Участковые станции
Для организации обслуживания поездов и работы локомотивных бригад, технического осмотра, экипировки и ремонта подвижного состава, расформирования и формирования сборных и участковых поездов железнодорожные линии делятся на участки, на границах которых размешаются участковые станции. Размещение участковых станций на железнодорожных линиях зависит от вида тяги, способа обслуживания поездов локомотивами и локомотивными бригадами.
На новых линиях . расстояния между участковыми станциями с основным депо при электрической тяге составляют 700—1000 км. а при тепловозной — 500—800 км.
Участковые станции предназначены для выполнения следующей работы: прием и отправление транзитных пассажирских и грузовых поездов со сменой локомотивов и локомотивных бригад или со сменой только локомотивных бригад, техническими коммерческий осмотры вагонов, расформирование и формирование составов сборных и участковых поездов, технический осмотр, экипировка и ремонт локомотивов, ремонт вагонов (безотцепочный и отцепочный), обслуживание пассажиров, прием и выдача багажа и почты, погрузка и выгрузка грузов в грузовом районе, обслуживание подъездных путей промышленных предприятий.
Для выполнения перечисленных видов работ участковые станции имеют устройства для пассажирского движения и обслуживания пассажиров; пути для грузового движения, грузовые районы, локомотивное и вагонное хозяйства и др.
Сортировочные пути на участковых станциях предназначаются для накопления вагонов на разные назначения; для стоянки вагонов, прибывших под выгрузку на станцию, для порожних и неисправных вагонов. Число сортировочных путей для накопления вагонов и формирования поездов зависит в основном от числа назначений и числа перерабатываемых вагонов. Эти ' пути имеют полезную длину на 10% больше, чем приемоотправочные пути.
Полезная длина путей для вагонов, поступающих на пункты выгрузки, погрузки или в ремонт, зависит от числа этих вагонов и числа подач в течение суток в различные пункты.
На узловых участковых станциях должен быть обеспечен одновременный прием поездов со всех примыкающих направлений. Особенностью схем узловых станций является более сложная конструкция горловины со стороны примыкания дополнительной линии и устройство на подходах при больших размерах движения развязки главных путей в разных уровнях с сооружением путепровода.
6.3.Сортировочные станции
Сортировочными являются станции, предназначенные для массового расформирования и формирования грузовых поездов. Здесь перерабатывают транзитные и местные вагонопотоки со сходящихся направлений и формируют поезда, идущие на большие расстояния без переработки на попутных станциях. Кроме того, на сортировочных станциях формируют участковые, сборные и передаточные поезда и выполняют также операции с транзитными грузовыми поездами, ремонт вагонов, экипировку локомотивов, снабжение водой поездов с живностью, сортировку мелких отправок и контейнеров.
Сортировочные станции устраивают в районах массовой погрузки или выгрузки грузов, на подходах к крупным промышленным центрам, в узловых пунктах железных дорог, где имеет место значительное сосредоточение вагонопотоков. Для выполнения сортировочной работы на этих станциях сооружают сортировочные парки, горки, вытяжные пути. Для операций с поездами предусматривают парки приема поездов поступающих в переработку, парки отправления. сформированных поездов, а также отдельные парки или пути для приема и отправления транзитных грузовых поездов. Парки приема, сортировки и отправления совместно с горкой образуют сортировочную систему.
Число путей в сортировочных парках устанавливается по числу назначений и размерам вагонопотоков в соответствии с планом формирования поездов. Число путей в парках приема, отправления и для транзитных поездов определяется в зависимости от размеров движения и числа примыкающих к станции направлений.
На сортировочных станциях имеются устройства локомотивного и вагонного хозяйств, водоснабжения, электроснабжения, связи и СЦБ. Станции оборудуются современными устройствами автоматики и телемеханики.
Различают сортировочные станции с параллельным, последовательным и комбинированным расположением парков приема, сортировки и отправления поездов.
По числу сортировочных систем (комплектов) станции могут быть одно- и двусторонними. Двусторонние имеют две системы сортировочных устройств, каждая из которых перерабатывает вагоны определенного (четного или нечетного) направления. На односторонних станциях в сортировочном парке перерабатывают вагоны обоих направлений.
