Условия государственного контракта (договора поставки товаров для государственных нужд). Права и обязанности сторон

Государственный или муниципальный контракт - договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Главной отличительной чертой государственного контракта является особая цель использования товаров (услуг, работ), а именно их закупка для государственных или муниципальных нужд, в том числе в государственный резерв. Государственными нуждами (федеральными и региональными) являются потребности Российской Федерации в продукции (услугах, работах), необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализации государственных целевых программ. Специфика предмета видов госконтракта, в свою очередь, обусловливает и особый состав его участников, структуру договорных связей, порядок заключения и исполнения.

Проект государственного контракта определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) по обеспечению федеральных государственных нужд и регулирует отношения поставщика (исполнителя, подрядчика) с государственным заказчиком при выполнении госконтракта.

Проектом государственного контракта могут быть предусмотрены контроль со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта и оказание консультативной и иной помощи поставщику (исполнителю, подрядчику) без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность последнего. По решению Правительства РФ государственный заказчик может вносить необходимые изменения в госконтракт или прекращать действие государственного контракта при условии возмещения им убытков поставщику (исполнителю, подрядчику) в соответствии с действующим законодательством.

В отношении подряда для государственных и муниципальных нужд для госконтракта устанавливается специальный правовой режим, в частности, связанный со строительными, проектными и изыскательскими работами, направленными на удовлетворение государственных и муниципальных потребностей и финансирующимися за счет государственных и муниципальных средств.

Также важной особенностью государственных контрактов является порядок его заключения - государственный контракт или муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Из приведенного в ФЗ "О размещении заказов" и ГК РФ определения государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд следует, что он является консенсуальным, возмездным и взаимным.

Условия.

1. Порядок расчетов. При разработке и согласовании условий государственного контракта (договора) стороны руководствуются нормами ГК, содержащимися в разделах о договоре поставки и об общих положениях договора купли-продажи. Вместе с тем имеется и ряд особенностей содержания договора (государственного контракта), отраженных в § 4 гл. 30 ГК и в соответствующих законах о поставках для государственных нужд. Особенности прежде всего касаются условий о цене и о порядке расчетов при передаче товаров получателям (другим лицам), указанным в отгрузочной разнарядке государственного заказчика. Как общее правило в соответствии со ст. 531 ГК переданные по государственному контракту получателям товары оплачиваются государственным заказчиком. Порядок оплаты товаров самим получателем (другими лицами) стороны должны особо оговорить в контракте.

Иначе определен в ст. 532 ГК порядок оплаты товаров по договору поставки товаров для государственных нужд. В отличие от получателя товаров, поставляемых по государственному контракту, покупатель сам оплачивает товары, однако договором может быть предусмотрена оплата товаров государственным заказчиком. При непосредственных расчетах по такому договору права поставщика гарантируются тем, что государственный заказчик признается поручителем по обязательству оплаты. Это означает, что при отказе покупателя от оплаты либо нарушении им сроков оплаты поручитель - государственный заказчик несет перед поставщиком солидарную с покупателем ответственность.

2. Условия о цене. Более тесная связь государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд существует при определении в договоре условия о цене. Цена товаров, определенная при заключении государственного контракта, применяется и в заключенном на его основе договоре поставки. Однако в государственном контракте стороны могут оговорить право поставщика согласовать иную цену при заключении договора поставки товаров для государственных нужд.

В государственном контракте (договоре) стороны вправе установить порядок предоставления экономических или иных льгот, финансирования и материально-технических ресурсов, порядок и основания контроля со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта, оказания им помощи поставщику и другие условия о поставке товаров для государственных нужд.

3. Основания и порядок возмещения убытков, причиненных исполнением госзаказа. Важным условием договора является условие о порядке возмещения государственным заказчиком поставщику убытков, причиненных исполнением государственного контракта, в случаях, когда заключение государственного контракта является для него обязательным. При отсутствии таких условий в договоре убытки в соответствии с правилами, установленными ст. 533 ГК, возмещаются государственным заказчиком не позднее тридцати дней со дня передачи поставщиком товара. На возмещение убытков не вправе претендовать казенные предприятия.

