Запуск и опробование двигателя ВК-1А

Для обеспечения нормального запуска двигателя ВК-1А: необходимо строго руководствоваться следующими указаниями ,— двигатель должен находиться в горизонтальном положении;

— не допускать при запуске двигателя повышение температуры выходящих газов выше 680.°С;

— не производить запуск двигателя от разряженных аккумуляторных батарей.

Для проверки степени заряженности аккумуляторов на машине перед запуском двигателя ВК-1А необходимо при выключенном генераторе Г-74 включить в кабине оператора обогрев кабины, обогрев стекол и фары; при этом напряжение на вольтамперметре ВА-3 панели приборов должно быть не менее 22 В.

При запуске двигателя от разряженных аккумуляторных батарей произойдет повышение температуры выходящих газов выше допустимой и двигатель не сможет выйти на режим малого газа;

— если при запуске двигателя топливо не воспламенилось, необходимо перед повторным запуском произвести продувку двигателя (ложный запуск);

— не производить повторного запуска до тех пор, пока не выяснена и не устранена причина неудачного запуска;

— после проведения подряд трех запусков электростартеру
необходимо дать полное охлаждение (при дотрагивании до корпуса стартера рука не должна ощущать тепла);

— при появлении помпажа (неустойчивой работы) при запуске двигателя, который определяется по характерному «урчанию» и резкому повышению температуры выходящих газов, необходимо плавно передвинуть немного вперед (к положению ЗАКРЫТО) рукоятку стоп-крана до прекращения «урчания» и, выждав 1—2 с, вновь плавно передвинуть рукоятку в положение ОТКРЫТО, следя за звуком итемпературой газов.

Предупреждение! Запрещается запускать двигатель с неисправными приборами, контролирующими работу двигателя; запрещается производить повторный запуск двигателя до полной остановки ротора двигателя во избежание по-

ломки храпового механизма привода стартера. 60. Запуск двигателя производить в следующем порядке:

— включить ГЛАВНЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ. Сигнальная лампа ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯ при этом должна гореть; если сигнальная лампа не горит, проверить, поставлен ли двигатель ВК-1А в горизонтальное положение;

— включить выключатель ПРИБОРЫ, при этом на щитке
приборов должна загореться сигнальная лампа ДАВЛЕНИЕ ТОПЛИВА

— включить выключатель ЗАЖИГАНИЕ.-

В этом положении выключатель должен находиться в течение его времени работы двигателя, за исключением случаев, когда необходимо произвести продувку двигателя с выключенным зажиганием;

— включить выключатель ПОДКАЧИВАЮЩИЙ НАСОС и как только погаснет сигнальная лампа ДАВЛЕНИЕ ТОПЛИВА, нажать кнопку СТАРТЕР на 1—2 с; в этот момент вступит в работу система пуска, автоматически управляющая циклом пуска двигателя;

— по достижении двигателем 600—800 об/мин, но не позже чем через 10—12 с после нажатия кнопки СТАРТЕР, начать плавно переводить рукоятку управления стоп-краном в положение ОТКРЫТО, все время следя за ростом температуры выходящих газов. Если температура нарастает очень быстро и есть опасность что она превысит 680° С (при температуре окружающего воздуха ниже—10°С не должна превышать 720°С), нужно прекратить открывать стоп-кран или даже несколько прикрыть его до прекращения интенсивного роста температуры; затем вновь плавно перевести рукоятку стоп-крана в положение ОТКРЫТО.

Через 1 —1,5 мин после нажатия кнопки СТАРТЕР двигатель выйдет на режим малого газа.

Предупреждение! Если при открытии стоп-крана с ростом давления топлива не происходит возрастания температуры выходящих газов (загорания топлива), перевести рукоятку управления стоп-краном в положение ЗАКРЫТО.
После остановки ротора двигателя произвести продувку, для чего, выключив выключатель ЗАЖИГАНИЕ, нажать кнопку СТАРТЕР; при этом рукоятки управления перекрывным краном, стоп-краном и дроссельным краном должны быть соответственно в положениях ОТКРЫТО, ЗАКРЫТО и МЕНЬШЕ, а ГЛАВНЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ и выключатели ПРИБОРЫ и ПОДКАЧИВАЮЩИЙ НАСОС — в положении ВКЛЮЧЕНО.

На режиме малого газа (рукоятки управления стоп-краном
и дроссельным краном соответственно находятся в положениях ОТКРЫТО и МЕНЬШЕ) проверить

— обороты ротора двигателя, которые должны быть в пределах 2500±100об/мин;

— температуру выходящих газов, которая должна быть не выше 540° С.

— давление топлива перед рабочими форсунками (7—12 кгс/см2);

— давление и температуру масла в масляной системе двигателя, которые должны быть: давление масла — не ниже 0,2 кгс/см2, температура масла — не выше 90° С и не ниже —40° С;

— процесс сгорания топлива во всех камерах сгорания, осматривая их работу с безопасного расстояния через удлинительную насадку. При нормальной работе форсунок по всему кольцу лопаток соплового аппарата будут видны светлые окна пламёни одинакового цвета; если против какой-либо из камер сгорания будут видны языки пламени, резко отличающиеся от остальных выходящие за сопловой аппарат и турбину, это свидетельствует о нарушении нормального процесса сгорания топлива в камере, в первую очередь из-за неисправности форсунки. В этом случае двигатель необходимо остановить и заменить неисправную форсунку новой той же группы. Обозначение группы (0, А или В) форсунки поставлено на фланце рабочей форсунки между типом и порядковым номером. Неисправную форсунку направить в ремонт.

После выхода двигателя на режим малого газа и при нормальной его работе открытием дроссельного крана увеличить обороты ротора двигателя до рабочих (7000—9000 об/мин).
Предупреждение! Время работы двигателя малого газа недолжно превышать 10 мин.

Для остановки двигателя необходимо:

— перевести двигатель на режим 5000—7000 об/мин и поработать на этих оборотах в течение 1—2 мин для охлаждения двигателя;

— перевести рукоятку управления дроссельным краном в положение МЕНЬШЕ;

— остановить двигатель переводом рукоятки управлениястоп- краном в положение ЗАКРЫТО и проверить, вытекает ли топливо из дренажных трубок двигателя. Из дренажа распределителя топлива со стоп-краном топливо начинает сливаться сразу же после перевода рукоятки управления стоп-краном в положение ЗАКРЫТО, а из дренажного клапана — после того, как число оборотов двигателя уменьшится;

¾выключить выключатель ПОДКАЧИВАЮЩИЙ НАСОС после прекращения вращения ротора двигателя;

— поставить рукоятку управления перекрывным краном в положение ЗАКРЫТО;

— выключить выключатели ЗАЖИГАНИЕ, ПРИБОРЫ и 'ГЛАВНЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ.

Предупреждение! Запрещается останавливать двигатель ВК-1А закрытием перекрывного крана, если это не вызывается необходимостью.

В случае потери управляемости двигателя ВК-1А (повреждение управления дроссельным краном) производится экстренная остановка двигателя путем перекрытия подачи топлива стоп-краном и перекрывным краном.

Поставить задачу курсантам на выполнение работы командира отделения ТМС по постановке АЗ (приложение 1) – 30 мин.

Проконтролировать выполнение задачи.

Заключительная часть

Напомнить тему и цель занятия. Проверить полноту отработки карт и качества нанесения знаков. Выставить общие оценки за занятие. Поставить задачу на самостоятельную подготовку.

Боевой устав войск РХБ защиты, часть 2, статьи 15 – 30; 100 – 105.

Наши рекомендации