II. Порядок проведения испытаний напорных рукавов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИСПЫТАНИЮ ПОЖАРНЫХ РУКАВОВ

В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ГПС

ЮЖНОГО И СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ

РОСТОВ-НА-ДОНУ

2010 год

I. Общие положения

В зависимости от назначения пожарные рукава (далее – рукава) подразделяются на: всасывающие, напорно-всасывающие и напорные.

Всасывающий рукав предназначен для забора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса и её транспортирования.

Напорно-всасывающий рукав предназначен для забора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса или из системы противопожарного водоснабжения и её транспортирования.

Напорный рукав предназначен для транспортирования огнетушащих веществ под избыточным давлением.

В зависимости от величины условного прохода и рабочего давления напорные рукава классифицируются:

РПК – эксплуатируются в пожарных кранах зданий и сооружений, где установлены пожарные насосы на рабочее давление 10 Атм (Д-25, 40, 51, 66).

РПМ-1,2 – эксплуатируются при прокладке магистральных линий от пожарных насосных станций ПНС-110 (Д-150).

РПМ-1,6 – эксплуатируются на пожарных автомобилях, оборудованных пожарными насосами на рабочее давление 16 Атм (Д-25, 40, 51, 66, 77, 90).

РПМ-3,0 – эксплуатируется на пожарных автомобилях, оборудованных пожарными насосами высокого давления до 30 Атм (Д-25, 40).

Для выявления действительного технического состояния рукавов, в подразделениях ГПС проводят испытания.

Испытание рукавов осуществляется комиссией, назначенной приказом начальника подразделения ГПС (в начале года), состоящей из лиц ответственных за рукавное хозяйство подразделения (должностных лиц караула ответственного за ведение рукавного хозяйства).

Все рукава независимо от назначения испытываются:

а) при поступлении в пожарную часть (на рукавную базу);

б) после хранения перед постановкой в боевой расчет (резерв);

в) сезонно 2 раза в год (в апреле и октябре с 5 по 25 число);

г) после каждого применения;

д) после каждого ремонта.

Рукав, который не выдержал испытательных давлений подлежит ремонту и повторным испытаниям. Если рукав после двукратного ремонта (рукав после ремонта не выдержал испытаний, вновь отремонтирован и испытан) вновь не прошел испытания, то он подлежит списанию (приложение 4).

Результаты испытаний заносятся в приложение к формуляру (приложение 1), в том числе по завершении сезонных испытаний, по итогам которых готовится анализ состояния рукавного хозяйства подразделения (приложение 2), который до 5 числа мая и ноября представляется в отдел тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации для подготовки общего анализа состояния рукавного хозяйства за территориальный гарнизон пожарной охраны.

Ответственность за поддержание в исправном состоянии, сохранность и своевременное испытание пожарных рукавов возлагается на руководителя подразделения ГПС.

II. Порядок проведения испытаний напорных рукавов

Напорные рукава в условиях подразделения ГПС испытываются с помощью насоса пожарного автомобиля.

Во время плановых испытаний за 1 дежурные сутки испытываются не более 1/3 всех рукавов находящихся на вооружении подразделения ГПС.

Рисунок 1
II. Порядок проведения испытаний напорных рукавов - student2.ru При проведении гидравлических испытании напорных рукавов допускается их укладка на горизонтальной площадке соединенными по 5-6 штук в одну линию (рисунок 1). На конец рукавной линии устанавливается перекрывной ствол для выпуска воздуха при заполнении линии водой, после наполнения, ствол перекрывается и постепенно, в течение 2 минут давление поднимается до предельно допустимого (таблица 1) и поддерживается в течение следующих 2 минут.

Напорные рукава из натуральных волокон (льняные и льноджутовые) перед испытаниями заполняются водой и выдерживаются в течение 5 мин.под давлением от 0,2 (2) до 0,4 (4) МПа (Атм). Напорные рукава такого типа после намокания льняных нитей каркаса под испытательным давлением, не должны иметь свищей, кроме пылевидных.

Напорные рукава после испытаний не должны:

а) пропускать воду в местах навязки соединительных головок;

б) иметь разрывов ткани чехла или свищей.

в) иметь других повреждений, не позволяющих дальнейшую эксплуатацию.

Таблица 1

Испытательное (эксплуатационное) давление МПа (Атм)

Наши рекомендации