Понятие о техническом состоянии
Техническое состояние автомобиля (агрегата, механизма, соединения) определяется совокупностью изменяющихся свойств его элементов, характеризуемых текущим значением конструктивных параметров. Обычно текущие значения конструктивных параметров связывают с наработкой. Наработка продолжительность работы изделия, измеряемая единицами пробега (километры). времени (часы), числом циклов. Различают наработку с начала эксплуатации изделия, наработку до определенного состояния (например, предельного), наработку интервальную и др. На автомобильном транспорте, как правило, наработка автомобилей исчисляется 8 километрах пробега (1), реже (специальные автомобили, внедорожные карьерные самосвалы) в часах (t).
Причины и последствия изменения технического состояния.
Основные причины изменения конструктивных параметров и технического состояния:
· нагpужение элементов;
· взаимное перемещение элементов;
· воздействие тепловой и электрической энергии;
· воздействие химически активных компонентов;
· воздействие внешней среды (влага, ветер, температура, солнечная радиация);
· воздействие оператора и др.
Последствия и формы изменения конструктивных параметров 80 времени:
изнашивание; коррозия; усталостные разрушения; пластические деформации;
температурные разрушения и изменения; старение и др.
11. Виды изнашивания.
Абразивное изнашивание является следствием режущего или царапающего
действия поверхностей трения и твердых частиц, находящихся между ними.
Эрозионное изнашивание происходит в результате воздействия на поверхность
потока жидкости, газа или твердых частиц.
Усталостное изнашивание состоит в том, что поверхностный слой материала
в результате трения и циклической нагрузки становится хрупким и разрушается,
обнажая лежащий под ним менее хрупкий материал, образуя трещины и ямки
выкрашивания (питтинг).
Изнашивание при заедании происходит в результате схватывания, глубинноrо
вырывания материала, переноса ero с одной поверхности на другyю и воздействия
возникших неровностей на сопряженную поверхность.
Окислительное изнашивание происходит в результате сочетания механического
изнашивания и агpессивиого воздеиствия среды, под деиствием которои на
поверхности трения образуются непрочные пленки окислов; при механическом
трении они снимаются, а обнажающиеся поверхности опять окисляются.
Изнашивание при фретинге - это механическое изнашивание соприкасающихся деталей при возвратно-поступательных перемещениях с малыми амплитудами. Если при этом агрессивно воздействует среда, то происходит изнашивание при фретинг -коррозии.
Электроэрозионное изнашивание проявляется в эрозионном изнашивании поверхности в результате воздействия разряда при прохождении электрического тока.
Деформации и разрушения.
Пластические деформации и разрушения. Такие повреждения связаны с достижением или превышением пределов текучести или прочности соответственно у вязких (сталь) или хрупких (чугун) материалов. Обычно этот вид разрушений является следствием либо ошибок при расчетах, либо нарушений правил эксплуатации (перегрузки, неправильное управление автомобилем, дорожно-транспортные
происшествия и т.п.). Иногда пластическим деформациям или разрушениям предшествует механическое изнашивание, приводящее к изменению геометрических размеров и сокращению запасов прочности детали.
Усталостные разрушения. Этот вид разрушений возникает при циклическом приложении нагрузок, превышающих предел выносливости металла детали. При этом происходят постепенное накопление и рост усталостных трещин, приводящие при определенном числе циклов нагpужения к усталостному разрушению деталей.
Коррозия. Это явление происходит вследствие агрессивного воздействия среды на детали (ржавление), приводящего к окислению металла и, как следствие, к уменьшению прочности и ухудшению внешнего вида. Основными активными агентами внешней среды, вызывающими коррозию, являются соль и другие химические вещества, которыми обрабатывают дороги зимой, кислоты, содержащиеся в воде и почве, а также компоненты, входящие в состав отработавших газов автомобилей, и их химические соединения.
13. Старение. Техническое состояние деталей и эксплуатационных материалов изменяется под действием внешней среды.
14. Работоспособность и отказ. Работоспособность - состояние изделия, при котором оно может выполнять заданные функции с параметрами, значения которых соответствуют технической документации, т.е. в интервале YН-Yп. Отказ - событие, заключающееся в
нарушении или потере работоспособности. Отказ автомобиля - это такое изменение его технического состояния, которое приводит к невозможности начать транспортный процесс или к прекращению уже начатого транспортного процесса.
15.