По способу производства маневров сортировочные станции разделяют на горочные и безгорочные. Наиболее прогрессивными являются горочные станции с общими парками приема и отправления поездов для всех примыкающих линий
Обычно формируют составы одновременно с роспуском через горку, т. е. в процессе расформирования поездов. Горки располагают перед входом в сортировочный парк. Они представляют собой насыпь, на которой уложены один или два пути, с крутым спуском в сторону сортировочных путей.
Горки подразделяют на автоматизированные, механизированные и немеханизированные. Автоматизированные и механизированные горки оборудуют специальными устройствами для торможения вагонов" (вагонным замедлителями) и электрической централизацией стрелок и сигналов или ГАЦ.
Сортировочная горка (рис. состоит из трех основных элементов: надвижной части, вершины горки и спускной части. Надвижная часть
Рис 6.5 Схема сортировочной горки: а- план. б- профиль
представляет собой наклонный участок пути, имеющий перед вершиной горки подъем обычно не менее 0,008 протяженностью 50 м для облегчения расцепки вагонов и" остановки их в случае прекращения роспуска.
Спускная часть представляет собой участок пути между вершиной горки и расчетной точкой, находящейся на расстоянии 50—!00 м от наиболее- удаленного предельного столбика входной горловины сортировочного парка. Разность отметок между вершиной горки и расчетной точкой называется высотой горки. Эта высота должна обеспечивать скатывание вагона с плохими ходовыми качествами при неблагоприятных условиях до расчетной точки.
Спускная часть горки в плане представляет собой входную горловину сортировочного парка, соединяющую надвижные пути, проходящие через вершину горки< с сортировочными путями. В профиле эта часть горки состоит из скоростного уклона крутизной 0,040—0,055 для обеспечения максимальных скоростей движения отцепов и быстрого отрыва их от состава на вершине горки, из промежуточных уклонов, на которых располагают тормозные позиции для регулирования скорости движения отцепов, и из уклона стрелочной зоны. На тормозных позициях применяют вагонные замедлители клещевидного типа и клещевидные весовые замедлители.
Рис.6.6. Кинематическая схема клещевидного замедлителя.
Клещевидный весовой замедлитель (рис. 6.6) работает следующим образом. Когда воздух поступает в. цилиндр 6 его корпус вместе с одноплечим рычагом 7 поднимается, а поршень вместе с правой частью рычага б опускается. Тормозные шины 1 и 2 при этом передвигаются и занимают рабочее положение.
При входе отцепа на замедлитель колесо 10 вагона катится по выступающей части 3 правой тормозной шины, расположенной выше головки рельса 9. Под действием веса вагона тормозная шина 2 поворачивается против часовой стрелки и, прижимаясь к бандажу колеса, тормозит его. Посредством рычагов 4, 5 и 7 и тормозного цилиндра 8 вес вагона также оказывает воздействие на рычаг 6, который прижимает к колесу левую тормозную шину 1.
Если усилие, создаваемое за счет сжатого воздуха в цилиндрах, превышает усилие, обусловленное весом вагона, то колесо катится по выступающей части правой тормозной балки (сила торможения при этом пропорциональна весу вагона). Если же усилие, создаваемое сжатым воздухом, меньше усилия, вызываемого весом вагона, колеса катятся по рельсам, а сила торможения определяется давлением сжатого воздуха в тормозных цилиндрах.
Замедлители должны обеспечивать подход вагонов к вагонам, стоящим в сортировочном парке станции, с допустимой скоростью соударения (до 4-5 км/ч), а также остановку вагонов при необходимости в конце второй тормозной позиции.
Обычно на спускной части механизированных горок устраивают две тормозные позиции.
Для осуществления более точного прицельного торможения отцепов иногда в начале каждого пути сортировочного парка устанавливают так называемые парковые замедлители, механизированные или автоматические тормозные башмаки.
6.4. Пассажирские станции
Пассажирские станции сооружают в крупных городах, промышленных центрах и курортных районах. Они выполняют работу по обслуживанию пассажиров (продажу проездных билетов, посадку и высадку пассажиров, прием, хранение, выдачу багажа и ручной клади, прием и отправление почты), осуществляют подготовку подвижного состава к перевозкам и организуют движение пассажирских поездов.
