Шаг 2. Расчет доходов по видам транспортных средств
Деловая игра
на тему: «Экономическая оценка эффективности дополнительных финансовых инвестиций в развитие логистической системы (на примере транспортного комплекса)»
Условие игры:
Транспортный комплекс (ТК) осуществляет доставку продукции потребителям в среднем количестве 5000 тыс. т, в том числе:
- железнодорожным транспортом — 2800 тыс. т;
- автомобильным транспортом — 2000 тыс. т;
- воздушным транспортом — 200 тыс. т.
Требуется определить изменение основных показателей работы различных видов транспорта в зависимости от капитальных вложений, рассчитав:
- грузооборот;
- доходы;
- фондоотдачу;
- рентабельность;
- прибыль;
- производительность труда;
- численность работников;
- себестоимость перевозок.
Исходные данные показателей предприятия по видам транспорта представлены в табл.1.
Таблица 1
Исходные данные для решения
№ п/п | Показатель | Ж/Д | А/Т | В/Т | ТК |
Средняя дальность перевозок, км | |||||
Основные производственные фонды, усл. млн грн. | |||||
Оборотные фонды, усл. млн грн. | |||||
Численность работников | |||||
Эксплуатационные расходы, в том числе накладные, усл. тыс. грн. | |||||
Удельный вес условно-постоянных расходов, % от общей суммы эксплуатационных расходов | |||||
Доля работников, зависящих от объема работ, % | |||||
Доходная ставка, усл. коп. на 1 ткм | 8,0 | 12,0 | 22,0 | 16,0 | |
Финансовые инвестиции, усл. млн грн., в основные производственные фонды, в оборотные средства | |||||
Прирост объема перевозок за счет дополнительных инвестиций, тыс. т |
Примечание: период до инвестирования принимаем за базовый, а после инвестирования — за плановый.
Алгоритм решения:
Шаг 1. Расчет грузооборота
Грузооборот - это произведение перевозимых грузотонн на среднюю дальность пути следования, выражается в тонно-километрах, исходя из которого в дальнейшем определяется общий доход от перевозок, так как доход приносит каждый километр по пути транспортирования грузов. Иначе говоря, предприятие, допустим, во временных рамках получает доход от каждой рабочей единицы времени, а если взять по перевозкам в частности — то от каждого километра.
Грузооборот рассчитывается по формуле 1:
Гр = WПЕР * LСЕР (1)
где Гр – грузооборот,
WПЕР – общий объем перевозок;
LСЕР - средняя дальность перевозок.
Примечание: среднюю дальность из условия деловой игры мы понимаем под средней дальностью перевозок в оба конца, т. е. перевозка грузов с учетом возвращения транспорта в исходное место назначения. А в случае если дана дальность перевозок только в одно направление, то этот показатель дальности надо умножить на два.
Определим, какой грузооборот имеет место в транспортном комплексе:
1) по железнодорожному транспорту:
- до инвестирования капитала: Гр = 2,8 х 240 = 672 млн ткм;
- после инвестирования: Гринвест = 3,12 х 240 = 748,8 млн ткм;
2) по автотранспорту:
- до инвестирования капитала: Гр = 2 х 260 = 520 млн ткм;
- после инвестирования капитала: Гринвест = 2,12 х 260 = 551,2 млн ткм;
3) по воздушному транспорту:
- до инвестирования капитала: Гр = 0,2 х 390 = 78 млн ткм;
- после инвестирования капитала: Гринвест = 0,32 x 390 = 124,8 млн ткм;
4) по всему ТК:
- до инвестирования: Гр = 5 х 250 = 1250 млн ткм;
- после инвестирования в Ж/Д: Гринвест = 5,32 x 250 = 1330 млн ткм;
- после инвестирования в А/Т: Гринвест = 5,12 х 250= 1280 млн ткм;
- после инвестирования в В/Т: Гринвест = 5,12 х 250 = 1280 млн ткм.
Шаг 2. Расчет доходов по видам транспортных средств
Теперь, как уже упоминали раньше, определим, какой доход приносит каждый километр по пути транспортирования грузов, применив ранее рассчитанный показатель грузооборота (формула (2).
Д = Дхставка * Гр (2)
где Д — доход предприятия;
Дхставка — доходная ставка, установленная предприятием в денежных единицах на каждую тонну-километр;
Гр — грузооборот предприятия.