Невозмещение убытков в установленные сроки служит основанием для одностороннего отказа поставщика от дальнейшего исполнения государственного контракта и порождает его право требовать возмещения не только убытков, причиненных исполнением государственного заказа, но и убытков, вызванных расторжением государственного контракта по правилам, предусмотренным ст. 524 ГК.

Связь государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд проявляется не только в определении цены и порядка расчетов, но и в том, что при расторжении государственного контракта из-за невозмещения государственным заказчиком убытков поставщик вправе также односторонне отказаться от исполнения договора поставки для государственных нужд. При этом убытки, которые могут быть причинены таким отказом покупателю, возмещаются государственным заказчиком.

4. Основания возмещения убытков при изменении и расторжении договора. Государственный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров для государственных нужд, когда потребность в соответствующих товарах отпала. В этом случае поставщик также может односторонне отказаться полностью или частично от исполнения договора поставки товаров для государственных нужд. Однако государственный заказчик может воспользоваться своим правом лишь при условии, если он возмещает поставщику все убытки, причиненные отказом. Убытки, причиненные покупателю расторжением или изменением договора поставки для государственных нужд, возмещаются также государственным заказчиком.

Соотношение государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд напоминает систему генеральных и локальных договоров поставки, применявшуюся в 40-50-х гг. Локальными назывались договоры, заключаемые организациями, определяемыми сторонами генерального договора. Генеральный договор предопределял основные условия локального договора. В отличие от локального договор признавался прямым, если ему не предшествовал генеральный договор. Однако взаимосвязь государственного контракта и заключаемого на его основе договора поставки товаров для государственных нужд имеет иной характер. Во-первых, извещение о прикреплении выдается только при наличии соответствующего условия в государственном контракте, т.е. с согласия поставщика по государственному контракту, который становится также поставщиком по договору поставки; во-вторых, извещение о прикреплении покупателя к поставщику не порождает обязанности покупателя заключить договор; в-третьих, нормам о влиянии государственного контракта на условия договора поставки товаров для государственных нужд, прежде всего о цене и порядке расчетов, придан диспозитивный характер, что оставляет достаточный простор для проявления усмотрения сторон при определении условий договора поставки товаров для государственных нужд.

Права и обязанности сторон и ответственность сторон за нарушение обязательств по государственному контракту и договору поставки для государственных нужд. Уклонение сторон от заключения и исполнения договора поставки для государственных нужд и государственного контракта?

Ответственность сторон за нарушение обязательств по государственному контракту или договору поставки для государственных нужд

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного контракта или договора поставки товаров для государственных нужд одной из сторон она возмещает другой стороне убытки (ст. 15 и 393 ГК). Неустойка (пени, штраф) и проценты могут быть взысканы, если они предусмотрены рассматриваемыми законами, Гражданским кодексом или государственным контрактом. Ответственность в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК наступает независимо от наличия вины.

Согласно Закону о поставках продукции для государственных нужд при нарушении условий договора по срокам и (или) количеству поставщик уплачивает неустойку в размере 50% от стоимости непоставленных товаров. При этом товары, не отвечающие требованиям к качеству, а также некомплектные, считаются непоставленными. Неустойка подлежит уплате до фактического исполнения обязательства (п. 3 ст. 5 Закона о поставках продукции для государственных нужд). Таким образом, применяется принцип восполнения недопоставленных товаров.

Такую же ответственность несет поставщик за невыполнение государственного контракта, заключенного на основании государственного оборонного заказа (ст. 11 Закона об оборонном заказе).

Закон о государственном материальном резерве, кроме того, предусматривает ответственность за поставку (закладку) в государственный резерв материальных ценностей, не пригодных для длительного хранения, некомплектных или не соответствующих по своему качеству и ассортименту условиям государственного контракта (договора). В таких случаях изготовитель (поставщик) уплачивает штраф в размере 20% стоимости забракованных, не соответствующих условиям договора (государственного контракта) материальных ценностей.

Государственный заказчик (покупатель) за несвоевременную оплату поставленных товаров платит проценты в установленном ст. 395 ГК размере и несет ответственность, предусмотренную нормативными актами о поставках, если иная ответственность не определена договором (государственным контрактом). Повышенная ответственность за просрочку платежа предусмотрена Законом о закупках и поставках сельхозпродукции (пени в размере 2% за каждый день просрочки, а при просрочке оплаты более 30 дней - 3%).

