Понятие, предмет, метод и принципы таможенного права

Таможенное право находиться в основе таможенного регулирования. Оно представляет собой средство государственного регулирования таможенного дела на территории Российской Федерации, поскольку правовое регулирование является в принципе государственным регулированием. Без таможенного права невозможно создание нормально функционирующего таможенного механизма, в основе которого лежит система исполнительной власти в лице таможенных органов. Таким образом, таможенное право обеспечивает органическую взаимосвязь всех элементов, составляющих таможенное дело в РФ.

В настоящее время в условиях формирования нормальных рыночных отношений российское государство серьезно заинтересовано в наличии таможенного права как самостоятельной правовой отрасли. Его интерес заключается в наличии системного, стабильного отраслевого подхода к определению правовых, экономических и организационных основ таможенного дела. Без наличия такого подхода невозможно обеспечить защиту таможенного суверенитета и экономической безопасности страны.

К сожалению, до сих пор, среди юристов отсутствует единодушие в вопросе, существует ли такая самостоятельная отрасль российского права, как таможенное право. Некоторые считают, что речь может идти только о таможенном законодательстве. Другие специалисты полагают, что о таможенном праве следует говорить как о подотрасли (либо даже одном из институтов) административного права.

Такие взгляды имеют право на существование, как и концепция об относительно самостоятельной отрасли таможенного права.

На наш взгляд, наиболее предпочтительной представляется позиция, подчеркивающая комплексность отрасли таможенного законодательства. В системе права немало образований, выступающих в качестве комплексных отраслей законодательства: предпринимательское право, торговое право. Нормы таможенного права включают в себя источники различных отраслей права. Например, институт таможенных платежей регулируется финансово-правовыми нормами, правоохранительная деятельность таможенных органов регулируется источниками административного и уголовного права.

Итак, таможенное право – это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Предмет таможенного права— общественные отноше­ния, носящие комплексный характер. Этот круг отношений обусловлен самим содержанием и структурой таможенного дела, которое, собственно, и служит предметом правового регулирования.

Вопрос о предмете регулирования таможенного права — наиболее сложный и один из наименее разработанных в юри­дической науке. Лишь в некоторых публикациях по таможен­ной тематике высказывались соображения по этому поводу. Так, К. К. Сандровский отмечал: "Применительно к таможен­ному праву таким предметом являются общественные отно­шения, возникающие в связи с установленным государством таможенным режимом и проведением таможенной политики в целом". Недостаток этого определения состоит в том, что оно не отражает таможенного дела в целом. Внимание акцентируется только на одной, хотя и очень важной, сердце­винной его части (таможенная политика)[1]".

К. К. Сандровский довольно близко подошел к пониманию предмета таможенного права, говоря о таможенной сфере об­щественных отношений и о правовых нормах, касающихся тамо­женного дела. Однако на этом анализ проблемы, к сожалению, заканчивался; предмет регулирования в целом не определен.

Таможенное дело по своему составу и структуре — яв­ление сложное, многоплановое и имеет комплексный харак­тер. Поэтому и общественные отношения в сфере таможен­ного дела могут быть подразделены на группы, отличающие­ся значительной спецификой и регулируемые нормами раз­ных отраслей права: конституционного (государственного); в доминирующей части — административного и администра­тивно-процессуального; гражданского, уголовного, трудово­го и других отраслей, а в определенной части — и междуна­родного права.

Если классифицировать общественные отношения, вхо­дящие в предмет таможенного права, то в соответствии со структурой таможенного дела они мо­гут быть представлены в следующем виде.

Первая группа — отношения в сфере таможенной поли­тики; вторая — отношения и принципы, связанные с пере­мещением через таможенную границу товаров и транспорт­ных средств; третья— отношения, характеризующие ста­тус таможенных режимов; четвертая — отношения в облас­ти таможенно-тарифного регулирования; пятая— отноше­ния в области взимания таможенных платежей (федеральных таможенных доходов); шестая— отношения, связанные с таможенным оформлением; седьмая — отношения в области таможенного контроля; восьмая— отношения в сфере таможенной статистики и ТН ВЭД; девятая— отношения, связанные с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела; десятая— отношения, связанные с на рушениями таможенных правил и ответственностью за них; одиннадцатая— отношения, возникающие в связи с производством по делам о нарушениях таможенных правил; двенадцатая — отношения, возникающие в связи с рассмотре­нием дел о нарушениях таможенных правил.

Учитывая вышеизложенное, можно выделить следующие особенности предмета регулирования таможенного права.

Во-первых,названные выше группы общественных от­ношений, регулируемые нормами разных отраслей права, имеют качественные различия.

Во-вторых,доминирующую роль играют общественные отношения, связанные с управленческой, организационной деятельностью таможенных и иных органов исполнительной власти, которые регулируются нормами административного и административно-процессуального права.

В-третьих,существенные различия, характерные для каждой из вышеназванных групп, обусловливают их относи­тельную обособленность, своеобразную автономию в общем массиве общественных отношений, выступающих предметом регулирования таможенного права. Однако эта обособленность не означает замкнутости различных классификационных групп. Их взаимосвязь и взаимообусловленность органично вытекают из характера и особенностей ТК. Последний хотя и Регулирует неоднородные отношения в сфере таможенного Дела в широком его понимании, однако служит единым (сводным), юридически и логически цельным правовым актом, внут­ренне согласованным законом. ТК синтезирует законодатель­ство в сфере таможенного дела, являясь серьезным основанием для выделения совокупности юридических норм, регулирующих таможенное дело в качестве отрасли права, и применительно к ней правообразующим фактором.