В зависимости от основного назначения различают три вида пассажирских станций: станции, обслуживающие дальнее, местное и пригородное движение; головные, обслуживающие только пригородное движение, и зонные на пригородных участках, включая пересадочные станции в пунктах слияния или пересечения с линиями метрополитена.
Пассажирские станции, обслуживающие дальнее, местное и пригородное движение, имеют следующие основные устройства: пассажирское здание (вокзал) с помещениями для обслуживания пассажиров; пассажирские платформы и переходы в одном и разных уровнях (тоннели, пешеходные мосты), связывающие вокзал и привокзальную площадь с платформами; пути для приема и отправления поездов, выполнения маневровых операций и временной стоянки отдельных вагонов (служебных, беспересадочного .сообщения и др.); технические парки для очистки, ремонта, формирования, экипировки и стоянки небольшого числа обрабатываемых пассажирских составов в сутки (при большом числе таких составов вместо технических парков строятся самострельные пассажирские технические станции); локомотивное и вагонное хозяйства; багажные и почтовые устройства; устройства СЦБ и связи, контактной сети, освещения, водоснабжения, канализации и теплоснабжения.
По расположению путей и вокзала рассматриваемые станции могут быть со сквозными, тупиковыми приемоотправочными путями и комбинированного типа.
6.5.ГРУЗОВЫЕ СТАНЦИИ
Грузовые станции предназначены для массовой погрузки и выгрузки. Эти станции устраивают в крупных промышленных и населенных пунктах. В зависимости от назначения и характера выполняемой раболы грузовые станции подразделяют на неспециализированные (общего пользования), служащие для погрузки и выгрузки всех видов грузов, и специализированные — для отдельных видов грузов. Последние сооружают в районах добычи ископаемых материалов и в крупных городах перед входом в промышленный район для обслуживания крупных комбинатов или непосредственно на предприятиях. Эти станции служат для погрузки или выгрузки какого-либо одного или родственных грузов» перевозимых в больших объемах, например угля, руды, минерально-строительных материалов и др.
Для перегрузки грузов из вагонов одной железнодорожной колеи в вагоны' другой колеи устраивают перегрузочные станции. Они подразделяются: -на внутренние, предназначенные для перегрузки из вагонов с нормальной колеи (1520 мм) в вагоны узкой колен .(1000 и 750 мм), и внешние, сооружаемые на государственных границах и служащие для перегрузки грузов с колеи 1520 на 1435 мм и обратно. К числу грузовых относятся также портовые станции.
Грузовые станции общего пользования располагаются на окраине городов в пунктах, соединенных железной дорогой с сортировочной станцией и автомобильными дорогами с промышленными районами города. Эти станции выполняют операции, связанные: с прибытием грузов -прием поездов (передач) с сортировочной станции, технический и коммерческий осмотры вагонов, расформирование передач, подача вагонов по точкам выгрузки, выгрузка, хранение грузов, оформление перевозочных документов, выдача груза получателю, уборка вагонов с места выгрузки и их очистка; с отправлением грузов — прием их от отправителя, оформление документов на перевозку, хранение груза, погрузка в вагоны, уборка вагонов, формирование передач и отправление их на сортировочную станцию.
Кроме того, на грузовых станциях общего пользования могут производиться операции по сортировке мелких отправок, а также грузов для дальнейшего их следования в специальных раздаточных вагонах, взвешивание груженых вагонов, обмывка и дезинфекция вагонов, безотцепочный их ремонт, экипировка локомотивов и обслуживание подъездных путей предприятий.
Грузовая станция (рис.6.7) состоит из двух частей: парка путей, предназначенных для приема, отправления и сортировки вагонов по
пунктам подачи, и грузового двора, где сосредоточены погрузочные пути, склады, площадки и механизмы.
Рис.6.7. Схема грузовой станции: 1-административно-бытовое здание; 2- трансформаторная; 3-зарядная для аккумуляторных погрузчиков; 4-крытый грузовой склад; 5-крытая грузовая платформа; 6-открытая грузовая платформа; 7- крытая перегрузочная платформа; 8-контрольно-пропускной пост; 9-контейнерная площадка; 10-площадка для тяжеловесов; 11-платформа для выгрузки колесных грузов; 12-гараж для автомобилей; 13-служебно-техническое здание; 14-штабеля навалочных грузов; 15-повышенный путь для выгрузки; 16-забор; ПЗ-пассажирское здание; ПО-приемоотправочные пути; С-сортировочные пути.