Определим, какой доход наблюдается в ТК по всему транспортному пути перевозки грузов исходя из доходной ставки каждого километра пути и общего грузооборота:
1) по железнодорожному транспорту:
- до инвестирования капитала: Д = 0,08 х 672 = 53,76 млн грн.;
- после инвестирования: Динвест = 0,08 х 748,8 = 59.9 млн грн.;
2) по автотранспорту:
- до инвестирования капитала: Д = 0,12 х 520 = 62,4 млн грн.;
- после инвестирования: Динвест = 0,12x551,2 = 66,14 млн грн.;
3) по воздушному транспорту:
- до инвестирования капитала: Д = 0,22 х 78 = 17,16 млн. грн.;
- после инвестирования: Динвест = 0,22 х 124,8 = 27,46 млн. грн.;
4) по ТК:
- до инвестирования в него капитала: Д = 0,16 х 1250 = 200 млн грн.;
- после инвестирования в Ж/Д: Динвест = 0,16 x 1330 = 212,8 млн грн.;
- после инвестирования в А/Т: Динвест = 0,16 х 1280 = 204,8 млн грн.;
- после инвестирования в В/Т: Динвест = 0,16 x 1280 = 204,8 млн грн.
Шаг 3. Определение фондоотдачи
Фондоотдача — это обобщающий показатель использования всей совокупности основных средств. Чем он выше, тем более эффективно они используются, низкий свидетельствует о недостаточном объеме продаж или о слишком высоком уровне капитальных вложений. Его величина в значительной мере зависит от отраслевых особенностей, способов начисления амортизации, оценки активов и других факторов.
На показатель фондоотдачи, выражающий связь между средствами труда и произведенной с их помощью продукции, влияют, с одной стороны, изменение объема и структуры основного капитала, его стоимости, уровня экстенсивного и интенсивного использования, с другой — изменение цен, объема и структуры продукции, степени специализации и кооперирования производства. Комплекс мероприятий по повышению фондоотдачи, разрабатываемый на всех уровнях управления, должен обеспечивать рост объемов производства за счет более полного использования внутрихозяйственных резервов, машин и оборудования, повышения их сменности и производительности, ликвидации простоев, сокращения сроков освоения производственных мощностей. Во всех отраслях промышленности, на каждом предприятии и рабочем месте имеются значительные резервы улучшения использования основных фондов и особенно их активной части. Реализация резервов означает выпуск продукции с наименьшими затратами средств производства на каждую ее единицу, в полном объеме при меньшем количестве производственных фондов. Следует иметь в виду, что фондоотдача может быть выше там, где основные средства больше изношены.
Итак, фондоотдача — это отношение дохода к стоимости основных фондов или средств (формула 3):
(3)
где Ф – фондоотдача,
Д — годовой доход;
Сосн.фондов – стоимость основных фондов.
Рассчитаем фондоотдачу:
1) железнодорожного транспорта:
- до инвестирования капитала: Фотдача = 53,76/620 = 0,09;
- после инвестирования: Фотдача инвест. = 59,9/620 = 0,1;
2) автотранспорта:
- до инвестирования капитала: Фотдача = 62,4/900 = 0,07;
- после инвестирования: Фотдача инвест. = 66,14/900 = 0,073;
3) воздушного транспорта:
- до инвестирования капитала: Фотдача = 17,16/3300 = 0,005;
- после инвестирования: Фотдача инвест = 27,456/3300 = 0,008
4) ТК:
- до инвестирования в него капитала: Фотдача = 200/4820 = 0,0415;
- после инвестирования в Ж/Д: Фотдача инвест. = 212,8/4928 = 0,043;
- после инвестирования в А/Т: Фотдача инвест. = 204,8/4928 = 0,0416;
- после инвестирования в В/Т: Фотдача инвест. = 204,8/4928 = 0,0416.
Шаг 4. Расчет прибыли транспортной компании
Прибыль (общая по хозяйственной структуре) — это тот остаток средств, который получается разностью полученных доходов фирмы, предприятия или любой другой действующей хозяйственной структуры от общей суммы произведенных затрат (формула 4):
Пбаз = Дбаз – Эбаз (4)
где П — прибыль хозяйствующей структуры;
Д — ее же доходы,
Э – эксплуатационные расходы.
Аналогичным образом считается прибыль плановая. Плановые показатели же расходов рассчитываются по формулам 5, 6, 7, 8.
