Классификация и устройство аэропортов и аэродромов
Аэропорт - комплекс сооружений, предназначенных для приема и отправки воздушных перевозок, включающий аэродром, пассажирский комплекс и другие наземные устройства и оборудование.
Аэропорты классифицируются: В зависимости от сообщений на аэропорты:
- местных воздушных линий;
- внутренних воздушных линий;
- международные; а также по числу вылетов в сутки.
Крупные аэропорты удалены от городов на 20-50 км, так как требуют площади земли 800-1000 га, создают загрязнение воздушного бассейна и шум. Местные удалены на расстояние -5-10 км.
Аэродром - земляной или водный участок, специально оборудованный для взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов.
Состоит из зон:
1. Летной - включает одну или несколько взлетно-посадочных полос (длина и ширина которых зависит от типа обслуживаемых самолетов и составляет: 1000-4000 м в длину, 45-80 м в ширину)
2. Служебной - здания и сооружения для обслуживания эксплуатационной деятельности аэропорта, имеет пути к складам имущества и горюче-смазочных материалов.
Пассажирский комплекс - включает аэровокзал, перрон, привокзальную площадь, гостиницы, цехи бортпитания и т.д.
В аэровокзале выполняется большинство операций, связанных с организацией перевозок и обслуживанием пассажиров. Воздушные суда - это самолеты и вертолеты.
Характеристика воздушного флота
Самолеты
Классифицируются по назначению на:
- пассажирские;
- грузовые;
- учебные;
- спортивные;
- специализированные (применяются для обслуживания определенных отраслей
народного хозяйства) по типу шасси на:
- сухопутные;
- гидросамолеты;
- амфибии по числу двигателей:
- грузовые самолеты (4, 6 двигателей)
- пассажирские (2, 3, 4 двигателя)
Вертолеты Классифицируются:
- пассажирские;
- грузовые;
- санитарные;
- сельскохозяйственные
Вертолет не требует больших посадочных площадок, может зависать в воздухе, перевозить грузы больших размеров, поднимать и опускать их на требуемое место.
Эффективно применяются: при перевозке пассажиров на расстояния 400-500 км; при выполнении монтажных работ.
Наиболее распространены вертолеты с одним несущим и одним рулевым (хвостовым) винтами. Эти вертолеты имеют хорошие летные характеристики, простое управление, сравнительно низкую стоимость, способны летать в любое время, в сложных условиях. Основной недостаток: небольшая грузоподъемность. Вертолеты с двумя несущими винтами (большой грузоподъемности) не получили широкого распространения из-за сложности конструирования и в настоящее время находятся в стадии совершенствования (КА-32).
Управление полетами и организация перевозок
Для управления полетами воздушное пространство разделено на районы диспетчерской службы. Эти службы руководят полетами между аэропортами. В районах аэропортов непосредственно руководство воздушным движением осуществляют диспетчерские службы аэропортов через командно-диспетчерский пункт и стартовый командный пункт.
Перевозка грузов воздушным транспортом осуществляется на договорной основе. Наряду с договором каждая отправка должна быть оформлена грузовой накладной.
Перевозка грузов осуществляется:
- регулярными рейсами по расписанию;
- заказными рейсами по установленным воздушным линиям, а также в пункты, куда регулярные рейсы не выполняются;
- в прямом смешанном сообщении (перевозчиками разных видов транспорта по одному документу с участием воздушного транспорта).
Перевозки груза производятся по кратчайшим маршрутам, как правило, прямыми рейсами. При невозможности прямого рейса производится перевозка с перегрузкой в промежуточных аэропортах (трансферная перевозка) на другие рейсы, о чем в грузовой накладной делается пометка. Перевозка заказными (чартерными) рейсами осуществляется в соответствии с условиями договора, который заключается авиапредприятием (фрахтовщиком) и заказчиком (фрахтователем) по разовым заявкам. Порядок выполнения перевозки на арендованных воздушных средствах определяется Правилами перевозок и специальной инструкцией МТ РФ.