6.6. Железнодорожные узлы
Железнодорожным узлом называется пункт примыкания нескольких железнодорожных линий, в котором имеются специализированные станции и другие раздельные пункты, связанные, соединительными путями, обеспечивающими пропуск пассажирских и грузовых поездов с одной линии на другую. Границей узла служат входные сигналы предузловых раздельных пунктов. Железнодорожный узел в крупных населенных пунктах является частью транспортного узла, представляющего собой комплекс транспортных устройств в районе стыка различных видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок. В транспортный узел, помимо железных дорог, могут входить морской, речные порты, автомобильные дороги, сеть промышленного транспорта, аэропорты, сети трубопроводного транспорта и городской транспорт.
В транспортном узле происходит массовая пересадка пассажиров и передача грузов с одного .вида транспорта на другой. Стыковыми пунктами железнодорожного и других видов транспорта являются пассажирские и грузовые станции. В узлах организуется пропуск пассажирских и грузовых поездов, расформирование и формирование составов, обслуживание подъездных путей промышленных предприятий и выполнение операций по погрузке, выгрузке и перевалке грузов. Все эти виды работ распределяются по отдельным станциям и подъездным путям.
В соответствии с объемом и характером работы железнодорожные узлы могут иметь следующие устройства: сортировочные и грузовые станции, соединительные пути между этими станциями и подходы к ним для обеспечения грузового движения и выполнения сортировочной и грузовой работы в узле; пассажирские и технические пассажирские станции, пересадочные станции в пунктах слияния или пересечения железной дороги с метрополитеном, остановочные пассажирские пункты и другие устройства для выполнения пассажирских перевозок; мосты, тоннели, путепроводные развязки и переезды на пересечениях железнодорожных путей с реками, каналами, автомагистралями и с железнодорожными путями для обеспечения безопасности движения и пропускной способности узла.
Структура узла зависит от числа железнодорожных линий, сходящихся в нем, характера, направления и мощности пассажирских и грузовых потоков, его роли в сети дорог, от значения населенного пункта и размещения его жилых и промышленных районов, расположения других видов транспорта, топографии и геологии местности, наличия крупных водных преград и других особенностей. В результате влияния этих условий и взаимного расположения устройств узлы имеют разнообразные схемы.
В зависимости от размещения основных элементов различают узлы с одной станцией. крестообразные (рис 6.8) с треугольные, с параллельным и последовательным расположением основных станций, кольцевые, полукольцевые и комбинированные.
Рис6.8 Схема узла крестообразного типа
Литература
1. Железные дороги. Общий курс. М.М. Филиппов, М.М. Уздин, Ю.И. Ефименко и др. под ред. М.М. Уздина – М.: Транспорт, 1991.
2. Шишкина Л.Н. Транспортная система России – М.: Желдориздат, 2001.
3. Техническая эксплуатация железных дорог и безопасность движения: Учебник для вузов ж.д. транспорта. Э.В. Воробьев, А.М. Никонов, А.А. Сеньковский, Ю.В. Ефремов, А.А. Сидраков. Под ред. Э.В. Воробьева, А.М. Никонова. – М.:Маршрут. 2005-533с.
4. Исаев И. П., Фрайфельд А.В. Беседы об электрической железной дороге – М.: Транспорт, 1989 – 359с.
5. Кононов В.Е. Хуторянский Н.М. Скалин А.В. Тепловозы. Механическое оборудование. Устройство и ремонт. – М.: Желдориздат, трансинфо,2005-568с.
6. Кононов В.Е. Подвижной состав и тяга поездов: Учебное пособие. М. РГОТУПС, 2002 – 123с.
7. Кононов В.Е., Скалин А.В., Ибрагимов М.А. Локомотивы (общий курс) – М. РГОТУПС, 2008 – 187с.
8. Кондратьева Л.А., Борисов Б.Б. Устройство автоматики, телемеханики и связи на железнодорожном транспорте М.: Транспорт, 1991 – 407с.
9. Апатцев В.И. Железнодорожные станции и узлы. Курс лекций. М.: РГОТУПС, 2005 – 168с.