Понятие о техническом состоянии

Техническое состояние автомобиля (агрегата, механизма, соединения) определяется совокупностью изменяющихся свойств его элементов, характеризуемых текущим значением конструктивных параметров. Обычно текущие значения конструктивных параметров связывают с наработкой. Наработка ­ продолжительность работы изделия, измеряемая единицами пробега (километры). времени (часы), числом циклов. Различают наработку с начала эксплуатации изделия, наработку до определенного состояния (например, предельного), наработку интервальную и др. На автомобильном транспорте, как пра­вило, наработка автомобилей исчисляется 8 километрах пробега (1), реже (спе­циальные автомобили, внедорожные карьерные самосвалы) ­ в часах (t).

Причины и последствия изменения технического состояния.

Основные причины изменения конструктивных параметров и технического состояния:

· нагpужение элементов;

· взаимное перемещение элементов;

· воздействие тепловой и электрической энергии;

· воздействие химически активных компонентов;

· воздействие внешней среды (влага, ветер, температура, солнечная радиация);

· воздействие оператора и др.

Последствия и формы изменения конструктивных параметров 80 времени:

изнашивание; коррозия; усталостные разрушения; пластические деформации;

температурные разрушения и изменения; старение и др.

11. Виды изнашивания.

Абразивное изнашивание является следствием режущего или царапающего

действия поверхностей трения и твердых частиц, находящихся между ними.

Эрозионное изнашивание происходит в результате воздействия на поверхность

потока жидкости, газа или твердых частиц.

Усталостное изнашивание состоит в том, что поверхностный слой материала

в результате трения и циклической нагрузки становится хрупким и разрушается,

обнажая лежащий под ним менее хрупкий материал, образуя трещины и ямки

выкрашивания (питтинг).

Изнашивание при заедании происходит в результате схватывания, глубинноrо

вырывания материала, переноса ero с одной поверхности на другyю и воздействия

возникших неровностей на сопряженную поверхность.

Окислительное изнашивание происходит в результате сочетания механического

изнашивания и агpессивиого воздеиствия среды, под деиствием которои на

поверхности трения образуются непрочные пленки окислов; при механическом

трении они снимаются, а обнажающиеся поверхности опять окисляются.

Изнашивание при фретинге -­ это механическое изнашивание соприкасаю­щихся деталей при возвратно-­поступательных перемещениях с малыми амплитуда­ми. Если при этом агрессивно воздействует среда, то происходит изнашивание при фретинг -коррозии.

Электроэрозионное изнашивание проявляется в эрозионном изнашивании поверхности в результате воздействия разряда при прохождении электрического тока.

Деформации и разрушения.

Пластические деформации и разрушения. Такие повреждения связаны с достижением или превышением пределов текучести или прочности соответственно у вязких (сталь) или хрупких (чугун) материалов. Обычно этот вид разрушений является следствием либо ошибок при расчетах, либо нарушений правил эксплуатации (перегрузки, неправильное управление автомобилем, дорожно­-транспортные

происшествия и т.п.). Иногда пластическим деформациям или разрушениям пред­шествует механическое изнашивание, приводящее к изменению геометрических размеров и сокращению запасов прочности детали.

Усталостные разрушения. Этот вид разрушений возникает при циклическом приложении нагрузок, превышающих предел выносливости металла детали. При этом происходят постепенное накопление и рост усталостных трещин, приводящ­ие при определенном числе циклов нагpужения к усталостному разрушению деталей.

Коррозия. Это явление происходит вследствие агрессивного воздействия среды на детали (ржавление), приводящего к окислению металла и, как следствие, к уменьшению прочности и ухудшению внешнего вида. Основными активными агентами внешней среды, вызывающими коррозию, являются соль и другие химические вещества, которыми обрабатывают дороги зимой, кислоты, содержащиеся в воде и почве, а также компоненты, входящие в состав отработавших газов автомобилей, и их химические соединения.

13. Старение. Техническое состояние деталей и эксплуатационных материалов изменяется под действием внешней среды.

14. Работоспособность и отказ. Работоспособность ­- состояние изделия, при котором оно может выполнять заданные функции с параметрами, значения которых соответствуют технической документации, т.е. в интервале YН-Yп. Отказ - событие, заключающееся в

нарушении или потере работоспособности. Отказ автомобиля - это такое изменение его технического состояния, которое приводит к невозможности начать транспортный процесс или к прекращению уже начатого транспортного процесса.

15.

Наши рекомендации