Кроме того, поставщик вправе при несвоевременной оплате товаров применить последствия, предусмотренные п. 5 ст. 486 и ст. 523 ГК.

Неустойке за недопоставку Законом о поставках продукции для государственных нужд придан штрафной характер, т.е. с поставщика взыскиваются одновременно и убытки, и неустойка.

Размер неустойки (штрафа, пени) за нарушение обязательств по поставкам товаров для государственных нужд установлен в законах императивными нормами, т.е. применяется законная неустойка, следовательно, в соответствии со ст. 332 ГК размер неустойки может быть только увеличен, но не уменьшен соглашением сторон. В договоре (государственном контракте) может быть предусмотрена неустойка и за иные нарушения обязательств (договорная неустойка).

Как при заключении государственного контракта, так и на его основе договора поставки, в случае уклонения обязанной стороны от заключения договора, вторая сторона вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о понуждении заключить государственный контракт либо договор на поставку товаров для государственных нужд.

При уклонении от заключения контракта стороной, для которой это заключение является обязательным, другая сторона может требовать в судебном порядке понуждения к заключению контракта.

Понятие, сфера применения и юридическая характеристика договора контрактации. Особенности предмета договора. Порядок заключения договора контрактации. Условия договора контрактации. Права и обязанности сторон. Ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств?

. Понятие и сфера применения договора контрактации

1. Понятие договора контрактации. Договор контрактации применяется в отношениях производителей сельскохозяйственной продукции с покупателями. Гражданский кодекс устанавливает признаки этого договора, позволяющие отграничить его от других видов договора купли-продажи. Содержанием договора контрактации является возмездный переход права собственности от продавца сельскохозяйственной продукции к лицу, осуществляющему ее покупку для переработки или последующей продажи. Этот договор двусторонний (обязанности возлагаются на обе стороны) и возмездный (заготовитель обязан уплатить определенную цену). Для договора характерно несовпадение момента его заключения и исполнения, права и обязанности сторон возникают с момента заключения договора, т.е. он является консенсуальным.

Гражданский кодекс сохранил в наименовании сторон договора контрактации и продаваемого товара терминологию, применявшуюся ранее в нормативных актах об этом договоре: "заготовитель", "продукция" и т.п. Эти термины отражают особенности договора контрактации - заблаговременную покупку будущей продукции, ее заготовку для хранения и последующей продажи или употребления. Лицо, закупающее сельскохозяйственную продукцию, в деловой практике принято именовать контрактантом, т.е. это тот, кто заранее заключает контракт (договор) и контрактует подлежащую выращиванию или производству сельскохозяйственную продукцию, чем и обусловлено название договора.

Из сказанного следует, что производитель сельскохозяйственной продукции ту ее часть, которая не закуплена заготовителем, может оставить у себя на хранение или для переработки, а затем продать, используя форму договора розничной купли-продажи (при продаже населению) или поставки. Однако при применении этих видов договора купли-продажи производитель сельскохозяйственной продукции теряет предусмотренный § 5 гл. 30 ГК приоритетный режим (ответственность только при наличии вины, право требовать от покупателя получения продукции непосредственно у производителя сельхозпродукции и вывоза ее своими средствами, возврата отходов от переработки и т.п.).

Критериями отграничения договора контрактации от договоров поставки и розничной купли-продажи являются: состав сторон договора, цель покупки и особенности подлежащего передаче товара - сельскохозяйственной продукции. Под сельскохозяйственной продукцией обычно понимают выращенную (произведенную) продукцию, не подвергшуюся переработке.

Стороны в договоре контрактации. Сторонами договора являются производитель сельхозпродукции и ее заготовитель. Производителем может быть юридическое лицо, выращивающее (производящее) сельхозпродукцию, либо гражданин, занимающийся этим видом предпринимательской деятельности, в том числе глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Заготовителями являются также коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, закупающие сельхозпродукцию для последующей продажи либо переработки. В первом случае - это лицо, занимающееся профессиональной заготовкой (закупкой) сельхозпродукции, во втором - промышленная организация или индивидуальный предприниматель, перерабатывающие сельхозпродукцию (например, изготовители молочной продукции либо шерстемоющая, льнообрабатывающая организация - фабрика). При последующей продаже заготовителем закупленной сельхозпродукции договор контрактации неприменим.

