Назначение и классификация систем автоматики телемеханики
Устройства автоматики и телемеханики служат для регулирования движения поездов на перегонах и станциях. С помощью этих устройств возрастает пропускная и провозная способность дорог, повышается перерабатывающая способность сортировочных и грузовых станций, увеличивается эффективность использования всех технических средств транспорта, особенно локомотивов и вагонов, обеспечивается безопасность движения поездов, улучшаются условия труда работников, связанных с движением поездов. Основными устройствами автоматики и телемеханики являются системы автоблокировки, электрической и диспетчерской централизации, средства автоматизации и механизации сортировочных горок. Внедрение устройств автоблокировки и диспетчерской централизации повышает пропускную способность однопутных участков на 50 60%. Двух путных в 3 5 раз., А внедрение электрической централизации увеличивает пропускную способность станции на 50— 70%. Участковая скорость при этом на однопутных линиях возрастает на 10— 30%, на двухпутных — на 20—30%. Кроме того, на каждые 100 км пути высвобождаются 45—55 чел. Внедрение средств комплексной механизации и автоматизации производственных процессов на сортировочных станциях увеличивает их перерабатывающую способность на 20—25%. В зависимости от места применения системы автоматики и телемеханики подразделяют на перегонные и станционные, перегонные системы разрешают или запрещают отправление поезда на перегон, исключают возможность отправления поездов на занятый перегон или Блок-участок. К перегонным устройствам относятся:
полуавтоматическая блокировка (ПАБ), при которой разрешающее показание светофора появляется при определенных действиях работников, управляющих движением поездов, а запрещающее — автоматически, что обеспечивает невозможность открытия выходного светофора до полного освобождения перегона поездом;
автоматическая блокировка (АБ), в которой управление показаниями светофоров, ограждающих блок-участок, осуществляется движущимся поездом (без участия человека); на проходном светофоре автоматически загорается запрещающее показание при входе поезда на ограждаемый этим светофором блок-участок и сохраняется до полного освобождения его поездом, при нарушении целостности рельсовой линии в пределах участка на светофоре также появляется запрещающее показание;
диспетчерский контроль за движением поездов, который помогает поездному диспетчеру оперативно руководить движением поездов на участке, так как с помощью этих устройств поездной диспетчер контролирует занятость блоков-участков, главных и приемоотправочных путей и показания входных и выходных светофоров на промежуточных станциях;
автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС), в которой показания напольных светофоров передаются в кабину машиниста; автоматическая локомотивная сигнализация дополняется автостопом с устройством проверки бдительности машиниста и контроля скорости движения поезда;
автоматическая переездная сигнализация и автоматические шлагбаумы, применяемые на железнодорожных переездах для предупреждения водителей транспортных средств о приближении поезда к переезду и запрещающие движение через переезд.
Станционные системы обеспечивают взаимную зависимость стрелок и сигналов при приеме и отправлении поездов, контролируют положение стрелок, не допускают их перевод при заданном маршруте, замыкают их в одном из крайних положений; при оборудовании путей и стрелочных участков рельсовыми цепями контролируют их свободность или занятость подвижным составом.
К станционным устройствам относятся:
маршрутно-контрольные устройства (МКУ), используемые на станциях, где сохранено ручное управление стрелками для обеспечения взаимного замыкания стрелок и сигналов посредством контрольных замков;
станционная блокировка, с помощью которой осуществляется взаимное замыкание стрелок и сигналов, управляемых с разных постов, и обеспечивается контроль со стороны дежурного по станции (ДСП) за правильностью приготовления на постах маршрутов приема и отправления поездов;
электрическая централизация (ЭЦ) стрелок и сигналов, обеспечивающая управление стрелками и светофорами с пульта и взаимное их замыкание благодаря использованию электрической энергии, контролирующая взрез стрелки и исключающая перевод стрелки под подвижным составом и открытие светофора на занятый путь;
Диспетчерская централизация (ДЦГ, рис.5.1 Позволяющая управлять стрелками и сигналами ряда станций из одного пункта и контролировать положение стрелок, занятость и свободность путей, стрелочных участков и прилегающих блоков-участков, показания входных и выходных сигналов в пределах диспетчерского круга;
горочные устройства, позволяющие управлять стрелками и горочными сигналами, регулировать скорости надвига и роспуска составов.
Автоматическая локомотивная сигнализация, диспетчерская централизация и автоматические ограждающие устройства на переездах могут регулировать движение поездов как по перегонам, так и по станциям, поэтому эти системы отнесены к перегонным и станционным.
Из систем полуавтоматической блокировки наибольшее распространение получила релейная блокировка, в которой все зависимости осуществляются электрическим способом, что повышает ее надежность. Наиболее совершенной системой регулирования движения поездов на перегонах является автоматическая блокировка, которая обеспечивает более высокую пропускную способность, чем при полуавтоматической блокировке.
Среди станционных систем наиболее эффективной с точки зрения сокращения времени приготовления маршрута является электрическая централизация стрелок и сигналов, которая по сравнению с маршрутно-контрольными устройствами увеличивает пропускную способность станции на 50—70%.
Комплекс горочных автоматических устройств, который используется на сортировочных станциях, включает в себя системы: горочной автоматической централизации (ГАЦ), автоматического регулирования скорости скатывания отцепов (АРС), телеуправления горочным локомотивом (ТГЛ), автоматического задания скорости роспуска (АЗСР) и горочное оперативное программно-задающее устройство (ГОЗУ). .
Таким образом, системы автоматики и телемеханики служат для автоматизации процессов управления и регулирования движения поездов. В настоящее время 65% общей протяженности сети дорог оснащены автоблокировкой и диспетчерской централизацией, 67% общего количества стрелок и 90% стрелок, уложенных на приемоотправочных путях станций, оборудованы электрической централизацией.
Рис.5.1. Схема диспетчерской централизации: М -манипулятор (кнопка для набора команд); П –поездограф (для записи графика исполненного движения); С -панель связи; ВТ -выносное табло для визуального контроля установки маршрутов; ПП,КЧ -передающая аппаратура; КУ -кодовые устройства; РЦ -аппаратура рейной централизации стрелок и сигналов;