Технико-эксплуатационные характеристики судов

1. Линейные измерения: длина, ширина, высота бортов, осадка.

2. Объем:

водоизмещение - масса вытесненной судном воды (равна массе судна) в тоннах;

полная грузоподъемность - максимальное количество груза в тоннах, а также запасы топлива, воды и грузов снабжения, которые может принять судно;

чистая грузоподъемность - максимальное количество груза в тоннах, которое судно может принять к перевозке;

грузовместимость в метрах кубических - объем всех грузовых помещений судна;

- регистровая вместимость = (2,83м- регистровая тонна). Объем судна измеряется регистровой тонной (мерительное свидетельство).

3. Вид скоростей:

техническая (по паспорту); эксплуатационная; экономичная;

- скорость доставки грузов.

4. Число палуб.

5. Коэффициент лючности - отношение суммарной вместимости люковых шахт к общей вместимости судна.

6. Число грузовых помещений.

7. Мореходность: плавучесть;

- устойчивость непотопляемость; ходкость;

- управляемость.

Характеристика составленная на сегодняшний день позволяет сказать, что морской флот России понес большие потери в связи с распадом СССР. Возраст судов в среднем около 17 лет - сухогрузных; наливных и комбинированных - II лет; лесовозов -21 год; пассажирских -15 лет. Для сравнения средний возраст судов в мире - 10-12 лет. Флот, которым располагает Россия на сегодняшний момент -довольно старый. К этому можно добавить такую информацию к размышлению: по данным ООН риск неблагополучной перевозки многократно возрастает с увеличением возраста судна.

Морские порты

-Военные

- рыбные и др.

- торговые, которые подчиняются департаменту Морфлота и бывают:

1. общего пользования, где осуществляются операции со всеми поступающими грузами;

2. специализированные (для лесных, наливных, угольных и др. видов грузов). Обычно они входят в состав транспортных узлов и взаимодействуют с различными видами транспорта.

Основной объем (90^о) грузов поступает по железной дороге или подается на железную дорогу. Поэтому в морских портах с большим объемом смешанных железнодорожно-морских перевозок имеются развитые железнодорожные устройства.

(рис 21)

Устройства морского порта:

1. Внешний и внутренний рейд

2. Подходной канал

3. Волнолом

4. Акватория

5. Мол

6. Береговые укрепления

7. Судоремонтное предприятие

8. Причальный фронт

9. Причалы

10. Морской вокзал

11. Транзитные склады

12. Тыловые склады

13. Административное здание порта

14. Гаражи, зарядные устройства

15. Автомобильная станция

16. Железнодорожная станция

17. Железнодорожный путь

18. Автомобильные дороги

19. Речной вокзал

20. Речной порт

21. Нефтехранилище

22. Нефтепричалы

23. Нефтепровод Основы эксплуатации морского транспорта

После распада СССР в управлении морским транспортом произошли изменения принципиального характера. Управление морским транспортом осуществляет МТ РФ. Департамент морского транспорта. Это первое звено управления морским флотом. Второе - пароходство, которое является самостоятельным хозрасчетным объединением в форме компании или АО. Порты имеют общий статус структурных единиц.

Компания заключает с грузоотправителем договоры на транспортные услуги, из которых формируется годовой план перевозок. В плане указываются группы грузов, объем перевозок, пункты отправления и доставки грузов, требования перевозчика и получателя к срокам приема и доставки грузов. На основании годового плана перевозок на всех уровнях составляются внутриведомственные планы, в том числе и планы заключения договоров на обслуживание судов по ремонту, погрузо-разгрузочные работы; подвоза к порту и вывоза из порта грузов другими видами транспорта (железнодорожным, автомобильным) и пр. Составляются технический план, график движения судов. Перевозки морским транспортом осуществляются:

1) Во внутренних сообщениях (каботажные)

- большой каботаж - между портами разных бассейнов с заходом в загранпорты;

- малый каботаж - плавание в пределах 1 -2 бассейнов без заходов в иностранные порты.

