Область применения железнодорожного транспорта. Достоинства и недостатки
Железнодорожный транспорт получил большое распространение на карьерах. Он используется как при мощных грузопотоках (100-150 млн т горной массы в год, а в отдельных случаях и более), так и при незначительных (20 млн т в год). Глубина разработки с применением железнодорожного транспорта достигает 250 м, а в отдельных случаях и более. Расстояние внутрикарьерного транспортирования составляет 2-5 км, а с учетом поверхности достигает 12-15 км.
Достоинствами железнодорожного транспорта являются высокая на-дежность, возможность перевозить практически любые насыпные грузы, малая зависимость его эффективности от климатических условий, возможность достижения высокой производительности за счет пропуска большого числа поездов и увеличения массы поезда до 1500-2000 т, относительно низкие удельные затраты на транспортирование, большой срок службы оборудова-ния, возможность использования любых типов энергии и локомотивов. Железнодорожный транспорт оказывает незначительное негативное воздействие на окружающую среду.
Недостатками железнодорожного транспорта, ограничивающими область его применения, являются большая протяженность фронта работ (не менее 300-500 м), значительные радиусы поворота (не менее 80-100 м), незна-чительные подъемы (40-60 ‰), значительные затраты на перемещение рель-сошпальной решетки и контактной сети, малая механизация вспомогатель-ных работ, большие капитальные затраты и другие. Схемы железнодорожных путей карьера во многом определяются схемой вскрытия карьера и типами съездов при железнодорожном транспорте (рис. 1.1, рис. 1.2).
Наиболее простым является план трассы при прямых съездах, но он применим, как правило, при неглубоких карьерах со значительными раз-мерами в плане (рис. 1.1, а). При небольших размерах карьера в плане прихо-диться применять тупиковые (рис. 1.1, б) и петлевые (рис. 1.1, в) съезды, что обусловливает значительные маневровые операции и увеличивает длину транспортирования.
В глубоких карьерах применяют спиральные съезды (рис. 1.1, г), что позволяет уменьшить количество пересечений путей.
а б
в г
Рис. 1.1. Типы съездов при железнодорожном транспорте
Схемы железнодорожного транспорта в карьере определяются также направлением и количеством грузопотоков. Если полезное ископаемое и вскрышные породы транспортируются по одним выездным путям, то такой грузопоток называют сосредоточенным. Разделение потоков начинается после траншеи на станции «Карьерная» (рис. 1.2, а): один поток направляется на отвал, другой - на фабрику.
При транспортировании полезного ископаемого и вскрыши по разным коммуникациям получаем рассредоточенный грузопоток, чем достигается не-зависимость работы вскрышных и добычных участков. На рис. 1.2, б вскрышные породы через станцию «Породная» направляются на отвал, а полезное ископаемое через станцию «Рудная» - на перерабатывающее предприятие (обогатительную фабрику и т.д.) или пути МПС. На мощных карьерах наряду с рассредоточением основных грузопотоков разделяют иногда и наибольший из них (например вскрышной, рис. 1.2, в, или добычной, рис. 1.2, г).
Формирование грузопотоков осуществляется на основе графиков дви-жения поездов с учетом количества и назначения раздельных пунктов.
Рис. 1.2. Трассы железнодорожных путей при различных схемах вскрытия
Исследуя технико-экономические показатели железнодорожного транспорта, можно выявить обобщенные закономерности, определяющие ус-ловия наиболее эффективного применения перспективных средств железнодорожного транспорта. С увеличением уклона путей становится целесооб-разным применение локомотивов увеличенной сцепной массы. Эта же зави-симость наблюдается с увеличением глубины карьера.