Глава 1. Принципы организации коммерческой работы на внутреннем водном транспорте
Л.В. Багров
Организация коммерческой работы на внутреннем водном транспорте:Учебник, – 3-е изд., исправл. и доп. – М:
Содержит три раздела по основам знаний о коммерческой эксплуатации внутреннего водного транспорта, её организации, технической базе, правовом регулировании перевозок грузов. Особое внимание уделено основам грузоведения и правилам перевозок грузов, коммерческим операциям в пунктах отправления и назначения грузов, в пути следования грузов, вопросам коммерческой работы с участием смежных видов транспорта в условиях рыночных отношений, прямым перевозки, тарифам.
Основная задача учебника – углубленное знакомство с теорией и практикой организации коммерческой работы на внутреннем водном транспорте.
Предназначен для студентов транспортных ВУЗов, колледжей и училищ. Издание адресовано самому широкому кругу читателей, интересующихся организацией коммерческой работы на водном транспорте.
Рецензент – доктор экономических наук, профессор К.И. Плужников
Научный редактор – кандидат технических наук В.Г. Фомин.
Одобрено кафедрами «Коммерческой эксплуатации и внешнеэкономических связей» и «Менеджмент на водном транспорте» ФГОУ Московской государственной академии водного транспорта.
Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом МГАВТ.
От автора
Учебник написан в соответствии с программой курса «Организация коммерческой работы на внутреннем водном транспорте» и предназначен для студентов транспортных ВУЗов, обучающихся по специальности «Коммерческая эксплуатация и внешнеэкономические связи». Он знакомит с основами знаний о принципах организации коммерческой работы на внутреннем водном транспорте, ориентированной на условия рынка транспортных услуг и современные взаимоотношения грузовладельцев и перевозчиков грузов и пассажиров. Особое внимание уделено основам коммерческой эксплуатации внутреннего водного транспорта, общим правилам выполнения коммерческих операций, грузоведению и перевозкам грузов с участием различных видов транспорта, однако не забыты и прямые перевозки, техническая база, технологии перевозки, тарифная политика, документооборот коммерческой эксплуатации на внутреннем водном транспорте.
Работа над третьим изданием, в процессе которой автором были учтены замечания и пожелания читателей книги второго издания (в основном работников транспортных предприятий и ВУЗов, непосредственно использующих материалы книги в практической и научно-педагогической работе), выявила необходимость определенной переработки её в свете современных рыночных отношений.
Излагаемый материал базируется на основе многолетнего опыта работы автора на водном транспорте, современных достижениях научно-технического прогресса технических средств и транспортных технологий, общетеоретических курсах экономики и управления предприятий транспорта.
Автор выражает благодарность К.И. Плужникову и В.Г. Фомину за ряд ценных замечаний и предложений, сделанных ими при просмотре рукописи, а также всем специалистам и научно-педагогическим работникам, в разное время обратившим внимание на те или иные упущения в книге, изданной в 1985 году.
Автор с благодарностью рассмотрит все пожелания и замечания по книге, которые просит направлять по адресу: 117105, Москва, Новоданиловская наб., д.2, корп.1.
Введение
Транспорт обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества и является важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей.
На начало XXI в. доля транспорта в валовом внутреннем продукте Российской Федерации составляла более 8 %, в налоговых поступлениях в консолидированный бюджет – 15 %; численность работников отрасли - 3,1 млн. человек, или 7 % экономически активного населения. Инвестиции в развитие транспорта составляют около 18 % от общего объема вложений в основной капитал.
Выбор России в пользу рыночной экономики, сделанный в начале 90-х годов ХХ в., существенно изменил условия работы транспорта и характер спроса на транспортные услуги. Значительно возросла роль транспорта в экономике и взаимосвязь задач его развития с приоритетами социально-экономических преобразований в стране. Начиная с 2000 года, рост транспортных услуг в среднем в год составлял, например, для грузовых перевозок 3,8 %.
Внутренний водный транспорт (ВВТ) является одной из составных частей единой транспортной системы Российской Федерации.
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, (КВВТ РФ, 2001 г.) определяет, что «внутренний водный транспорт Российской Федерации - один из видов транспорта, находящегося в ведении Российской Федерации и представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации». В свою очередь, судоходство определяется как «деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей».
Российская Федерация располагает самой большой в мире сетью внутренних водных путей (ВВП). Сеть современных внутренних водных путей создавалась с учетом комплексного решения проблем судоходства, водоснабжения населенных пунктов и городов, выработки электроэнергии, орошения, сохранения экологического равновесия. Строительство соединительных каналов и судоходных шлюзов объединило отдельные речные бассейны в Европейской части страны в уникальную по своим масштабам и возможности Единую глубоководную систему, которая позволяет транспортировать товары внутри страны на тысячи километров, а также в международном сообщении в судах смешанного «река–море» плавания в корреспонденции с портами, расположенными в бассейнах Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского, Черного и Средиземного морей, без их перевалки.
По состоянию на 2010 г. общая протяженность пригодных для судоходства внутренних водных путей составляет 101,5 тыс. км, которые обеспечивают транспортное обслуживание 61 субъекта Российской Федерации, а также внешнеторговые перевозки. На внутренних водных путях функционируют 119 речных портов общего пользования.
Основной вид деятельности внутреннего водного транспорта России - грузовые перевозки. В ряде регионов Российской Федерации внутренний водный транспорт продолжает оставаться единственным видом транспорта и в значительной мере определяет их жизнедеятельность и экономическое развитие (например, населенные пункты, расположенные в бассейнах рек Колыма, Индигирка, Лена, Обь, Енисей и др.).
Благодаря использованию системы смешанных железнодорожно-водных перевозок и широкой сети портов перевалки внутренний водный транспорт обеспечивает экономические связи практически всех районов, расположенных на внутренних водных путях, находящихся в стороне от магистральных железных дорог.
Осуществляется взаимодействие внутреннего водного транспорта с морским и автомобильным транспортом.
В период социально-экономических реформ (90-е г. XX столетия) в работе внутреннего водного транспорта произошел ряд принципиальных изменений, в частности:
в результате приватизации и акционирования вместо 21 речного пароходства, в состав которых входили порты, судоремонтные и судостроительные предприятия, а также предприятия связи, капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства, в отрасли было образовано более 2 тыс. субъектов, занимающихся деятельностью на коммерческой основе;
осуществлен переход от административного отраслевого управления к регулированию деятельности хозяйствующих субъектов на основе лицензирования, тарифной, налоговой, таможенной и бюджетной политики.
Следовательно, коренным образом изменились отношения в области коммерческой эксплуатации внутреннего водного транспорта, а также требования к ее содержанию. Все это обусловило новые подходы к организации коммерческой работы на внутреннем водном транспорте, попытка учесть которые и осуществлена при переиздании настоящего учебника, сохраняя, при этом, известную преемственность с его последним изданием в 1985 г.
В составе эксплуатационной науки коммерческая эксплуатация внутреннего водного транспорта занимает ведущее место, наряду с организацией работы флота и портов, а также судовождением.
Как научная дисциплина коммерческая эксплуатация развивалась на основе обобщения опыта работы различных видов транспорта. В разработку основных положений коммерческой работы на внутреннем водном транспорте значительный вклад внесли В.Х.Ахилло, Е.Д.Бучин, Н.А.Красильников, И.С.Краев, Г.И.Майорский, А.П.Родина, А.И.Телегин, М.Е.Ходунов, Е.Ф.Завитаев и др.
Раздел I. ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Глава 1. Принципы организации коммерческой работы на внутреннем водном транспорте