2) Во внешних сообщениях:

- перевозки между иностранными портами;

- перевозки при экспорте и импорте иностранным фрахтователем ( фрахт -аренда судна другой компании или страны ).

Организация морского судоходства имеет 2 основные формы:

1. Линейная или регулярная - судоходство на направлениях с регулярным грузопотоком. На таких линиях суда закрепляются не менее, чем на 3 месяца.

2. Рейсовая или трамповая - при постоянном потоке, без закрепления за линией

судов.

Рейс - время, затрачиваемое судном от начала погрузки в порту отправления до остановки судна под новую погрузку. Включает ходовое и стояночное время.

Движение морских судов организуется либо по расписанию (чаще линейное судоходство и пассажирское), либо последовательными рейсами (без предварительного объявления расписания).

Графики составляются плановый и диспетчерский; на основании контроля за исполнением - исполнительный. К этому можно добавить еще, несколько важных определений:

НПГРП - непрерывный план - график работы порта.

Грузооборот порта, (Qп - общеее количество грузов, проходящее через его причалы за определенный период времени ( чаще всего за год).

Показателями, характеризующими производственную мощность каждого технологического перегрузочного комплекса (ТПК) порта, являются пропускная способность и установленная мощность.

Пропускная способность порта (Пп) складывается из пропускных способностей отдельных ТПК.

Установленная мощность (Qopt- это оптимальное количество груза, которое целесообразно перегружать ТПК при сложившейся структуре грузооборота. Фактический грузооборот порта может быть выше его установленной мощности, но не выше пропускной способности.

РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ Речной транспорт характеризуется следующими положительными особенностями:

- высокая провозная способность;

- сравнительно невысокая себестоимость перевозок.

Недостатки: речной транспорт уступает другим видам транспорта в регулярности сообщений, (а также присущие морскому транспорту).

Высшим административным подразделением является МТ РФ Департамент речного транспорта. В департамент входят АО (судоходные компании) речного транспорта, образованные на базе государственных речных пароходств, а также государственные предприятия водных путей бассейнов (каналов) и подведомственных подразделений Главводпути Департамента речного транспорта.

Водный путь - судоходная часть рек, озер, водохранилищ, искусственных каналов с гидротехническими сооружениями. Внутренние судоходные водные пути:

- естественные - реки, озера используемые для судоходства в естественном состоянии, гидротехнические сооружения на них не вызывают изменений природного режима;

- искусственные - каналы и водохранилища, а также реки, режим которых сильно изменен построенными на них гидротехническими сооружениями.

/

Водные пути бывают с гарантированными глубинами и без них, с освещаемой и неосвещаемой обстановкой (береговые или плавучие освещаемые или неосвещаемые знаки, для обеспечения безопасности судоходства).

Суда движутся по судовому ходу (фарватеру) - представляет собой полосу водного пути, глубина которого на всем протяжении должна на 0,1 -0,3 м превышать осадку плавающих судов, а ширина допускать безопасный пропуск двух встречных судов. Фарватер обозначают специальными знаками речной или озерной обстановки.

Габариты судового хода:

глубина, ширина, радиусы закруглений, размеры мостовых отверстий и камер шлюзов.

Гарантированные габариты - минимальные габариты, которые выдерживаются при всех условиях. Они устанавливаются в зависимости от уровня воды.

По габаритам судового хода существуют: - сверхмагистрали (гарантированные глубины до 0,4 м); магистрали средних значений (до 2,6 м); местного значения (до 1,4 м); малые реки (до 1 м);

К основным гидротехническим сооружениям относятся отдельные или совмещенные с ГЭС гидроузлы с плотинами, позволяющими регулировать сток воды и шлюзованными каналами.

Судоходные каналы делятся на:

- открытые - соединяемые реки расположены в одном уровне; шлюзованные - для пропуска судов в обход несудоходных участков; подходные - подход к портам, шлюзам и т.д.

