункт от­правления, пункт назначения и все предусмотренные остановки расположены на территории одного того же государства. Условия внутренней воздушной перевозки и ответственность перевозчика определяются национальным законодательством соответствующей страны.

Международная воздушная перевозка— воздушная перевозка, при которой место отправления и место назначения, независимо от того, имелись ли перегрузка или перерыв в перевозке, расположены:

· на территории двух государств;

· на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на тер­ритории др. государства.

Международная воздушная перевозка может быть как коммерческой (осуществляе­мой гражданскими судами за плату), так и некоммерческой (бесплатной).

В международном воздушном сообщении могут перевозиться пассажиры, багаж, груз и почта. Эти перевозки регулируются Воздушным кодексом Украины, двусторонними и многосторонними соглашениями, а также Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция 1929 г. Га­агского протокола 1955 г. и др.). Международные воздушные перевозки почты осуществля­ются с соблюдением правил международных почтовых соглашений.

Международным полетом называется всякий полет, при котором воздушное судно пересекает государственные границы двух или более государств.

Полеты на международных воздушных линиях по форме их выполнения классифици­руются на регулярные, выполняемые в соответствии с условиями соглашений о воздушном сообщении между государствами, и нерегулярные, выполняемые на основании специальных разрешений на разовые полеты.

Регулярные рейсывыполняются в соответствии с опубликованным расписанием по договорным авиалиниям на основе соглашений о воздушном сообщении между договари­вающимися государствами. В расписании указаны маршрут полета, промежуточные пункты посадок, время вылета и прилета и каждый пункт маршрута, частота движения и тип са­молета. Изменение этих условий выполнения регулярных рейсов может быть произведено только при взаимном согласии договаривающихся стран.

Нерегулярные рейсывыполняются на разовой или групповой основе в соответствии со специальным разрешением. Они, в свою очередь, делятся на дополнительные, специаль­ные и чартерные.

Дополнительные рейсывыполняются по тем же авиалиниям, что и регулярные, но по особому расписанию. Дополнительный рейс может быть выполнен с согласия партнера, при условии что загрузка не может быть перевезена регулярными рейсами партнеров. Допол­нительный рейс, как правило, выполняется в тот же день, что и регулярный, но в любом слу­чае не позже и не ранее, чем за 24 ч от времени выполнения регулярного рейса, указанного в расписании полетов.

Специальные рейсывыполняются со специальным заданием как по маршруту регу­лярных рейсов, так и по особому маршруту. Как правило, разрешение на выполнение специ­альных рейсов запрашивается по дипломатическим каналам.

Чартерные рейсывыполняются на коммерческой основе в соответствии со специ­альным договором чартера между перевозчиком (фрахтовщиком) и заказчиком (фрахтовате­лем). Перевозки на нерегулярной коммерческой основе получили название авиафрахтовых перевозок.

Приведенная выше классификация международных рейсов по форме выполнения по­летов должна быть дополнена классификацией по цели полета, в соответствии с которой по­леты разделяются на полеты с коммерческими и некоммерческими целями.

Полет воздушного судна с коммерческими целями— это полет и посадка воздуш­ного судна:

· в предусмотренный расписанием полетов или разовым разрешением пункт, до ко­торого перевозчик имеет коммерческие права, вне зависимости от изменения ком­мерческой загрузки самолета;

· в не предусмотренный расписанием или разовым разрешением пункт (запасной аэропорт) с изменением коммерческой загрузки без продолжения дальнейшего полета в пункт назначения согласно расписанию.

Полет воздушного судна с некоммерческими целями— это полет и посадка воз­душного судна:

· в пункт, предусмотренный расписанием, но до/от которого перевозчик не имеет коммерческих прав (техническая посадка) и коммерческая загрузка самолета оста­ется неизменной;

· на запасной аэродром при условии, что коммерческая загрузка остается неизмен­ной;

· при полетах воздушных судов государственных ведомств, не имеющих на борту платной коммерческой загрузки;

· при полетах поисково-спасательных судов;

· при испытательных и тренировочных полетах;

· вынужденные посадки судов по причине неисправности материальной части, в случае применения насилия или других причин, но при условии неизменности коммерческой загрузки.

4.2 Коммерческие права и «свободы воздуха»

Все регулярные рейсы выполняются на коммерческой основе для перевозки пассажи­ров, багажа, почты и грузов, для их выполнения необходимо наличие либо межправительст­венного соглашения о воздушном сообщении между двумя странами, либо особого разреше­ния правительства, выдаваемого на временной основе до заключения соглашения о воздуш­ном сообщении. Особое место в двусторонних соглашениях занимает вопрос о коммерче­ских правах при полетах по договорным линиям.

Под коммерческими правами, при международных авиаперевозках, понимается право перевозки коммерческой загрузки при выполнении регулярных рейсов, предоставляемое пе­ревозчику государственными органами тех стран, в которые, из которых или через которые выполняются международные полеты. Коммерческие права, как правило, оговариваются в межправительственных соглашениях о воздушном сообщении.

