Акт загрузки-разгрузки судна
Акт загрузки-разгрузки судна (форма ГУ-30) является важным документом, определяющим отношения судоходных компаний и отправителей или получателей груза при погрузке или выгрузке груза. Основная цель составления такого акта — фиксирование времени, затраченного на загрузку или разгрузку судна; определение количества погруженного или выгруженного груза.
В акте, составляемом в процессе погрузки-выгрузки на месте выполнения работ, фиксируют все данные, требуемые по форме бланка: основные характеристики судна, его тип, грузоподъемность, название или номер; название владельца судна; время прибытия судна на рейд и постановки к причалу, время начала и окончания погрузки или выгрузки; фактическую продолжительность стоянки судна под загрузкой-разгрузкой; норму загрузки судна; наименование отправителя или получателя груза, чьими средствами производились работы; наименование и количество погруженного или выгруженного груза; способ определения массы груза; результаты замеров осадки судна, если масса определяется по осадке, а также замеров штабелей; время извещения о подаче судна.
Поскольку при загрузке и разгрузке судна применяют одинаковую форму бланка акта, при его составлении зачеркивают такие графы, которые к операции, фиксируемой актом, не имеют отношения. Так, если составляется акт погрузки, то в заголовке, в гр. 4, 5, 8 и др. надо зачеркнуть слова «разгрузки» («выгрузки»), в гр. 2 — слово «получатель» и т. д., чтобы исключить недоразумения при расчете судо-суточной нормы и оформлении транспортных документов. В гр. 4 необходимо определенно указать, за чьей ответственностью (перевозчика или грузовладельца) выполнялись работы по загрузке, разгрузке или зачистке судна. Следует иметь в виду, что выполнение перегрузочных работ силами порта по договору с грузовладельцем не освобождает последнего от обязанности зачистить судно, если эта работа не принята портом по договору.
Продолжительность разгрузки определяют отдельно для каждого обрабатываемого судна в соответствии с правилами и согласно судо-часовым нормам. Продолжительность выполнения непосредственно грузовых операций (время t)определяют по формуле:
t=G / Z, ч (10.1)
где
G — общее количество погруженного в судно или выгруженного груза, т;
Z — судо-часовая норма погрузки, т/ч.
Если судно было задержано под загрузкой-разгрузкой больше, чем полагалось по норме, в акте указывают причины задержки.
На основе указанной в акте замеров осадки судна в необходимых случаях рассчитывают массу погруженного или выгруженного груза.
В случае пломбирования трюмов судна в акте отправителем или портом указывают знаки и число пломб, а при выгрузке отмечают состояние пломб.
Акт загрузки-разгрузки груза составляют в четырех экземплярах, подписывают его представитель перевозчика, капитан судна и отправитель или получатель груза.
На основе указанных в акте данных о фактической плановой по нормам продолжительности перегрузочных работ рассчитываются размеры премии за досрочную загрузку-разгрузку или штрафа за простой судна сверх нормы. Данные расчеты вносят в соответствующий раздел акта.
АРЕНДА СУДНА
На внутреннем водном транспорте аренда судов осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и установленными правилами Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (гл. X).
Аренда судов осуществляется на основании договора между арендателем – лицом, сдающим судно в аренду, и арендатором – лицом, принимающим судно в аренду.
Перевозчик - арендатель передает судно на условиях аренды в тех случаях, когда арендатору необходимо судно для выполнения каких-либо работ нетранспортного характера или таких транспортных работ, которые непосредственно связаны с технологией производства и трудно поддаются обычному учету и не предусмотрены тарифами на перевозки.
Особенность договора состоит в том, что переданное в аренду судно, продолжая оставаться собственностью перевозчика, поступает в распоряжение арендатора, который устанавливает ему производственное задание, характер и режим работы и ведет учет его выполнения. Перевозчик не несет ответственности за выполнение установленного арендатором производственного задания судну. Капитан и экипаж с момента передачи судна в аренду поступают в оперативное подчинение арендатору.
Заработную плату экипажу выплачивает перевозчик, причем арендатор по требованию перевозчика обязан выдавать капитану судна денежный аванс для этой цели в счет арендной платы. Арендатор за время аренды снабжает судно топливом, смазкой и материалами. Кроме того, при нормальной эксплуатации он выполняет текущий ремонт судна за счет перевозчика.
Арендатор обязан сдать судно по окончании аренды в исправном состоянии с учетом нормального износа. Он несет ответственность за гибель или повреждение судна, судового имущества и инвентаря, происшедших по его вине.
При несвоевременном возвращении судна из аренды арендную плату начисляют в повышенном размере. По окончании навигации арендатор, не возвративший судно в срок, обязан своими силами и за свой счет обеспечить безопасный отстой судна и оплатить вызванные этим и положенные по гражданскому законодательству дополнительные расходы судового экипажа.
Заключение договора на аренду должно предшествовать передаче судна в аренду. На тех же условиях перевозчик принимает в аренду суда от других организаций. Сдачу судна в аренду и прием его из аренды оформляют актом.