Тарифы морского транспорта
При выполнении перевозок экспортно-импортных грузов или перевозок между иностранными портами морской флот Российской Федерации сталкивается с необходимостью учитывать особенности установления провозной платы, которые практикуются иностранными судовладельцами. Поэтому тарифы морского транспорта по видам плавания подразделяют на тарифы каботажного плавания и тарифы на перевозку экспортно-импортных грузов. Они различаются между собой не только размером ставок, но и характером построения. Тарифы морского транспорта имеют важные особенности, касающиеся распределения грузов тарифной номенклатуры по классам и группам, формы расчетных таблиц и принципа построения тарифных ставок.
В зависимости от сферы применения морские каботажные тарифы делят на основные, исключительные (применяемые для отдельных грузов, некоторых направлений или участков пути или в отдельные периоды навигации) и местные.
Тарифы на перевозку пассажиров, грузов и багажа судами транспортного флота и на буксировку плотов, аккордные ставки сборов за перегрузочные работы, размеры штрафов за простой и премий за досрочную загрузку-разгрузку судов утверждает Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Тарифы на перевозки грузов, пассажиров и багажа на судах совместных (Российско-иностранных) линий или линий, где параллельно с Российскими судами работают суда иностранных судовладельцев, утверждает Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Морские перевозчики утверждают тарифы на местные и пригородные перевозки пассажиров и багажа, ставки платы за оборудование судов, их аренду, за устройство приспособлений для перевозки животных или грузов, требующих специального крепления, за очистку, дегазацию и дезинфекцию судов, пользование складами и др.
Основной принцип построения морских каботажных тарифов состоит в том, что плата за перевозку устанавливается по сумме ставок за движенческую и стояночную операции.
Провозную плату рассчитывают по формуле
С = bдвl + bст.о + bст.н , руб/т (27.1.)
где bдв — ставка движенческой операции, руб./т-милЯ;
l — расстояние перевозки, миль;
bст.о, bст.н — ставки стояночной операции соответственно портов отправления и назначения, руб./т.
К XIV классу отнесены грузы с погрузочным объемом, который не превышает удельной грузовместимости большей части морских судов, поэтому при перевозке грузоподъемность последних используется полностью. Тарифная ставка на перевозку таких грузов установлена самая низкая. Самую высокую тарифную ставку по движенческой операции имеют грузы I класса с наибольшим погрузочным объемом.
В зависимости от трудоемкости переработки все грузы разделены на 16 групп. Ставки первой группы — наиболее высокие. Кроме того, ставки стояночной операции дифференцированы по портам с учетом особенностей их эксплуатации, технической вооруженности и интенсивности перегрузочных работ. Для отдельных грузов по некоторым портам установлены специальные ставки стояночной операции.
Таким образом, в тарифах каботажного плавания каждый груз тарифной номенклатуры относится к одному из 14 классов по движенческой операции и к одной из 16 групп по стояночной операции.
Единая тарифная и статистическая номенклатура грузов состоит из 69 групп. В тарифной номенклатуре грузов и в Алфавите к ней против каждой позиции указано, по какому классу должна рассчитываться ставка движенческой операции и по какой группе — ставка стояночной операции. Здесь же приведены ставки за переработку грузов.
Уровень тарифов на перевозки в каботаже дифференцирован по классам грузов и отдельным морским бассейнам.
Тарифы на перевозку нефтегруза наливом в каботаже построены по такому же принципу, как и тарифы на перевозку сухогрузов. Различие заключается в том, что поскольку погрузочный объем нефтегрузов позволяет полностью использовать грузоподъемность судна, ставка движенческой операции установлена единой в каждом бассейне для всех наименований нефтегруза. Дифференцированы лишь ставки стояночной операции по портам погрузки и выгрузки и сортам нефтегрузов исходя из норм налива, слива и времени вспомогательных операций. Если грузоподъемность судна не используется вследствие предъявления наливного груза отправителем в количестве меньшем, чем было указано в заявке, провозная плата взимается за количество, указанное в заявке.
За перевозку грузов по трассе Северного морского пути применяются основные ставки движенческой операции Северного или Дальневосточного бассейнов с коэффициентом 2,5 (к трассе Северного морского пути относится район, ограниченный с запада меридианом 60° в. д., с востока — меридианом 169° з. д., с юга — материковым берегом морей).
Ставки за движенческую операцию в каботажном плавании рассчитаны по тарифным поясам. Расстояние пояса изменяется от 10 до 100 миль, первый пояс установлен в 30 миль.