Эпл = Рпост(s New Roman"/></w:rPr><m:t>баз</m:t></m:r></m:sup></m:sSubSup></m:oMath></m:oMathPara></w:p><w:sectPr wsp:rsidR="00000000"><w:pgSz w:w="12240" w:h="15840"/><w:pgMar w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> – Рпост) * Кроста (6)
Рпост = (7)
Кроста = (8)
где s New Roman"/></w:rPr><m:t>баз</m:t></m:r></m:sup></m:sSubSup></m:oMath></m:oMathPara></w:p><w:sectPr wsp:rsidR="00000000"><w:pgSz w:w="12240" w:h="15840"/><w:pgMar w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> - эксплуатационные расходы базовые (общие)
Эпл – расходы плановые (общие)
Рпост – расходы постоянные,
Кроста - показатель (коэффициент) роста продукции (в данном случае грузооборота) в плановом периоде по отношению к базовому;
— коэффициент постоянных расходов от общей суммы расходов предприятия.
Рассчитаем коэффициент роста по:
1) железнодорожному транспорту: Кроста = 48,8/672 = 1,1143;
2) автотранспорту: Кроста = 551,2/520 = 1,06;
3) воздушному транспорту: Кроста = 124,8/78 = 1,6;
4) всему ТК после инвестиций в Ж/Д: Кроста = 1330/1250 = 1,064;
5) всему ТК после инвестиций в А/Т: Кроста= 1280/1250 = 1,024;
6) всему ТК после инвестиций в В/Т: Кроста = 1280/1250 = 1,024.
Найдем условно-постоянные расходы по:
1) железнодорожному транспорту: Рпост = 26 х 40/100 = 10,4 млн грн.;
2) автотранспорту: Рпост= 29 х 30/100 = 8,7 млн грн..;
3) воздушному транспорту: Рпост= 11,7 х 20/100 = 2,34 млн грн.;
4) ТК: Рпост= 66,7 х 35/100 = 23,345 млн грн.
Теперь рассчитаем расходы комплекса в планируемом периоде по:
1) железнодорожному транспорту:
Риквест= 10,4 + (26 - 10,4) х 1,1143 = 10,4 + 17,38 = 27,78 млн грн.;
2) автотранспорту:
Ринвест= 8,7 + (29 - 8,7) х 1,06 = 8,7 + 21,52 = 30,22 млн грн.;
3) воздушному транспорту:
Ринвест = 2,34 + (11,7 – 2,34) х 1,6 = 2,34 + 14,98 = 17,31 млн грн.;
4) ТК после инвестирования в Ж/Д:
Ринвест = 23,345 + (66,7 – 23,345) х 1,064 = 21,44 + 48,16 = 69,475 млн грн.;
5) ТК после инвестирования в А/Т:
Рянвест= 23,345 + (66,7 - 23,345) х 1,024 = 21,44 + 46,35 = 67,74 млн грн.;
6) ТК после инвестирования в В/Т:
Ринвест = 23,345 + (66,7 - 23,345) х 1,024 = 21,44 + 46,35 = 67,74 млн грн.
Рассчитываем прибыль от работы:
1) железнодорожного транспорта:
- до инвестирования капитала: П = 53,76 - 26 = 27,76 млн грн.;
- после инвестирования: Пинвест = 59,9 – 27,78 = 32,12 млн грн.
2) автотранспорта:
- до инвестирования капитала: П = 62,4 - 29 = 33,4 млн грн.;
- после инвестирования: Пинвест = 66,14 - 30,22 = 35,92 млн грн.;
3) воздушного транспорта:
- до инвестирования капитала: П = 17,16 - 11,7 = 5,46 млн грн.;
- после инвестирования: Пинвест = 27,46 – 17,31 = 10,15 млн грн.;
4) ТК:
- до инвестирования капитала: П = 200 - 66,7 = 133,3 млн грн.;
- после инвестирования в Ж/Д : П = 212,8 - 69,6 = 143,2 млн грн.;
- после инвестирования в А/Т : П = 204,8 - 67,8 = 137 млн грн.;
- после инвестирования в В/Т : П = 204,8 - 67,8 = 137 млн грн.
