Передача тягового усилия ленте приводными барабанами
Тяговое усилие передается приводным барабаном ленте посредством силы трения, создаваемой на поверхностях их фрикционного контакта. Очевидно, что сила трения должна быть достаточна для реализации необходимого тягового усилия, т.е. не меньше суммы сил сопротивлений, возникающих при работе конвейера. При несоблюдении этого условия происходит скольжение ленты относительно вращающегося барабана (буксование), при котором тяговое усилие ленте не передается. При интенсивном буксовании поверхности ленты и барабана нагреваются до температуры, при которой может произойти загорание ленты.
Впервые закон передачи усилия от приводного шкива гибкому органу посредством сил трения без их взаимного проскальзывания был выведен в 1775 г. членом Петербургской академии наук Л.Эйлером для невесомой, абсолютно гибкой и нерастяжимой нити, перекинутой через неподвижный шкив с углом его обхвата а (рис. 2). Под действием приложенных к ее концам сил Т и t нить равномерно (с постоянной скоростью) скользит в направлении силы Т, превышающей силу t на величину, необходимую для преодоления сил трения, которые возникают между нитью и поверхностью барабана.
Рис. 2 Схема взаимодействия ленты и шкива для вывода формулы Эйлера
Проведя расчеты, Эйлер получил формулу, которая получила название формулы Эйлера:
Силы T и t являются, соответственно, максимальным и минимальным значениями натяжения на дуге обхвата шкива или барабана. Для конвейеров, работающих горизонтально или наклонно вверх, имеющих наибольшее распространение на практике, эти натяжения всегда соответствуют натяжениям в точках набегания и сбегания с приводного барабана. На этом основании в отечественной научной и учебной литературе формулу Эйлера очень часто приводят в виде:
где Sнаб и Sсб - натяжения в точках набегания и сбегания гибкого органа с приводного барабана.
Реальные свойства конвейерной ленты не соответствуют тем, для которых выведена формула Эйлера. Лента растяжима, упруга, весома. Поэтому процесс передачи тягового усилия ленте происходит в более сложных условиях. Исследованиями русских ученых И.П.Петрова и И.Е.Жуковского было установлено, что при передаче тягового усилия на дуге обхвата барабана лентой возникают две характерные дуги: упругого скольжения и относительного покоя, определяемые соответственно центральными углами ск и оп (рис. 3). Вследствие действия растягивающих усилий в ленте и ее упругих свойств участки ленты попадают на дугу обхвата в растянутом состоянии. Перемещаясь от точки с максимальным натяжением на дуге обхвата к точке с минимальным натяжением, участки ленты под действием внутренних упругих сил сокращаются по длине, вызывая упругое проскальзывание ленты по поверхности барабана.
Рис. 3 Схема передачи тягового усилия ленте приводными барабанами
На рис. 3 показан элементарный участок ленты dl, перемещающийся по дуге обхвата барабана. Он находится под действием растягивающих усилий S1 и S2 (S1 > S2) и противодействующих им внутренних сил упругости Тупр. При Тупр <S2 dl = const, что соответствует дуге покоя. При Тупр > S2 происходит сокращение длины участка ленты, сопровождающееся упругим проскальзыванием по поверхности барабана. Такое проскальзывание происходит только на дуге упругого скольжения и направлено в сторону, противоположную вращению барабана.
Реализация тягового усилия происходит только на дуге упругого скольжения. На дуге относительного покоя передачи тягового усилия не происходит. С учетом этого:
Соотношение между размерами дуг скольжения и покоя непостоянно. С увеличением передаваемой силы тяги дуга скольжения увеличивается, а дуга относительного покоя соответственно уменьшается.
Максимальное значение тягового усилия реализуется при ск = и оп, = 0. Формула приобретает в этом случае вид формулы Эйлера:
Выражение efa называется тяговым фактором приводного барабана. Его значение постоянно для барабана с конкретными параметрами.
При расчетах ленточных конвейеров необходимо знать максимальное тяговое усилие, которое может реализовать приводной барабан (его тяговую способность). Значения тяговой способности приводного барабана определяют по формуле:
[1]