Проведения психофизиологического обследования для определения профессиональной пригодности к работе
1. При обследовании психологу необходимо в течение всей процедуры обратить внимание на установление контакта: доброжелательность, заинтересованность в кандидате, ориентация на сотрудничество, психологическая поддержка (готовность дать пояснения, использование подхода "мы...", "мы с Вами...").
2. Психолог дает подробный инструктаж испытуемому до начала обследования в соответствии с методиками профотбора и указания МПС России от 01.12.1999 № 310у.
3. Психолог проверяет в учебно-тренировочном режиме как испытуемый усвоил инструктаж.
4. После тренировки, проводимой в объеме, предусмотренном методиками профотбора, инструктируемый выполняет контрольные задания.
5. Психолог оформляет результаты психофизиологического обследования протоколом и даёт заключение о пригодности (непригодности) испытуемого к работе в качестве машиниста или помощника машиниста, водителя или сопровождающего водителя.
6. Заключение о психофизиологической пригодности (непригодности) к работе заверяется печатью кабинета отбора, диагностики и реабилитации и направляется в отдел кадров по месту работы испытуемого, где хранится в личном деле и используется при решении вопроса о назначении проверенного лица на должность машиниста, помощника машиниста, водителя, сопровождающего или деканат учебного заведения железнодорожного транспорта. Протокол обследования хранится в узловом кабинете отбора, диагностики и реабилитации.
7. Профессиональное психофизиологическое обследование проводится однократно перед прохождением врачебно-экспертной комиссии.
8. В случае несогласия работников с результатами периодического психофизиологического обследования, решение о направлении на дальнейшее обследование в вышестоящую организацию принимает руководитель структурного подразделения (или его заместитель по кадрам и социальным вопросам). Заведующий кабинета отбора, диагностики и реабилитации обязан предоставить протоколы всех предыдущих обследований в Дорожную психофизиологическую лабораторию. Решение о сохранении заработной платы и транспортных расходах для проезда к месту обследования принимает руководитель структурного подразделения, направивший на обследование.
9. Запрещается направлять на обследование машинистов и помощников машинистов, водителей и сопровождающих водителей после работы в ночную смену, после недавно перенесенных простудных или инфекционных заболеваний, конфликтных ситуаций в семье или на работе.
10. Рекомендуется проводить психофизиологические обследования в утренние часы в период наибольшей работоспособности человека.
Группы
профпригодности по результатам проверки профессионально-важных качеств и порядок комплектования бригад с учетом групп профпригодности (профотбора)
1. По результатам проверки профессионально важных качеств машинистов и помощников машинистов пассажирского и грузового движения, машинистов (водителей) и помощников (сопровождающих) CCПС присваиваются следующие группы:
1 группа - при успешном выполнении всех обязательных методик:
ГЭД - готовность к экстренному действию;
ПВ - переключение внимания;
ПУ – помехоустойчивость;
СТР - стрессоустойчивость;
2 группа - одно из качеств хуже нормы, при этом буквы обозначают - какое именно качество хуже нормы:
2А - ГЭД хуже нормы;
2В - ПВ хуже нормы;
2С - ПУ хуже нормы;
2D - СТР хуже нормы.
3 группа - два качества хуже нормы, при этом буквы обозначают какие именно качества хуже нормы:
ЗАВ, ЗАС, 3AD, ЗВС, 3BD, 3CD.
2. По результатам проверки профессионально важных качеств машинистов и помощников машинистов моторвагонного подвижного состава присваиваются следующие группы:
1 группа - при успешном выполнении всех обязательных методик:
ОБМЭ - оценка бдительности машиниста электропоезда;
ПB - переключение внимания;
ПУ – помехоустойчивость;
СТР – стрессоустойчивость;
2 группа - одно из качеств хуже нормы, при этом буквы обозначают - какое именно качество хуже нормы:
2А - ОБМЭ хуже нормы;
2В - ПВ хуже нормы;
2С - ПУ хуже нормы;
2D - СТР хуже нормы;
3 группа - два качества хуже нормы, при этом буквы обозначают какие именно качества хуже нормы:
ЗАВ, ЗАС, 3AD, ЗВС, 3BD, 3CD.
3. По результатам проверки профессионально важных качеств машинистов и помощников машинистов ССПС присваиваются следующие группы:
1 группа - при успешном выполнении всех обязательных методик:
СДР - сложная двигательная реакция;
ПВ - переключение внимания;
ПУ – помехоустойчивость;
СТР - стрессоустойчивость,
ОВ - объем внимания;
2 группа - одно из качеств хуже нормы, при этом буквы обозначают - какое именно качество хуже нормы:
2А - СДР хуже нормы;
2 В - ПВ хуже нормы;
2С - ПУ хуже нормы;
2D - СТР хуже нормы
2Е - ОВ хуже нормы;
3 группа - два качества хуже нормы, при этом буквы обозначают - какие именно качества хуже нормы:
ЗАВ, ЗАС, 3AD, ЗАЕ, ЗВС, 3BD, ЗВЕ, 3CD, ЗСЕ, ЗДЕ.
4. При комплектации бригады следует руководствоваться следующими требованиями:
нельзя комплектовать бригады с одинаковыми уязвимыми качествами.
если один из членов бригады имеет 1 группу профотбора или профпригодности, то второй может иметь любую группу.
если один из членов бригады имеет 2 или 3 группу, то второй может быть с любой группой, кроме такой же. Если есть возможность, рекомендуется вторым поставить человека с первой группой.
в случае совпадения хотя бы одного уязвимого качества у обоих членов бригады, она должна оцениваться как профессионально непригодная и несовместимая.
_________
Приложение 3
К настоящему положению