Виды деятельности в сфере автотранспорта, подлежащие лицензированию и лицензионные требования
Введение
Одной из составляющих лицензирования является метод государственного регулирования или эффективная мера власти всех уровней по осуществлению упорядочения предпринимательской деятельности, не допуская избыточной конкуренции и монополизма, не вмешиваясь в хозяйственную часть этой деятельности.
Необходимость введения лицензирования автотранспортной деятельности была вызвана складывающейся обстановкой в транспортном комплексе Российской Федерации.
Начиная с 1992 года для обеспечения нормального функционирования рынка транспортных услуг, защиты интересов потребителей, реализации требований антимонопольного законодательства, обеспечения безопасности движения и соблюдения экологических норм на автомобильном транспорте Российской Федерации была введена в действие система лицензирования.
Нормативную основу лицензирования перевозок автомобильным транспортом образуют федеральные законы "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 29.12.2010) (принят ГД ФС РФ 22.04.2011), "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 27.07.2010) (принят ГД ФС РФ от 15.11.1995), подзаконные акты в области лицензирования.
Основными принципами осуществления лицензирования являются:
· обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;
· установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
· установление единого порядка лицензирования на территории РФ;
· установление лицензионных требований и условий
· лицензировании конкретных видов деятельности;
· гласность и открытость лицензирования;
· соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Министерство транспорта РФ является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта.
Министерство транспорта РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (Управления государственного автодорожного надзора, (далее Управление) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Одним из полномочий Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом возложено на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, образованную в составе Минтранса России.
Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О лицензировании отдельных видов деятельности" ст. 17, п. 62 определен вид деятельности, на осуществление которой требуется лицензия:
перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемые юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.
Глава 1 ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ
1.1 Лицензирование на автотранспорте: основные понятия, цели и принципы
Некоторыми видами деятельности юридические лица, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут заниматься только на основании лицензии — специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности.
Процесс лицензирования на автомобильном транспорте является регулятором к допуску физических и юридических лиц к автотранспортной деятельности. Лицензирование регулируется нормативными актами федерального, регионального и местного уровня управления. Это эффективная мера защиты государства и региона от возможных негативных последствий коммерческой деятельности предпринимателей. Лицензирование на автотранспорте – один из видов воздействия на хозяйственные субъекты для соблюдения требований безопасности эксплуатации автотранспортных средств. Также оно служит для поддержания соблюдения экологических норм. Кроме того, это - инструмент государственного регулирования деятельности на транспорте, регулирования рынка транспортных услуг. Все положения о лицензировании также отмечают следующие цели: защита интересов потребителей услуг, реализация требований безопасности дорожного движения.
В целях исполнения нормативов в сфере лицензирования применяются следующие понятия:
Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при соблюдении требований и условий, выданное юридическому лицу или предпринимателю.
Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.
Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением, регулированием, приостановлением и аннулированием лицензий и контролем за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.
Лицензионные требования и условия – совокупность установленных положениями о лицензировании отдельных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно.
Лицензирующие органы – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с федеральным законом.
Лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который имеет лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.
Соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившийся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.
Реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.
Основными принципами осуществления лицензирования являются:
• защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;
• обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
• утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
• гласность и открытость лицензирования;
• соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Виды деятельности в сфере автотранспорта, подлежащие лицензированию и лицензионные требования
Перечень лицензируемых видов деятельности на автотранспорте изменялся многократно. Сегодня в перечне лицензируемых видов деятельности в сфере автотранспорта остались:
• перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
• перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом. (выдаче разрешений согласно ФЗ №69-ФЗ от 21.04.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»)
• перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3.5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства РФ и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Место осуществления лицензируемого вида деятельности - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.
1.3 Лицензирующие органы. Управление государственного автомобильного и дорожного надзора (Госавтодорнадзор)
Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:
- лицензирование на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом и вступившими в силу до момента вступления в силу Федерального закона иными федеральными законами;
- надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;
- приостановление действия лицензий;
- возобновление действия лицензий;
- переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
- формирование и ведение реестра лицензий.
Федеральные органы государственной власти, осуществляющие лицензирование, определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с их полномочиями, а также федеральными законами.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование, определяются в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации и соответствующем основам конституционного строя Российской Федерации и установленным федеративным законом общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти.