Из определения сторон договора вытекает и цель покупки - использование сельхозпродукции в предпринимательской деятельности или использование такой продукции в иных целях, не совпадающих с личным, семейным, домашним потреблением. Как и поставку, контрактацию можно назвать предпринимательским договором, т.е. договором, применяемым в основном в предпринимательской деятельности.

Критерии выделения договора. Основное отличие договора контрактации от иных видов договора купли-продажи заключается в особенностях контрактуемого товара и тем самым в сущности самой контрактации. Такие особенности состоят в следующем: во-первых, это будущие товары, т.е. они еще подлежат выращиванию (зерно, овощи и др.) или производству в условиях сельского хозяйства (живой скот, птица и др.); во-вторых, выращивание связано с различными стадиями сельскохозяйственного производства: посевом, обработкой почвы, другими стадиями выращивания и с условиями, иногда не зависящими от воли производителя сельхозпродукции (засуха, непредвиденные размеры половодья и т.д.). Из этих особенностей производства вытекает то обстоятельство, что момент заключения договора и его исполнение не только не совпадают, но и отдалены во времени. Количество подлежащей передаче сельхозпродукции не всегда может быть выражено точной цифрой, ассортимент же выращиваемых товаров, как правило, должен определяться заготовителем еще до посева и т.д.

Источники правового регулирования. В ГК договору контрактации посвящены всего лишь четыре статьи. Это связано с тем, что в соответствии с п. 2 ст. 535 ГК к отношениям сторон по данному договору применяются правила о договоре поставки (ст. 506-524 ГК). Возможность применения к договору контрактации норм, регулирующих договор поставки, обусловлена тем, что юридические признаки этих двух договоров во многом совпадают. Они сближены в ГК.

При отсутствии же соответствующих норм, регулирующих поставку товаров, к договору контрактации применяются нормы, включенные в раздел Кодекса "Общие положения о купле-продаже". С учетом общепринятого соотношения общих и специальных норм стороны при заключении и исполнении договора контрактации сначала применяют правила об этом договоре, затем правила о договоре поставки, а при отсутствии таковых - общие положения о договоре купли-продажи.

Необходимо отметить особенности правового регулирования отношений, возникающих при покупке сельхозпродукции для государственных нужд. В соответствии с п. 2 ст. 535 ГК к ним применяются нормы о поставках товаров для государственных нужд (ст. 525-534). В свою очередь к отношениям по поставкам товаров для государственных нужд в части, не урегулированной ГК, применяются законы о поставках товаров для государственных нужд, в частности Закон о закупках и поставках сельхозпродукции.

Основания и порядок заключения договора.Договоры контрактации производителями сельскохозяйственной продукции заключаются на добровольной основе.

По общему правилу, заключается договор непосредственно в хозяйстве, для чего контрактант направляет в хозяйство уполномоченного представителя. Но контрактант вправе проект договора направить хозяйству по почте.

Если хозяйство согласно заключить договор, оно обязано не позднее 5 дней с момента прибытия к нему представителя контрактанта либо после получения по почте проекта договора подписать его и возвратить контрактанту.

Основания и порядок заключения договора. Договоры контрактации производителями сельскохозяйственной продукции заключаются на добровольной основе.

По общему правилу, заключается договор непосредственно в хозяйстве, для чего контрактант направляет в хозяйство уполномоченного представителя. Но контрактант вправе проект договора направить хозяйству по почте.

Если хозяйство согласно заключить договор, оно обязано не позднее 5 дней с момента прибытия к нему представителя контрактанта либо после получения по почте проекта договора подписать его и возвратить контрактанту.

Если у хозяйства возникнут возражения по условиям договора, то оно составляет в тот же 5-дневный срок протокол разногласий и подписанный договор вместе с протоколом разногласий направляет контрактанту.

В договоре при этом указывается, что он подписан с разногласиями.