В тарифах морского транспорта принята табличная форма. Расчетные таблицы изданы как приложение к Прейскуранту № 11—01. На основании тарифных ставок за движенческую и стояночную операции и в соответствии с расстоянием перевозки в таблицах указана плата за перевозку 1 т груза между корреспондирующими портами данного моря.
За перевозку в универсальных контейнерах провозная плата установлена в зависимости от грузоподъемности контейнера и исчисляется исходя из средней расчетной нормы загрузки (т) контейнера по VIII, а для крупнотоннажных контейнеров — по VII классу и по 6—9 группам независимо от рода и фактического количества груза в контейнере.
За перевозки, не предусмотренные основными или местными тарифами, а также за буксировку судов и других плавучих объектов плату рассчитывают по тарифу за аренду судов.
Местные тарифы можно применять только при перевозках судами порто-флота.
Провозную плату за буксировку плотов рассчитывают по таблице ставок движенческой операции соответствующего бассейна как за груз VII класса.
При перевозке в большом каботаже применяют стояночные ставки портов отправления и назначения, а движенческие исчисляют по тарифам какого-то одного бассейна. Например, при перевозке между портами Дальневосточного и Черноморского бассейнов применяют ставки Дальневосточного бассейна.
Работы по погрузке грузов в суда, выгрузке из судов и перевалке из судов в вагоны или обратно в Российских портах оплачивают по общим и специальным аккордным ставкам независимо от фактического числа операций и способа переработки грузов.
Аккордные ставки дифференцированы по бассейнам, группам портов (тарифным районам) и группам грузов. В основу дифференцирования ставок положены различия в себестоимости, обусловленные природно-географическими, технико-экономическими и социальными факторами. В зависимости от трудоемкости переработки все грузы тарифной номенклатуры распределены на 60 групп. В тарифах морского транспорта важное место занимают сборы. Помимо сборов, аналогичных применяемым на железнодорожном и внутреннем водном транспорте (за хранение груза, взвешивание, очистку судна и др.), на морском транспорте установлены, в частности, следующие.
Портовый грузовой сбор включен в аккордные ставки за переработку грузов и взимается только с грузов, перерабатываемых на элеваторах морского порта.
Корабельный сбор взимается со всех судов, посещающих Российские морские порты, за исключением судов, не принадлежащих Российскому Амурскому Регистру судоходства и совершающих плавание в малом и большом каботаже, а также по внутренним водным путям, служебных, учебных и некоторых других судов.
Ставки корабельного сбора подразделяются на обыкновенные, льготные (30 % от обыкновенных), для судов загранплавания (в среднем на 20 % ниже льготных) и судов каботажного плавания (на 50 % ниже ставок судов загранплавания).
Корабельный сбор начисляется с 1 т чистой регистровой вместимости судна и взимается при каждом входе судна в порт и выходе из него.
Льготные ставки корабельного сбора применяются для судов тех государств, которым в соответствии с заключенными договорами Российской Федерации предоставляется режим наибольшего благоприятствования.
Лоцманский сбор взимается с судов, фактически пользующихся услугами лоцмана при посещении портов Российской Федерации.
Канальный сбор взимается со всех судов, проходящих транзитными или подходными к портам каналами.
В тарифах предусмотрены также ставки агентского вознаграждения и ставки сборов за работу ледоколов. За агентирование российских судов загранплавания и большого каботажа ставки дифференцированы в зависимости от тоннажа судна (9 групп) и характера его обработки в порту (3 группы).
Тарифы морского транспорта на перевозку грузов в загранплавании имеют особенности, связанные с условиями работы и практикой торгового судоходства.
В практике морского судоходства фрахтовые ставки складываются в зависимости от направления перевозки. Этот принцип установления тарифов применен и на отечественном морском транспорте. Тарифы на перевозку экспортно-импортных грузов построены по направлениям.
Для расчета провозной платы в каждом морском бассейне принят один базисный порт. За перевозку груза от (или до) других портов бассейна установлены надбавки или скидки. Предусмотрены также надбавки за каждый дополнительный порт захода для погрузки-выгрузки.
Ставки провозной платы в тарифах на перевозку экспортных и импортных грузов (за некоторыми исключениями) установлены из расчета перевозки на условиях FIO (free in and out — свободно от погрузки и выгрузки), в них не включены расходы на перегрузочные работы, как в российских, так ив иностранных портах.
Если по условиям контракта погрузка импортных или выгрузка экспортных грузов в иностранном порту возлагается на российскую сторону, судно обязано нанять стивидоров для их выполнения. В таких случаях оплачиваются связанные с этим расходы сверх провозной платы.
