Определение центров масс транспортного средства, груза и нормальных реакций дороги
Центр масс ТС рассчитывается для анализа устойчивости и проходимости (рис. 4.1). Нормальные реакции дороги – для расчета сцепного веса на ведущие колеса в тяговом и тормозном режимах движения.
|
Масштаб 1:500
Рисунок 4.1 – Расчетная схема одиночного транспортного средства
Значения абсцисс центров масс ТС и груза (рисунок 4.1) определяются по формулам
ХО = , (4.1)
где ХО – абсцисса центра масс ТС (ЦМО) в снаряженном состоянии, м; GО – вес ТС в снаряженном состоянии, т; GО2 – часть веса ТС в снаряженном состоянии, приходящаяся на заднюю ось (тележку), т; L – база ТС, м.
ХА = , (4.2)
где ХА – абсцисса центра масс (ЦМА) груженого автомобиля, м; ХГ – абсцисса центра масс груза (ЦМГ), м; GГ – вес груза в кузове автомобиля, т.
GГ определяется с учетом рода груза, веса единицы грузового места, вместимости и грузоподъемности кузова и ограничений габаритных размеров ТС по высоте. Это позволяет привести фронтальный вид груза к прямоугольной форме, точка пересечения диагоналей которой даст искомое положение центра масс груза (см. рисунок 4.1).
Ордината hо центра тяжести ТС в снаряженном состоянии рассчитывается из соотношения hо ≈ 1,5 rк, где rк – радиус качения колеса, м,
(4.3) | |||
где | d | – посадочный диаметр, дюймы (in); | |
В | – ширина профиля шины, мм; | ||
N | – отношение высоты к ширине профиля шины, мм; | ||
λ | – деформация шины, λ = 0,80-0,90. |
Нормальные реакции дороги на заднюю ось (тележку)
R2 = , (4.4)
где GА – вес груженого автомобиля, т.
Нормальные реакции дороги на переднюю ось
R1 = GА – R2. (4.5)
Применительно к автопоезду в составе седельного тягача и полуприцепа центры масс определяются сначала в системе координат полуприцепа (рисунок 4.2), а затем автопоезда (рисунок 4.3)
ХОП = , (4.6)
У ХП
|
Рисунок 4.2 – Расчетная схема полуприцепа
где ХОП – абсцисса центра масс порожнего полуприцепа (ЦМПО), м; GОП2 – часть веса порожнего полуприцепа, приходящаяся на тележку, т; LП – база полуприцепа, м; GОП – вес полуприцепа в снаряженном состоянии, т.
ХП = , (4.7)
где ХП – абсцисса центра масс груженого полуприцепа (ЦМП) относительно оси шкворня, м; Gг – вес груза, т.
GП1 = , (4.8)
где GП1 – часть веса груженого полуприцепа, приходящаяся на шкворень, т; GП – вес груженого полуприцепа, т.
GП2 = , (4.9)
где GП2 – часть веса груженого полуприцепа, приходящаяся на тележку, т.
Применительно к автопоезду транспортного средства
|
Масштаб 1:500
Рисунок 4.3 – Расчетная схема автопоезда
ХАП = , (4.10)
где ХАП – абсцисса центра масс автопоезда, м; GОТ – собственный вес тягача, т; ХОТ – абсцисса центра масс тягача, м; ХП – абсцисса центра масс груженого полуприцепа относительно оси передних колес, м
Где
ХОТ = , (4.11)
где GОТ2 – часть собственного веса тягача, приходящаяся на тележку, т; LТ – база тягача, м.
GАП2 = , (4.12)
где GАП2 – часть GП1 , приходящаяся на тележку тягача, т; C – смещение седла тягача относительно тележки, м.
GАП1 = GП1 – GАП2, (4.13)
где GАП1 – часть GП1, приходящаяся на переднюю ось тягача, т.