Шаг 5. Определение рентабельности
Рентабельность — это относительная величина (комплексный интегральный показатель), выраженная в процентах (или коэффициентом) и характеризующая эффективность применения в производстве ресурсов овеществленного труда или издержек производства. Предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, заинтересовано не только в получении максимальной прибыли, но и в эффективном использовании вложенных в производство средств, исчисляемых размером прибыли, полученной на одну денежную единицу производственных фондов, капитала, оборота реализованной продукции, инвестиций, текущих издержек производства.
Рассчитаем рентабельность активов, которая является показателем, отражающим способность предприятия использовать оборотный и необоротный капиталы и свидетельствующим о том, сколько денежных единиц потребовалось для получения одной единицы прибыли. Он применяется для определения уровня конкурентоспособности предприятия и сравнивается в практике с его среднеотраслевым значением (формула 9).
(9)
r – рентабельность активов,
П – прибыль,
ОснС – основные средства ТК,
ОбС – оборотные средства ТК
Рентабельность активов:
1) железнодорожного транспорта:
- до инвестирования капитала: r = 27,76/620 + 100 = 0,0386
- после инвестирования: r = 32,12/728 + 120 = 0,0379;
2) aвтотранспорта:
- до инвестирования капитала: r = 33,4/900 + 140 = 0,0321;
- после инвестирования: r = 35,2/1008 + 160 = 0,0301;
3) воздушного транспорта:
- до инвестирования капитала: r = 5,46/3300 + 600 = 0,0014;
- после инвестирования: r = 10,15/4028 = 0,0025;
4) всего ТК:
- до инвестирования капитала: r = 133,3/4820 + 840 = 0,0236;
- после инвестирования в Ж/Д: r = 143,2/5788 = 0,0247;
- после инвестирования в А/Т: r = 137/5788 = 0,0237
- после инвестирования в В/Т: r = 137/5788 = 0,0237.
Шаг 6. Расчет численности работников в планируемом периоде
В данном случае мы рассматриваем численность работником транспортного комплекса после инвестирования капитала в данный (формула 10).
(10)
где Др% - доля работников, зависящих от объема работ, %.
Кроста – коэффициент роста W грузооборота (формула 11).
(11)
Теперь произведем расчеты численности работников транспортной компании в планируемом периоде по:
1) железнодорожному транспорту: Ч = 1500 х 0,6 х 1,1143 + 1500 х 0,4 = 1002,9 + 600 = 1603 чел.;
2) автотранспорту: Ч = 900 х 0,7 х 1,06 + 900 х 0,3 = 667,8 + 270 = 938 чел.;
3) воздушному транспорту: Ч = 600 х 0,8 х 1,6 + 600 х 0,2 = 768 + 120 = 888 чел.;
4) всему ТК после инвестирования капитала в Ж/Д: Ч = 3000 х 0,75 х 1,064 + 3000 х 0,25 = 2394 + 750 = 3144 чел.;
5) всему ТК после инвестирования капитала в А/Т: Ч = 3000 х 0,75 х 1,024 + 3000 х 0,25 = 2304 + 750 = 3054 чел.;
6) всему ТК после инвестирования капитала в В/Т: Ч = 3000 х 0,75 х 1,024 + 3000 х 0,25 = 2394 + 750 = 3054 чел.
Шаг 7. Изменение уровня производительности труда
Для того чтобы определить производительность труда следует определить в первую очередь, что же такое производительность вообще. Производительность в общем смысле — это показатель среднего объема продукта или реальной продукции на единицу затраченных ресурсов. Например, средний объем труда или выработка одного рабочего за час.
В свою очередь, производительность труда — это общий объем продукции, деленный на количество затраченного на его производство трудовых ресурсов.
Производительность труда может выражаться как в стоимостном выражении (формула 12), так и в натуральном виде (формула 13):
А = Доход/численность рабочих (грн../чел.); (13)
А = Грузооборот/численность рабочих (т.км/чел.). (14)
Производительность труда в стоимостном выражении по:
1) железнодорожному транспорту:
- до инвестирования капитала: А= 53,76/1500 = 0,036 млн грн./чел.;
- после инвестирования капитала в ТК: А = 59,9/1603 = 0,037 млн грн./чел.;
2) автотранспорту:
- до инвестирования капитала: А = 62,4/900 = 0,069 млн грн./чел.;
- после инвестирования капитала: А = 66,14/938 = 0,07 млн грн./чел.;
3) воздушному транспорту:
- до инвестирования капитала: А = 17,16/600 = 0,0286 млн грн./чел.;
- после инвестирования капитала: А = 27,46/888 = 0,03 млн грн./чел.;
4) по ТК:
- до инвестирования капитала: А = 200/3000 = 0,0667 млн грн./чел.;
- после инвестирования капитала в Ж/Д: А = 212,8/3144 = 0,0677 млн грн./чел.;
- после инвестирования капитала в А/Т: А = 204,8/3054 = 0,0671 млн грн./чел.;
- после инвестирования капитала в В/Т: А = 204,8/3054 = 0,0671 млн грн./чел.
