Сроки открытия и закрытия навигации. Приостановление и прекращение судоходства
Со временем открытия и закрытия навигации связана возможность обеспечения безопасного судоходства по внутренним водным путям, поскольку навигация открывается тогда, когда на внутренних водных путях расставлена судоходная обстановка, и закрывается - в связи со сложной ледовой обстановкой и прекращением функционирования средств судоходной обстановки на внутренних водных путях. Особенность сезонного функционирования внутреннего водного транспорта находит свое отражение в нормативных актах, одним из которых является Программа гарантированных габаритов судовых ходов, категорий средств навигационного оборудования и их работы, ежегодно утверждаемая федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и публикуемая для общего сведения в сборнике правил и тарифов внутреннего водного транспорта. Сроки работы средств навигационного оборудования, а также сроки работы судоходных гидротехнических сооружений для каждого бассейна внутренних водных путей, а в отдельных случаях - для отдельных участков таких путей, предусмотренные указанной программой, основаны на среднемноголетних данных о продолжительности навигации, а также долгосрочного прогноза и, по сути, определяют продолжительность навигационного периода на соответствующем внутреннем водном пути.
Установленные сроки работы средств навигационного оборудования и судоходных гидротехнических сооружений (сроки навигации) объявляются бассейновыми органами государственного регулирования на внутреннем водном транспорте через оперативную путевую информацию.
На момент закрытия навигации основные задачи коммерческой работы заключаются в недопущении зимовки судов, особенно груженных, в пути следования; организации планомерного вывода судов из эксплуатации, а также расстановки судов по пунктам зимнего отстоя.
По общему правилу перевозки грузов и пассажиров, их перевозка, а также буксировка плавучих объектов по внутренним водным путям осуществляется в течение всей навигации. Однако установленные сроки навигации могут быть изменены за счет досрочного открытия навигации, либо ее продления на отдельных участках внутренних водных путей. Одним из способов досрочного открытия навигации, либо ее продления, применяемым на внутреннем водном транспорте, является искусственное вскрытие ледяного покрова с использованием для этого специализированных судов - ледоколов. Проведение указанных мероприятий на внутреннем водном транспорте в настоящее время осуществляется исключительно за счет судовладельцев, осуществляющих перевозки и буксировку по внутренним водным путям.
Возможность осуществления перевозок и буксировок в течение навигации может быть приостановлена или полностью прекращена, в случае введения ограничения или запрещения движения судов либо ограничения осадки судов на отдельных участках или определенных направлениях внутренних водных путей.
Введение ограничения или запрещения движения судов имеет целью обеспечить безопасность судоходства, безопасность жизни и здоровья граждан в условиях, когда нормальное судоходства по внутренним водным путям невозможно в силу возникновения следующих обстоятельств: в случае возникновения чрезвычайных происшествий, связанных с действием непреодолимой силы, военных действий, террористических актов, чрезмерного скопления грузов и судов в портах, объявления карантина, вследствие низких уровней воды, ограничивающих или препятствующих судоходству по ВВП либо их отдельным участкам.
К числу обстоятельств непреодолимой силы, которые могут послужить основанием для введения ограничения либо запрещения движения судов, в частности, относятся ледостав, штормовая погода, подъем или падение уровня воды в силу действия природных сил.
При возникновении военных действий или введении на определенной территории карантина ограничение движения судов может заключаться в допуске к плаванию по отдельным участкам внутренних водных путей только военных судов или судов, принимающих участие в проведении карантинных мероприятий. Движение остальных судов в таких случаях может быть прекращено полностью.
Помимо ограничения или запрещения движения судов бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте вправе принимать решения об ограничении осадки судов.
Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте вправе также принимать решения об ограничении или запрещении захода судов впорт, расположенный на внутренних водных путях Российской Федерации. Данное решение может быть принято при чрезмерном скоплении грузов и судов в том или ином порту, в связи с несвоевременной разгрузкой судов или вывозом грузов грузополучателями или смежными видами транспорта, если при этом создается угроза нарушения нормальной работы порта.
Ограничение или запрещение движения судов, а также иные ограничения вводятся по решению бассейнового органа государственного управления, в сфере действия которого возникли обстоятельства - основания для введения соответственно ограничения или запрещения.
Бассейновые органы государственного управления на внутреннем водном транспорте информируют о принятых решениях перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей, а также железные дороги, осуществляющие перевалку грузов в портах, на которые распространяется ограничение на заход в них судов путем публикации информации об этом в сборнике правил и тарифов внутреннего водного транспорта или иным способом. Срок вводимого ограничения или запрещения устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации на основании уведомления бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте о соответствующем ограничении или запрещении. В случае если срок введения ограничения или запрещения движения судов, установленный федеральным органом исполнительной власти в области транспорта превышает 5 сут., указанный орган информирует об этом Правительство Российской Федерации. Судовладельцы, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в портах, уведомляют об ограничении либо запрещении движения судов грузовладельцев, пассажиров, владельцев буксируемых объектов, состоящих с ними в договорных отношениях.
Грузовладелец при получении указанного извещения может поручить перевозчику, выдать груз в порту задержки грузополучателю, указанному в транспортной накладной, либо иному грузополучателю. Такое изменение должно быть оформлено им в соответствии с правилами перевозок грузов. Также, груз может быть сдан перевозчиком на хранение в порту задержки до возобновления судоходства. Грузоотправитель или грузополучатель вправе распорядиться грузом и иным способом, например, поручить перевозчику реализовать груз, оставить груз на хранение в пункте задержки или отправить груз в пункт назначения иным видом транспорта. При наличии соглашения сторон о передаче груза на другой вид транспорта имеет место изменение договора перевозки груза.
С возобновлением нормального судоходства перевозка задержанных из-за длительного препятствия к продолжению рейса грузов осуществляется по первоначальным перевозочным документам, оформленным в порту отправления, а в следующую навигацию по новым перевозочным документам, составленным в пункте зимовки груза на основании первоначальных транспортных накладных, которые прилагаются к новым документам.
В случае введения ограничения либо запрещения движения судов, а также иных ограничений или запрещений перевозчики и буксировщики освобождаются от ответственности за нарушение сроков доставки грузов, буксируемых объектов и пассажиров, при условии, если нарушение указанных сроков связанно с введением соответствующего ограничения либо запрещения.