Шлюзы - предназначены для пропуска судов через водоразделы и плотины. Параметры шлюзов: длина, ширина, глубина.

Шлюзы бывают:

- однокамерные - разность уровней воды 20-25м;

многокамерные - разность уровней воды больше 25 м.

Для преодоления разностей высот кроме шлюзов существуют судоподъемники. Они не расходуют воду, но требуют больших расходов на сооружение и эксплуатацию.

Речной флот

1. Технические суда - ведут дноуглубительные и дноочистительные работы.

2. Вспомогательные суда- предназначены для обслуживания технических и транспортных судов.

3. Транспортные суда- перевозят грузы и людей. 3.1 По назначению подразделяются на:

- грузовые;

- грузопассажирские;

- пассажирские. 3.2 По использованию водной среды бывают:

- водоизмещающие;

- глиссирующие (то есть скользящие). 3.3 По способу движения бывают:

- самоходные, которые имеют силовые установки, т.е. передвигаются самостоятельно; на которых также имеются или не имеются помещения для груза. К ним относятся - пароходы, теплоходы, буксиры, толкачи;

- несамоходные - это речные составы, которые перемещают посредством самоходных, сплавом, иногда тягой с берега. 3.4 По роду перевозимого груза:

- сухогрузные;

- наливные;

- универсальные;

- специализированные.

Характеристики судов:

- размеры корпуса;

- габаритные размеры (наибольшие) - с учетом надстроек;

- средняя осадка (в груженном, в порожнем состоянии, в балласте);

- водоизмещение (загруженного судна и в порожнем состоянии);

- грузоподъемность (вес груза, топлива, воды, команды, продовольствия, который может быть погружен на судно при установленной предельной осадке). Безопасность плавания судов определяется их:

ходкостью - способностью двигаться с определенной скоростью при затрате определенной мощности;

остойчивостью - способностью возвращаться из нарушенного равновесия (крена) в нормальное положение после прекращения действий сил, вызвавших крен;

управляемостью — способностью судна двигаться по определенному курсу и изменять его;

живучестью - способностью не потонуть при пробоинах, не иметь опасного крена и не опрокинуться;

непотопляемостью - способностью судна оставаться на плаву после затопления части помещений. Определяется подпалубным объемом судна выше ватерлинии (линия пересечения корпуса судна с уровнем спокойной воды ).

Речные порты.

Основой берегового хозяйства речного транспорта являются: порты, пристани, остановочные пункты.

Речной порт - прибрежный пункт, имеющий удобные водные подходы для судов, связанный со стороны берега с другими видами транспорта, оборудованный сооружениями, обеспечивающими: погрузку - выгрузку грузов, посадку - высадку, пассажиров, экипировку и техническое обслуживание судов.

Пристань - прибрежный пункт кратковременной остановки судов для приема и выдачи груза, посадки и высадки пассажиров, с необходимыми для этого устройствами.

Остановочный пункт - прибрежный пункт, где происходит посадка и высадка пассажиров, прием багажа. Обычно оборудован плавучим причалом. Речные порты классифицируются на порты:

- общего пользования;

- необщего пользования, в зависимости от доступа для пользователей и

- русловые (причальные линии растянуты по берегу реки);

- внерусловые (расположенные в искусственных бассейнах, хорошо защищенные);

- смешанные (причальные линии расположены комбинированно), в зависимости от их расположения относительно русла реки.

(Рис26)

Порт включает в себя:

Территорию порта - участок земли, занятый портовыми устройствами. Акваторию - водную поверхность, судовые ходы, подходы к причалам, рейды. Рейд - водное пространство у входа в порт, вблизи берега, удобное для якорной

стоянки судов.

Рейд открытый - место якорной стоянки судов за границей порта. Рейдовый причал - комплекс сооружений, обеспечивающих прием, стоянку,

погрузку, выгрузку судов, стоящих на открытом рейде. Речные порты имеют оградительные устройства: молы, волноломы и др. Для ремонта в речных портах имеются специальные подразделения и заводы: Эллинги - рельсовые пути, уходящие в воду. Сухие доки - камеры с воротами. Плавучие доки - такие доки погружаются в воду для приема судна, а затем

всплывают.