Федеральные органы государственной власти, осуществляющие лицензирование, вправе передавать их органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления только в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
«УГАДН» Управление государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) вследствие административной реформы, проводимой в нашей стране, организовано в январе 2005 года на базе Саха (Якутского) республиканского отделения Российской транспортной инспекции, которое с 1991 года осуществляло государственный контроль (надзор) на всех видах транспорта в Республике. Согласно Положения, утвержденного приказом Федеральной службой по надзору в сфере транспорта от 22 декабря 2005 года № АН-341фс, Управление госавтодорнадзора осуществляет в установленном порядке контрольные и надзорные функции в сфере автомобильного транспорта и федеральных автомобильных дорог на территории Республики Саха (Якутия), в том числе:
Государственный контроль и надзор за исполнением органом государственной исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обеспечению процесса перевозки пассажиров и грузов на автомобильном транспорте; контроль и надзор за соблюдением требований нормативных документов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании федеральных автомобильных дорог, а также за деятельностью организаций по выполнению законодательства Российской Федерации и нормативных документов в данной сфере деятельности; контроль и надзор за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий; весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, на стационарных и передвижных пунктах весового контроля; контроль за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Основными задачами Российской транспортной инспекции являются:
1) Осуществление Государственного контроля за соблюдением нормативно правовых актов, регламентирующих работу транспортного комплекса.
2) Осуществление Государственного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий субъектами транспортного комплекса.
3) Лицензирование отдельных видов деятельности в транспортном комплексе в пределах ее компетенции.
4) Осуществление транспортного контроля за выполнением международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска через границу РФ.
Российская транспортная инспекция осуществляет следующие функции:
Руководит работой и осуществляет контроль за деятельностью отделений Российской транспортной инспекции. Обеспечивает организационное и методическое руководство отделениями Российской транспортной инспекции при выполнении ими специальных разрешительных, контрольных, надзорных, а также других возложенных на них функций.
1) Определяет основные направления совершенствования деятельности Российской транспортной инспекции. 9 Анализирует практику применения в транспортном комплексе нормативно правовых актов в транспортном комплексе.
2) Готовит к изданию аналитические материалы о состоянии и динамике развития транспортного комплекса.
3) Содействует реализации в транспортном комплексе Государственной политики в области профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
4) Вносит предложения о проведении научно-исследовательских, проектных работ, организует проведение совещаний, семинаров по вопросам совершенствования деятельности Российской транспортной инспекции.
Отделения Российской транспортной инспекции осуществляют следующие функции:
1) Ведут реестр лицензий, выданных в транспортном комплексе, формируют перечень субъектов транспортного комплекса, осуществляющих перевозочную и другую связанную с обеспечением транспортного процесса деятельность, с учетом места их регистрации.
2) Оказывают содействие правоохранительным органам в выявлении субъектов транспортного комплекса, осуществляющих без лицензии, деятельность, подлежащую лицензированию, либо противоправную деятельность, проводят профилактику административных правонарушений в этой области.
3) Осуществляют контроль за исполнением субъектами транспортного комплекса нормативно-правовых актов РФ, а также лицензионных требований и условий.
4) Осуществляют лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Российской транспортной инспекции.
5) Участвуют в разработке и контроле за реализацией субъектами транс-
портного комплекса мер по повышению безопасности движения, снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду, по поддержанию транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в технически исправном состоянии.
6) Содействуют созданию условий для функционирования рынка транспортных услуг, а также защите прав потребителей и законных интересов производителей этих услуг.
7) Обеспечивают взаимодействие Минтранса РФ с полномочными представителями Президента в Федеральных округах.
8) Осуществляют мониторинг деятельности субъектов транспортного комплекса на рынке транспортных услуг.
9) Осуществляют контроль за соблюдением правил международных перевозок пассажиров и грузов как российскими, так и иностранными перевозчиками.
10) Оказывают содействие в организации перевозки сил, средств и материальных ресурсов при ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных мероприятий.
11) Осуществляют контроль за соблюдением требований об аттестации специалистов по обеспечению безопасности движения, организуют и проводят такую аттестацию.
12) Выполняют также такие функции, как статистическое наблюдение, информационное обеспечение, производство по делам об административных нарушениях и пр.
Российская транспортная инспекция, осуществляя свои функции, имеет право:
1) Проводить проверки субъектов транспортного комплекса. 10
2) Запрашивать информацию у субъектов транспортного комплекса в пределах ее компетенции.
3) Выдавать руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность, связанную с осуществлением транспортного процесса, предписания об устранении выявленных нарушений.
4) Составлять протоколы об административных правонарушениях. Приглашать руководителей организаций и граждан для рассмотрения дел об административных правонарушениях, получать от них необходимые объяснения, справки, документы.