Заготовитель, получив протокол разногласий, обязан в течение 10 дней рассмотреть его, в необходимых случаях совместно с другой стороной, и включить в договор все принятые предложения. При недостижении согласия договор считается незаключенным. Однако по взаимному соглашению сторон преддоговорный спор может быть передан на разрешение арбитражного суда.

f Договор составляется в трех экземплярах. Подписанный сторонами договор хозяйство представляет в государственную инспекцию по заготовкам и качеству продукции по месту нахождения хозяйства для регистрации и контроля за исполнением. Один экземпляр договора остается в хозяйстве, второй передается или высылается хозяйством контрактанту, третий остается в упомянутой государственной инспекции.

Форма договора. Договор контрактации заключается в письменной форме: составляется документ, подписываемый обеими сторонами. При этом используются бланки примерных договоров контрактации отдельных видов сельскохозяйственной продукции (зерна, маслосемян, сена и травяной муки; картофеля, скота, птицы и кроликов и др.), утверждаемых Минсельхозом Российской Федерации.

Условия договора. В договоре указываются: наименование, ассортимент, количество (по видам продукции), качество подлежащей продаже сельскохозяйственной продукции, цена, общая сумма договора, порядок и условия доставки, пункты и периоды (сроки) сдачи-приемки продукции; количество продукции, принимаемой контрактантом непосредственно в хозяйстве, с вывозом ее своим или привлеченным транспортом;

количество переработанной в хозяйстве продукции, подлежащей продаже по договору; требования, предъявляемые к таре и упаковке; обязанности контрактанта своевременно принять продукцию и оплатить ее; обязанности контрактанта по оказанию хозяйствам помощи в организации производства сельскохозяйственной продукции и ее транспортировке на приемный пункт контрактанта; нормы и порядок отпуска хозяйствам промышленных и продовольственных товаров и комбикормов за закупаемую у них сельскохозяйственную продукцию в случаях, когда установлена встречная продажа; порядок расчетов, платежные, почтовые и отгрузочные реквизиты хозяйства и контрактанта; взаимная имущественная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение ими обязательств по договору при наличии вины, а также другие условия, которые стороны признают необходимым предусмотреть в договоре.

Количество и ассортимент подлежащей реализации продукции определяются по соглашению сторон. Качество продукции должно соответствовать требованиям стандартов, технических условий, правил ветеринарного и санитарного надзора, что удостоверяется соответствующими документами.

Сроки сдачи продукции предусматриваются в договоре с учетом времени созревания культур, условий их переработки и хранения. Сроки сдачи животноводческой продукции определяются исходя из специфики отдельных отраслей животноводства.

Закупаемая государством по договору контрактации сельскохозяйственная продукция оплачивается по свободным (рыночным) ценам*.

Структура договорных связей. Структура договорных связей по контрактации может быть простой, когда хозяйство сдает продукцию контрактанту, являющемуся одновременно и получателем продукции, или сложной, когда продукция сдается не контрактанту - стороне в договоре, а по его указанию - перерабатывающим предприятиям, торговым и иным организациям, с которыми контрактант заключил договоры поставки. Договоры контрактации, заключенные при простой структуре, называются прямыми, а при сложной - договорами с участием посреднических организаций.

Изменение и расторжение договора. Изменение и расторжение (прекращение) договора контрактации возможно по заявлению любой из сторон. Сторона, получившая предложение о расторжении договора или изменении его условий, обязана дать ответ не позднее 10 дней после получения предложения. При недостижении сторонами соглашения о расторжении договора или изменении его условий спор по заявлению заинтересованной стороны передается на разрешение арбитражного суда.

Права и обязанности сторон по договору контрактации. Производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренных договором контрактации (ст. 537 ГК). Оплата производится по свободно согласованным в договоре ценам, причем возможно условие предоставления аванса.

Заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз. Заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции, соответствующей условиям договора контрактации и переданной заготовителю в обусловленный договором срок, в том случае, когда принятие сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или ином указанном им месте.

Договором контрактации может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, возвращать производителю по его требованию отходы от переработки сельскохозяйственной продукции с оплатой по цене, определенной договором (ст. 536 ГК).

Ответственность сторон по договору контрактации. Особенность ответственности производителя сельскохозяйственной продукции при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства состоит в том, что он несет ответственность при наличии его вины. Заготовитель несет ответственность по общим правилам об ответственности за нарушение обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 401 ГК).

Наши рекомендации