Производительность труда в натуральном выражении по:
1) железнодорожному транспорту:
- до инвестирования капитала: А = 672/1500 = 0,45 млн ткм/чел.;
- после инвестирования капитала: Аинвест = 748,8/1603 = 0,47 млн ткм/чел.;
2)автотранспорту:
- до инвестирования капитала: А = 520/900 = 0,58 млн ткм/чел.;
- после инвестирования капитала:Аинвест = 551,2/938 = 0,59 млн ткм/чел.;
3) воздушному транспорту:
- до инвестирования капитала: А = 78/600 = 0,13 млн ткм/чел.;
- после инвестирования капитала: А инвест = 124,8/888 = 0,14 млн ткм/чел.;
4) ТК:
- до инвестирования капитала: А = 1250/3000 = 0,417 млн ткм/чел.;
- после инвестирования капитала в Ж/Д: А инвест = 1330/3144 = 0,423 млн ткм/чел.;
- после инвестирования капитала в А/Т: А инвест = 1280/3054 = 0,419 млн ткм/чел.;
- после инвестирования капитала в В/Т: А инвест = 1280/3054 = 0,419 млн ткм/чел.
Шаг 8. Расчет себестоимости перевозок
Себестоимость перевозок — это те расходы, которые затрачивает ТК на каждую тонну за километр (формулы 14, 15):
(14)
(15)
Себестоимость перевозок в базовом периоде по:
1) железнодорожному транспорту: Sбазовая = 26/672 = 0,0387 грн./ткм;
2) автотранспорту: Sбазовая = 29/520 = 0,0558 грн./ткм;
3) воздушному транспорту: Sбазовая = 11,7/780 = 0,15 грн./ткм;
4) ТК: Sбазовая = 66,7/1250 = 0,053 грн./ткм.
Для того чтобы найти себестоимость перевозок в планируемом периоде, нужны расходы в планируемом периоде, а мы их уже рассчитали раньше и для наглядности еще раз отобразим.
Расходы плановые по:
1) железнодорожному транспорту: Риквест= 10,4 + (26 - 10,4) х 1,1143 = 10,4 + 17,38 = 27,78 млн грн.;
2) автотранспорту: Ринвест= 8,7 + (29 - 8,7) х 1,06 = 8,7 + 21,52 = 30,22 млн грн.;
3) воздушному транспорту: Ринвест = 2,34 + (11,7 – 2,34) х 1,6 = 2,34 + 14,98 = 17,31 млн грн.;
4) ТК:
- после инвестирования в Ж/Д: Ринвест = 23,345 + (66,7 – 23,345) х 1,064 = 21,44 + 48,16 = 69,475 млн грн.;
- после инвестирования в А/Т: Рянвест= 23,345 + (66,7 - 23,345) х 1,024 = 21,44 + 46,35 = 67,74 млн грн.;
- после инвестирования в В/Т: Ринвест = 23,345 + (66,7 - 23,345) х 1,024 = 21,44 + 46,35 = 67,74 млн грн.
Теперь рассчитаем себестоимость перевозок в инвестиционном или плановом периоде по:
1) железнодорожному транспорту: Sинвест = 27,78/748,8 = 0,0371 млн грн./ткм;
2) автотранспорту: Sинвест = 30,22/551,2 = 0,0548 млн грн./ткм;
3) воздушному транспорту: Sинвест = 17,31/124,8 = 0,1388 млн грн./ткм;
4) ТК:
- после инвестирования капитала в Ж/Д: Sинвест = 69,475/1330 = 0,0522 млн грн./ткм;
- после инвестирования капитала в А/Т: Sинвест = 67,74/1280 = 0,0529 млн грн./ткм;
- после инвестирования капитала в В/Т: Sинвест = 67,74/1280 = 0,0529 млн грн./ткм.