На перевозку экспортных и импортных грузов установлены тарифы для нефтегрузов, лесных и сухих грузов.
Ставки платы за перевозку сухих грузов дифференцированы по 10 тарифным классам. Классификация экспортных и импортных грузов отличается от принятой в тарифах на каботажные перевозки. В классы I-IV включены массовые грузы, которые перевозят обычно крупными партиями с полной загрузкой судна; в классы V-X - в основном генеральные грузы. Принята сокращенная номенклатура и классификация грузов.
В тарифах предусмотрено дифференцирование ставок провозной платы в зависимости от расстояния перевозки и дедвейта судна.
Предусмотрены также надбавки в случае прохода судна с грузом Кильским, Суэцким и Панамским каналами.
В расчетных таблицах даны готовые ставки провозной платы за перевозку 1 т груза каждого класса от базисного порта бассейна до корреспондирующих иностранных портов по районам морского побережья (ренджам).
За перевозку всех грузов в осенне-зимний период предусмотрено повышение провозной платы на 5…15 %.
При транспортировании в судах регулярных линий ставки провозной платы увеличиваются на 10…60 %.
При перевозке груза, предъявленного отправителем в пакетах и на поддонах, предоставляется скидка с тарифа 10 %.
Ставки на перевозку лесных грузов дифференцированы по размерным группам судов и установлены за 1 м3 пиломатериалов ибревен, 1 акс пропсов и балансов для базисного размера судна. При перевозке на судах меньшего тоннажа ставка провозной платы увеличивается, большего тоннажа — уменьшается.
За перевозку наливных грузов тарифы также рассчитаны по направлениям. Ставки провозной платы установлены для нефти и темных нефтепродуктов из расчета перевозки в судах дедвейтом 20 – 25 тыс. т.
При доставке светлых нефтепродуктов ставки повышаются на 15 %.
При перевозке в судах дедвейтом менее 20 тыс. т к основным ставкам делаются надбавки. Например, при перевозке в судне дедвейтом 5 000 т или менее ставка увеличивается на 50 %, а в судах дедвейтом более 25 000 т — снижается на 10…30 %.
В отличие от тарифов на перевозки сухих грузов в ставку платы за перевозку наливных грузов входят расходы за выгрузку и подогрев грузов, сбор за проход каналов (кроме Суэцкого).
В тарифах морского транспорта предусмотрены штрафы за задержку судна под погрузкой-разгрузкой сверх установленных сроков, за неуплату платежей и сборов при сдаче груза к перевозке, за задержку подачи судов против сроков, установленных графиком.
За досрочную погрузку-выгрузку установлены премии.
Плату за перевозку груза в каботажном плавании определяют на основании Тарифного руководства № 1-М (Прейскурант № 11—01) в следующем порядке:
по перевозочному документу устанавливают вид сообщения (каботаж, прямое смешанное железнодорожно-водное, прямое водное), пункты отправления, назначения или перевалки груза, путь следования, наименование и массу груза, время приема к отправлению, грузоподъемность судна;
определяют расстояние перевозки по рекомендованному курсу, утвержденному судовладельцем, если для данного направления перевозки в расчетных таблицах нет готовых ставок провозной платы;
по наименованию груза определяют, к какой группе и позиции тарифной номенклатуры он относится, а по номенклатуре грузов или по Алфавиту к номенклатуре грузов устанавливают класс тарифа по движенческой операции и группу по стояночной операции (при этом проверяют наличие исключительного тарифа);
по расчетным таблицам прейскуранта № 11-01 находят провозную плату за 1 т груза по движенческой операции, соответствующую классу груза и расстоянию перевозки, и ставку стояночной операции в портах отправления и назначения, соответствующую группе груза. Эти ставки суммируют и вычисляют провозную плату за все количество груза.
При определении провозной платы по тарифным таблицам, составленным для расчета при перевозке между корреспондирующими портами, ставки движенческой и стояночной операций суммировать не надо, так как это учтено в самих таблицах. После этого устанавливают надбавки или скидки, дополнительные сборы и платы по данной перевозке и подсчитывают общую сумму провозных платежей.
Порядок исчисления платы за перевозку внешнеторговых грузов (по прейскуранту № 11-03) в основном аналогичен рассмотренному, но при расчете следует учитывать особенности, нормы и правила, предусмотренные в тарифах на перевозку экспортных и импортных грузов, а также соответствующие надбавки и скидки к тарифу в зависимости от условий и направления перевозки. Документами, на основании которых исчисляют провозную плату по данному судну, служат коносамент и погрузочный ордер.