Автомобильные дороги общего пользования
Протяженность автомобильных дорог общего пользования к началу 2003 года составила 592,6тыс.км., в том числе с твердым покрытием - 541,2тыс.км. (см. Рис. 2.1.).
1000
Всего Общего в т.ч. феде- Ведомственные
Пользования: ральные и платные
Рис. 2.1. Наличие автомобильных дорог в Российской Федерации по состоянию на 1.01 2003г. (тыс.км), в том числе - дорог с твёрдым покрытием
В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования I категории составляет 4,3тыс.км., из них 3,4тыс.км. приходится на федеральные автомагистрали. Основная доля федеральных автомобильных дорог – это автодороги II и III категорий, общая протяженность которых составляет около 40тыс.км. Территориальные автомобильные дороги общего пользования в основном относятся к III (протяженность составляет около 90тыс.км.) и IV категориям (около 300тыс.км.).
Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием на 1000кв.км. повысилась с 38км. в 1990 году до 44км. в 2003 году. По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в Российской Федерации составляет около 5,3км на 1тыс. жителей, что несколько выше, чем на Украине или в Казахстане (3,3 и 5,0 соответственно), но ниже, чем во многих других странах, - в Финляндии данный показатель составляет около 10км., в США – около 13км., во Франции – 15,1км. на 1тыс. жителей.
Федеральные автомобильные дороги. Основу дорожной сети составляют федеральные автомобильные дороги общей протяженностью 47тыс.км., значительная часть которых – это автомобильные дороги, соединяющие столицу Российской Федерации г. Москву со столицами республик в составе Российской Федерации, административными центрами краев и областей. На долю перевозок грузов и пассажиров по федеральным дорогам приходится почти 45% услуг, оказанных автомобильным транспортом. Доля международных автомобильных перевозок по федеральным дорогам превышает 80%. Магистральные автомобильные дороги федерального значения являются составной частью международных и российских транспортных коридоров.
Конфигурация сети автомобильных дорог имеет ярко выраженную радиальную структуру, дополненную рядом обходных и кольцевых дорог с недостаточным числом соединительных и хордовых дорог. На европейской территории России радиальная структура федеральных дорог ориентирована г. Москву, одновременно с эти ряд регионов не имеет автодорожных связей между соседними субъектами Российской Федерации по кратчайшим направлениям. Такая структура сети автомобильных дорог, сформировавшаяся в 60-80-е годы ХХ века, неэффективна из-за увеличения протяженности маршрутов движения и концентрации потоков автомобильного транспорта в районе Московского и других крупных транспортных узлов. Увеличение времени в пути из-за перегрузки автомобильных дорог вблизи крупных городов приводит к росту транспортных издержек и потерь времени водителей и пассажиров, которые увеличиваются в 2-3 раза в часы пик по сравнению с периодами нормативной загрузки дорог.
До настоящего времени не завершено формирование опорной сети федеральных дорог, связывающей все экономические регионы. Регионы Дальнего Востока, большинство районов Крайнего Севера и целый ряд других регионов России оторваны от единой дорожной сети страны. Кроме того, не завершено создание системы автомобильных дорог вдоль границ Российской Федерации и крупных водных преград, автомагистралей, связывающих морские порты бассейна Северного Ледовитого океана, Балтийского, Черного и Каспийского морей, а также автомобильных дорог в составе международных транспортных коридоров.
Территориальные автомобильные дороги. Основной задачей территориальных автомобильных дорог общего пользования является обеспечение автотранспортных связей внутри субъектов Российской Федерации, общая протяженность территориальных дорог составляет 545,6тыс.км. Во многих регионах структура сети территориальных дорог повторяет общие недостатки сети федеральных дорог: связь соседних районных центров или близко расположенных сельских населённых пунктов часто осуществляется через региональные и районные центры соответственно, что приводит к перепробегу автомобильного транспорта и перегрузке автомобильных дорог около региональных центров.
В настоящее время около 28тыс. населенных пунктов с общим населением более 12млн. человек не имеет связи с сетью дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием. В отдельных регионах, включая Республику Саха (Якутия), Магаданскую область, Чукотский автономный округ и др., не создана опорная сеть автомобильных дорог, что осложняет доставку товаров в районы с ограниченным доступом и северный завоз. По-прежнему сохраняется низкий уровень развития дорожной сети аграрных территорий.
Транспортно-экплуатационное состояние автомобильных дорог общего пользования.Несмотря на то, что в последнее время на ряде направлений появились современные автомобильные магистрали, транспортно-экплуатационное состояние значительной части автомобильных дорог можно расценивать как неудовлетворительное. Более половины дорог имеет недостаточную прочность дорожного покрытия, свыше трети магистральных дорог требует реконструкции с повышением технической категории, на треть удовлетворена обеспеченность барьерными ограждениями на магистральных дорогах.
Низкий технический уровень, несоответствие параметров дорог интенсивности движения и составу транспортного потока (только около четверти всех дорог с твердым покрытием рассчитаны на осевую нагрузку 10т., при этом ограничение, предъявляемое европейскими странами, требует, чтобы дороги были рассчитаны на нагрузку 11,5т.), регулярные перегрузки отдельных участков дорог не позволяют реализовывать эксплуатационные качества современных автомобилей: средние скорости движения в России более чем вдвое ниже, чем в европейских странах. Неудовлетворительное состояние дорожных покрытий на значительной части автомобильных дорог вызывает увеличение стоимости перевозок. Все названные факторы увеличивают транспортные издержки и издержки времени доставки грузов и пассажиров российских производителей и потребителей, снижают экономическую безопасность страны и конкурентоспособность отечественных товаров, особенно производимых в регионах, удаленных от границ Российской Федерации.
На дорогах общего пользования эксплуатируется более 42тыс. мостов и путепроводов общей протяженностью около 1650км., свыше 8тыс. железнодорожных переездов и 130 паромных переправ. Из общего количества мостов 5% находятся в аварийном состоянии, по ним в ближайшее время может быть прекращен пропуск автотранспорта, 40% требуют реконструкции или капитального ремонта, еще 40% - планово-предупредительных работ.