Перевозка колчедана, железорудного, апатитового и нефелинового концентратов

Колчедан - минеральное сырье, состоящее из соединения серы (до 40 %) с железом (35 %), медью (2,5 %) и другими металлами-свинцом, кадмием и др. (доли процента). На перевозку предъявляется рядовой колчедан, представляющий собой раздробленные куски руды, и фло­тационный побочный продукт в виде мелкоразмолотого порошка, полу­чаемый при переработке колчеданной руды.

Колчедан обладает следующими свойствами: при наличии влаги уси­ливает коррозию металла; флотационный колчедан при влажности более 3,8 % и минусовой температуре смерзается в монолит; при содержании влаги свыше 10 % налипает на механизмы, свыше 30 % превращается в пульпу и стекает с ленты наклонного транспортера; колчеданная пыль при попадании на трущиеся части механизмов усиливает их истирание. С учетом этих свойств при перевозке колчедана должны соблю­даться следующие правила:

в период навигации с 15 мая до 1 сентября колчедан принимают к перевозке с влажностью не более 8 %, в остальное время года не более 3,8 %;

для предупреждения смерзания во время транспортирования водным путем колчедан должен быть своевременно отгружен и доставлен полу­чателю до наступления отрицательных температур; замороженный колчедан грузят в вагон или судно кусками или глыбами, пересыпая опилками или другими материалами, предупреждающими его смерзание в монолит; пол вагона или слань грузового трюма застилают оберточной бумагой;

на металлических судах, выделенных для перевозки колчедана, должно быть хорошее антикоррозионное покрытие внутренней части кор­пуса грузовых помещений и палубы, а также плотная слань. После выгрузки колчедана грузовые помещения и палуба судна подлежат тща­тельной очистке.

Не допускается при погрузке и хранении смешивать колчедан рядовой с флотационным или отдельных партий колчедана различной степени влажности.

Железорудный концентрат (рис. )- порошок темно-серого цвета, обладающий следующими свойствами:

при влажности более 8 % под влиянием вибрации корпуса и качки судна может переходить в разжиженное состояние и перемещаться в трюме;

в зависимости от влажности изменяет объемную массу и угол естественного откоса;

в сухом состоянии распыляется и становится текучим; пыль кон­центрата обладает абразивными свойствами;

концентрат не ядовит, безопасен в пожарном отношении, во влажном состоянии сильно промерзает.

На перевозку принимают концентрат влажностью в период с 15 мая до 30 сентября не более 8 %, в остальное время года не более 2 %. Влажность должна быть указана отправителем в сертификатах, а перед началом погрузки в судно проверена портом и указана в акте погрузки. При влажности более 8 % погрузка в суда не допускается.

Учитывая опасность загрузки судна концентратом повышенной влажности и большое пылеобразование при влажности менее 2 % рекомендуется увлажнять его до погрузки, а для снижения влажности устраивать под штабелями груза дренирующие основания.

За состоянием груза во время перевозки должно быть установлено наблюдение. При появлении признаков смещения груза необходимо поставить судно в укрытое от волнения место, выяснить причину смещения и принять необходимые меры. Для перехода по грузу в трюме необходимо положить трапы.

перевозка колчедана, железорудного, апатитового и нефелинового концентратов - student2.ru

Рис. Перегрузка рудного концентрата

Хранят концентрат на открытых асфальтированных или бетонированных площадках. Смешивание с другими грузами или засорение не допускается.

Апатитовый и нефелинвый концентраты являются исходным сырьем для производства фосфорных удобрений и алюминия. Это мелкодисперсный порошок серого цвета, сильно пылящий и в высокой степени обладающий абразивными свойствами. Апатитовый концентрат подвержен слеживаемости и при отрицательных температурах смерзается. Химическим воздействием на металл, резину и бетон не обладает.

Сизменением степени влажности у концентрата существенно меняются некоторые физические характеристики. При увеличении влажности более 1,5 % частицы концентрата налипают на механизмы и стенки складов и подвижного состава, при большей влажности превращаются в тестоподобную массу, причем из нефелинового концентрата вымывается окись алюминия, а сам он приобретает способность цементироваться. С умень­шением влажности объемная масса концентрата увеличивается: нефелиново­го от 1,1 до 1,65 т/м3,алюминиевого от 1,2 до 2 т/м3.

Сучетом указанных свойств концентраты на перевозку принимают навалом, с влажностью в период с 15 мая до 1 октябри: апатитовый 0,5…1,5 %, нефелиновый 0,2…1,0 % Показатель влажности должен быть указан отправителем в сертификате. Массу концентратов определяют по осадке судна, а поступающих с железной дороги - взвешиванием на вагонных весах.

При загрузке и разгрузке судна надо соблюдать правила охраны и безопасности груза и предохранять от пыли палубные механизмы, жилые и служебные помещения. Люки грузовых трюмов загруженного судна должны быть плотно закрыты. Передвижение по грузу допускается только по дощатому настилу или переносным трапам при надетом предо­хранительном поясе со страховочным концом и в присутствии наблюдающего.

Расчеты по недостачам и излишкам при перевозке производят по итогу за навигацию.

Наши рекомендации