Защищая интересы своих национальных перевозчиков, государства по возможности стремятся ограничить, или даже запретить авиакомпаниям других стран выполнять перевоз­ки между своей территорией и третьими странами в тех случаях, когда их национальная авиакомпания сама выполняет полеты в соответствующую страну.

В отдельных случаях коммерческие права ограничиваются даже в отношении перево­зок между пунктами, расположенными на территории договаривающихся стран, когда право на перевозки ограничивается определенными объектами.

Пользование коммерческими правами на промежуточных участках авиалиний боль­шой протяженностью со многими пунктами посадок в различных странах представляет большой коммерческий интерес для авиакомпаний, эксплуатирующих эти авиалинии, и ока­зывает большое влияние на повышение экономической эффективности этих линий.

До недавнего времени в международном воздушном праве существовало деление коммерческих прав на пять "свобод воздуха". Определение понятий "свободы воздуха" впер­вые было дано в Соглашении о международном воздушном транспорте, подписанном 7 де­кабря 1944 г. в Чикаго (Чикагская конференция 1944 г.) Ст. 1 параграфа 1 соглашения гласит, что каждое договаривающееся государство гарантирует другим договаривающимся государ­ствам следующие "свободы воздуха", касающиеся регулярных международных воздушных сообщений:

1- я "свобода воздуха"— право осуществлять транзитный пролет над своей террито­рией без посадки;

2 - я "свобода воздуха"— преимущественное право приземляться с некоммерческими

целями;

3 - я "свобода воздуха"— право высаживать пассажиров, выгружать почту и грузы, взятые на борт на территории государства, чей флаг имеет воздушное судно;

4 - я "свобода воздуха"— право принимать на борт самолета на иностранной терри­тории пассажиров, почту и груз для перевозки на территорию государства, чей флаг имеет воздушное судно;

5 - я "свобода воздуха"- право перевозить пассажиров, почту, и грузы на территорию любого другого договаривающегося государства и право высаживать пассажиров, снимать почту и грузы, доставленные из любого государства. Кроме 5-й "свободы воздуха" в чистом виде в практике международных воздушных перевозок используется еще и частичная 5-я "свобода воздуха", или так называемый "стоп-овер".

· "Стоп-овер" — остановка в промежуточном пункте с правом дальнейшей перевоз­ки пассажиров, сделавших остановку в этой стране. Различают "стоп-овер на мар­шруте" и "стоп-овер вне маршрута".

· “Стоп-овер на маршруте” - право авиакомпании перевозить пассажиров с останов­кой в пункте промежуточной посадки. Остановка может быть сделана на срок от одного дня до одного года (в течение срока действия авиабилета). После останов­ки перевозка может быть продолжена до конечного пункта только тем перевозчиком, который доставил пассажира в промежуточный пункт.

· “Стоп-овер вне маршрута” - право перевозки пассажиров до промежуточного пункта одним перевозчиком, а из промежуточного пункта другим по одному и то­му же авиабилету'.

6-я "свобода воздуха"- право перевозки пассажиров, грузов и почты между третьи­ми странами через территорию государства, в котором домицилирован перевозчик;

Принято выделять еще одну "свободу воздуха" — право каботажных перевозок внут­ри страны. Однако, каботаж, как правило, сохраняется за национальными перевозчиками.

Таким образом, первой особенностью коммерческой эксплуатации международных воздушных линий является международно-правовая регламентация воздушных перевозок. Кроме уже упомянутых межправительственных соглашений о воздушном сообщении между государствами, регламентирование воздушных перевозок осуществляется также межведом­ственными документами по вопросам гражданской авиации договаривающихся государств, которые заключаются между ведомствами в области воздушного транспорта. Кроме межпра­вительственных соглашений и межведомственных документов, экономические условия экс­плуатации международных авиалиний определяются также двусторонними соглашениями на уровне авиакомпаний и другими коммерческими соглашениями, в частности соглашениями между авиакомпаниями и их агентами по продаже перевозок и др.

Основными коммерческими соглашениями являются соглашения о коммерческом со­трудничестве, соглашения об оформлении авиаперевозок, соглашения о генеральном агенте и др. В основе таких соглашений лежит выплата комиссионных и сверх комиссионных за обеспечение коммерческой загрузки и продажу перевозок на рейсы соответствующих авиа­компаний.

Кроме перечисленного, регламентирование международных воздушных перевозок осуществляется на многостороннем уровне с помощью механизма различных международ­ных конвенций в области гражданской авиации, а также международных авиатранспортных организаций, основными из которых являются Международная организация гражданской авиации (ИКАО) и Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). Государст­ва, вступившие в ИКАО, обязуются всячески содействовать успешной и прибыльной экс­плуатации международных авиалиний. Экономические отношения между авиалиниями на многостороннем уровне регулируются тарифами и правилами ИАТА.


Наши рекомендации