Дефекты конструктивных элементов автомобильных дорог
Вздутия слоя («воздушный карман»): Вздутие, под которым имеется пустота.
Вмятина: Деформация пластичного дорожного покрытия в виде углубления, возникающая под воздействием действующих вертикальных сил колес транспортных средств.
Волнообразование: Процесс образования волн действием колес транспортных средств.
Волны: Деформация покрытия в виде чередующихся впадин и гребней, расположенных в перечном направлении к продольной оси дроги на разном расстоянии друг от друга через 0,5 – 2,0 м.
Вспучивание: Деформации, связанные с поднятием грунта земляного полотна и слоев дорожной одежды, обусловленные накоплением в земляном полотне воды и ее замерзанием зимой и оттаиванием в весеннее время.
Выбоины: Местные разрушения дорожного покрытия в форме углублений, разной формы с резко выраженными крутыми краями.
Выкрашевание: Поверхностные разрушения дорожного покрытия за счет потери им отдельных зерен минерального материала.
Вымоина: Небольшое углубление, возникающее вследствие эрозии под действием воды.
Дефекты дорожного покрытия: Разрушения и деформации покрытия, обусловленные воздействием нагрузок транспортных средств и природно – климатических факторов, при появлении которых значения одного или нескольких основных параметров покрытия выходят за допустимые пределы.
Износ покрытия: Уменьшение толщины покрытия за счет истирания и потери материала и процессе эксплуатации под воздействием колес автомобилей и природных факторов. Годовой износ потеря материала дорожного покрытия за год, выраженная в миллиметрах толщины покрытия. Изной основной вид разрушения дорожного покрытия, определяющий условия и сроки его службы.
Колея: Постоянная продольная деформация, которая имеет место по следу колеса транспортного средства.
Макротекстура дорожного покрытия: Поверхностные неровности дорожного покрытия с горизонтальными размерами в диапазоне от 0,5 до 50 мм и вертикальными размерами в диапазоне от 0,2 до 10 мм. Она характеризуется длинами волн такого же порядка как размеры элементов протектора шины.
Мегатекстура дорожного покрытия: Поверхностные неровности дорожного покрытия с горизонтальными размерами 50 – 50 мм и вертикальными размерами 10 – 50 мм. Этот тип текстуры имеет длины волн такого же порядка, что и пятно контакта шины с дорогой.
Микропрофиль дороги:Профиль неровностей поверхности дороги, вызывающей колебания колес и кузова транспортного средства. Характеризуется абсолютными значениями отклонений поверхности дороги от ее теоретического профиля или спектральный плотностью неровностей - распределением средних квадратичных отклонений амплитуд неровностей по частотным полосам (интервалом дорожной частоты).
Микротекстура дорожного покрытия: Поверхностные неровности дорожного покрытия с горизонтальными размерами от 0 до 0,5 мм и вертикальными размерами от 0 до 0,2 мм. Визуальная бес приборная оценка микротекстуры не представляется возможной.
Микрошероховатость дорожного покрытия: Неровности, размером до полумиллиметра на поверхности минерального материала, обусловленные его петрографической природой.
Неровность дорожного покрытия: Поверхностные неровности дорожного покрытия с горизонтальными размерами более 500 мм и вертикальными размерами, превышающими допуски проектных технических условий.
Неисправное состояние: Состояние объекта ( сооружения), при котором он не удовлетворяет хотя бы одному из требований нормативной и (или) проектной (конструкторской) документации.
Проезжаемость дороги: Транспортно – эксплуатационный показатель автомобильной дороги определяющий возможность движения с заданной скоростью автомобилей, в тем числе различных типов (легковых, тяжелых, грузовых, автопоездов) в различные периоды года.
Проломы одежды: Разрушение дорожной одежды в виде глубоких и больших по площади и длине прорезей по полосам наката колес, происходящие главным образом на одеждах переходного типа при недостаточной их прочности или при проезде очень тяжелых транспортных средств, особенно если грунты земляного полотна слабые или влажные.
Просадки: Деформации нежестких дорожных одежд в виде впадин с пологими склонами различного размера, возникающие в результате местных осадок недоуплотненного грунта или дорожной одежды. Наиболее часто наблюдаются в месте сопряжения земляного полотна с жестким краем пролетного строения при недостаточном уплотнении грунта в пазухах под переходными плитами, а также при плохом уплотнении засыпки котлованов.
Промоина: Размыв обочин поперек дроги в результате воздействия поверхностных вод.
Сползание: Резкое искажение поперечного профиля откоса с опусканием грунта в сторону резерва.
Сетка трещин: Чаще всего на полосах наката и в местах просадок, образующих замкнутые фигуры, различают крупную сетку трещин и мелкую. Размеры последней составляют менее 0,5 м между трещинами в любом поперечном сечении. Могут сопровождаться разрывами покрытия. Чаще наблюдаются на крутых спусках в местах остановки и торможения автомобилей.
Скол (обламывание) кромок: Разрушение кромок швов и углов плит цементобетонного покрытия; разрушение кромок дорожных покрытий нежесткого типа в местах сопряжения их с обочинами.
Трещины температурные: Разрушения дорожного покрытия в виде поперечных трещин пересекающих покрытие в поперечном направлении и образующиеся за счет резкой усадки при внезапных температурных изменениях или над просевшим основанием (характерны для асфальтобетонных и цементобетонных покрытий).
Шероховатость, текстура дорожного покрытия: Неровности, обеспечиваемые за счет размера, формы и угловатости минерального материала.
Шелушение: разрушение поверхности дорожного покрытия при отслаивание тонких пленок асфальтовяжущего вещества и чешуек минерального материала.