На рис. 3.1 изображен внерусловый порт. Цифрами обозначены: 1-элеватор;

2-контейнерная площадка; 3-подкрановые пути; 4-погрузочно-выгрузочные пути; 5-склады минерально-строительных грузов; 6-автомобильная дорога; 7-вытяжные пути;

8-служебно-техническое здание; 9-портовая станция.

Основы организации движения на речном транспорте и технология работыТехнология работы речного транспорта сводится к:

- содержанию и обслуживанию водных путей;

- техническому обслуживанию и ремонту речных судов;

- производству различных операций в портах и на пристанях. Технология работы преследует цель - обеспечить безопасность движения и эффективность перевозок за счет сокращения простоя и непроизводительного пробега подвижного состава.

Организация перевозочного процесса на речном транспорте предусматривает расстановку флота в соответствии с грузопотоками, разработку и выполнение графиков движения пассажирских и грузовых судов, а также планов формирования составов на регулярных линиях, планирование эксплуатационной работы и диспетчерское управление оперативной деятельностью. Движение речного флота организуется по принципам:

- сквозному - на тех линиях, где условия позволяют доставить груз от места отправления до места назначения без перевалки;

- участковому - действует там, где участки речного пути имеют разные условия

плавания и разный грузопоток Буксиры и толкачи используют в системе:

- сквозной тяги (без смены в пути следования);

- тяговых плеч (участковая тяга) Движение грузо-пассажирского флота организуется по:

- линейной форме - на линии совершаются регулярные перевозки грузов и пассажиров судами, приписанными к этой линии;

- рейсовой форме - на линиях нерегулярного движения назначают специальные

рейсы судов.

Маршрутная схема перевозок предусматривает организацию движения речных составов (по роду груза и осадке судов) так, чтобы обеспечить беспрепятственное следование до пункта назначения. Мелкие партии грузов перевозятся в сборных секционных составах (в пути одни баржи отцепляют и заменяют другими). Для ускорения продвижения грузов применяется система обслуживания и заправки судов на ходу.

Технический план закрепляет флот за отдельными линиями и грузами. План формирования речных составов - часть технического плана; он регламентирует техническую работу всех звеньев речного транспорта, ее объем и качество.

График движения определяет движение судов и составов на всех линиях, в течение всего периода навигации.

Особое внимание уделяется продвижению несамоходных судов методом толкания, что на 10-15% увеличивает скорость хода по сравнению с буксировкой.

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

Достоинства: высокая скорость доставки грузов и пассажиров, возможность доставки в любую точку (особенно при использовании вертолетов), требует меньших удельных (на 1 км линии) капитальных вложений по сравнению с другими видами транспорта.

Недостатки: высокие грузовые тарифы, ограниченный размер и тоннаж перевозимых грузов, зависимость от метеоусловий.

Сферы использования: применяется в основном для перевозки пассажиров, дорогостоящих грузов; изделий, отсутствие которых вызывает простой сборочных линий; для перевозки машин, конструкций, людей в труднодоступные районы и т.д.

Воздушные перевозки грузовые и пассажирские осуществляются в соответствии с нормативными документами МТ РФ Департаментом гражданской авиации.

Пролеты осуществляются по воздушной трассе - шириной около 10 км на внутренних воздушных линиях, 4 км на местных линиях. Ее проекция на земную поверхность называют наземной трассой воздушной линии.

Воздушная линия - постоянный маршрут регулярных полетов между населенными пунктами. Воздушные линии маркированы радиотехническими средствами навигации (на земле расположены поворотные пункты маркировки).

Сеть воздушных путей сообщения - совокупность всех воздушных линий и устройств, обеспечивающих регулярные полеты.

Наши рекомендации