Первоначально полномочия по лицензированию услуг на автотранспорте были возложены на МИНТРАНС РФ, согласно Постановлению правительства РФ о лицензировании отдельных видов деятельности от 24.12.94 №1418. МИНТРАНСОМ РФ в целях исполнения этой задачи была создана Российская Транспортная Инспекция (РТИ) (Постановление правительства РФ от 25.09.90 №378). РТИ имело департамент и 83 отделения. Но позже указом президента РФ “O системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” от 09.03.04 №314 вместо департамента РТИ при МИНТРАНСЕ РФ была создана Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) — федеральный орган исполнительной власти России. Осуществляет функции по контролю и надзору в сфере воздушного (гражданской авиации), морского (включая обеспечение безопасности мореплавания и порядка в морских рыбных портах), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного и городского электрического (включая метрополитен), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также функции по техническому надзору за спортивными судами.
В состав Ространснадзора входят несколько служб:
• Госжелдорнадзор
• Госморречнадзор
• Госавианадзор
• Транспортная безопасность
• Госавтодорнадзор
Последняя служба создана для непосредственного управления автомобильным транспортом.
Управление государственного автомобильного и дорожного надзора (Госавтодорнадзор) является структурным подразделением центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и осуществляет руководство деятельностью территориальных органов государственного автодорожного надзора.
Деятельность Госавтодорнадзора регламентируется приказом Ространснадзора от 05.02.2007 г. № ГК-73 фс (изменен 19 декабря 2007).
Не будем рассматривать все функции подразделения, так как нас интересует лицензирование.
В сфере лицензирования, на Госавтодорнадзор возложены следующие функции:
1. лицензирование видов деятельности:
• перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
• перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;
• перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3.5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
2. Контроль за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий.
Надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий — система мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется Федеральным законом «О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» от 04.05.2011 № 99-ФЗ предприятие может заниматься только на основании лицензии. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка. Действие настоящего Федерального закона распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальных предпринимателей.
Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Лицензия выдается на срок менее чем три года только по заявлению соискателя лицензии. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности. В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.
Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно — эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности. В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем. В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности. В целях настоящего Федерального закона под объектами понимаются здание, сооружение, а также оборудование и иные технические средства, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид деятельности.
Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.
За рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии указанным органом взимается плата, максимальный размер которой не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Размер платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации. Суммы платы за рассмотрение заявлений соискателей лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. Более короткие сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.
Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора. В случае, если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную лицензию. Основанием для отказа в выдаче лицензии является: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат имеет право на получение дубликата указанного документа, который предоставляется ему на основании заявления в письменной форме.
Лицензиат имеет право на получение заверенных лицензирующим органом копий документа, подтверждающего наличие лицензии.
Дубликат или копия подтверждающего наличие лицензии документа предоставляется лицензиату за плату в размере десяти рублей.
Порядок лицензирования (общий порядок лицензирования или упрощенный порядок лицензирования) или возврат к применяемому ранее порядку лицензирования выбирается соискателем лицензии или лицензиатом самостоятельно.
В случае применения упрощенного порядка лицензирования решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.
Упрощенный порядок лицензирования может применяться при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам в отношении лицензирования следующих видов деятельности:
эксплуатация пожароопасных производственных объектов;
деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
перевозки морским транспортом грузов;
перевозки внутренним водным транспортом грузов;
перевозки воздушным транспортом грузов;
перевозки железнодорожным транспортом грузов;
перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа;
транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути;
погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте;
погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах;
погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В постановлении Правительства РФ от 11 апреля 2006 г. N 208 «Об утверждении формы документа, подтверждающего наличие лицензии» приводится форма документа, подтверждающего наличие лицензии. Бланки лицензий являются документами строгой отчетности и относятся к защищенной полиграфической продукции. С 1 июля 2006 г. оформление предоставляемых (переоформляемых) лицензий осуществляется по указанной форме, за исключением тех видов деятельности, лицензирование которых прекращается с 1 января 2007 г.
Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить лицензирующему органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах. Порядок осуществления лицензирующими органами надзорных полномочий, в том числе взаимодействия с государственными надзорными и контрольными органами, устанавливается законодательством Российской Федерации и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и положением о лицензировании конкретного вида деятельности обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующими органами проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.
За осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии по законодательству РФ предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.
Уголовная ответственность определена в ст. 171 Уголовного кодекса РФ «Незаконное предпринимательство» для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц организаций. Наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.
Административная ответственность влечет наложение на граждан и должностных лиц штрафных санкций. Согласно п. 2 и п. 3 ст. 14.1 КоАП Российской Федерации:
осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.