Таким образом, главной отличительной чертой всего мас­сива общественных отношений в сфере таможенного дела является их комплексный характер, неоднородность разных групп и блоков их отношений. Таможенному делу соответ­ствует механизм его правового регулирования - таможен­ное право. Но понятие механизма предполагает рассмотре­ние вопроса о методах правового регулирования, без выяс­нения специфики которых невозможно разграничить различ­ные отрасли права.

Метод правового регулирования отражает и выражает – в какого рода волевых связях, предусмотренных законодательством, могут и должны состоять участники соответствующих правоотношений, т.е. – каким образом, в волевом аспекте, один участник отношений может взаимодействовать с другим.

Специфика таможенного дела как объекта правового регулирования состоит в целенаправленной деятельности государства по регулированию внешнеэкономической де­ятельности посредством установления порядка и условий перемещения через таможенную границу товаров и транс­портных средств, поэтому в таможенно-правовом регули­ровании превалирует властный (императивный) метод. Он проявляется в установлении всевозможных обязательных предписаний, запретов и ограничений.

Предписания выражаются в возложении прямых обя­занностей как на таможенные органы, так и на лиц, пере­мещающих товары, по совершению определенных действий (например, по таможенному оформлению и т. п.), предус­мотренных соответствующей таможенно-правовой нормой.

Запреты - это те же предписания, но они возлагают обязанность на участников таможенных правоотношений не совершать те или иные действия в условиях, предус­мотренных правовой нормой (например, запрет на совершение действий, подпадающие под при­знаки нарушения таможенных правил и пр.). Наряду с запретами устанавливаются и всевозможные ограничения (на прохождение службы в таможенных органах, на ввоз товаров и транспортных средств, на участие в производ­стве по делам о нарушениях таможенных правил и др.).

Менее широко, но все же применяется в таможенном праве и диспозитивный метод. Но основном это относится к установлению правомочий тех или иных участников таможенных правоотношений (например, право на выбор и изменение таможенного режима лицом, перемещающим товары, право сотрудников таможенного органа исполь­зовать те формы таможенного контроля, которые они счи­тают достаточными для обеспечения соблюдения законо­дательства о таможенном деле).

Исходя из приведенной выше характеристики предме­та и метода таможенно-правового регулирования, можно сделать вывод, что никакая другая отрасль российского права подобного предмета и метода правового регулирова­ния не имеет. А следовательно — таможенное право такое же самостоятельное образование в российской правовой системе, как и базовые отрасли права: конституционное, административное, гражданское, уголовное и др. Однако в отличие от них, таможенное право является комплекс­ной отраслью права наряду, например, с муниципальным, предпринимательским правом и рядом других отраслей.

Помимо предмета и метода правового регулирования самостоятельное и очень важное значение в структуре права имеют его принципы.

Принципы таможенного права представляют собой ис­ходные нормативно-руководящие начала таможенно-пра­вового регулирования. Они обеспечивают взаимосвязь та­моженного права, таможенного законодательства и тамо­женной политики, гарантируют непрерывность и после­довательность нормотворческого процесса в сфере тамо­женного дела, содействуют своевременной отмене устарев­ших и принятию новых нормативно-правовых актов, а также толкованию правовых актов и устранению право­вых пробелов в таможенном законодательстве. К принципам таможенного права относятся:

1. Принцип законности имеет общеправовой характер и означает, что действия всех участников ВЭД должны строго соответствовать положениям Конституции РФ, федеральных законов и иному законо­дательству, а также международно-правовым нормам. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, согласно ч. 2 ст. 12 ТК, должно производиться в порядке, установленном Таможенным законодательством.

2. Принцип взаимности и суверенного равенства государств применяется в рамках общепризнанных международно-правовых норм. Страны, предоставляющие России максимально свободный доступ товаров на внутренние рынки, должны иметь соответствующие условия по­
ставки собственных товаров на таможенную территорию РФ.

3.Принцип равноправия выступает в качестве одной из характери­стик демократического общества. В области таможенного дела, согласноч. I ст. 12 ТК, все лица на равных основаниях имеют право на ввоз-вывоз товаров и транспортных средств, равно как и на осуществление внешнеэкономической деятельности на условиях, не противоречащих действующему законодательству. Как правило, никто из субъектов ВЭД не может быть лишен такого права или ограничен в нем.

4.Принцип охраны государственной и общественной безопасности, согласно ст. 13 ТК, означает запрет на перемещение отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, исходя из со­ображений государственной безопасности, зашиты общественного порядка, нравственности населения, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды и других интересов.

5. Принцип защиты экономического суверенитета России выражает­ся в установлении государством количественных ограничений на пе­ремещение отдельных видов товаров. Такие ограничения могут основываться на направлениях экономической политики, условиях выполнения международных обязательств России, необходимости зашить внутреннего потребительского рынка, а также быть ответом на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц меры иностранных государств и их союзов.

6. Принцип свободы выбора таможенного режима установлен ст. 156 ТК и характеризуется тем, что лицо, перемещающее товары, вправе в любое время выбрать любой таможенный режим для таких товаров, а также изменить его на другой. При этом не имеют значе­ния потребительские свойства товара, его количество, страна про­исхождения и другие условия, предусмотренные таможенным зако­нодательством.

Рассмотренные принципы таможенного права едины, неразрывно связаны между собой и отражают важнейшие начала данной отрасли законодательства.

Система таможенного права

Система таможенного права включает подразделение юридических норм этой отрасли на главные части, основные разделы, институты и входящие в них нормы.

С некоторой долей условности можно выделить Общую и Особенную части таможенного права, как это чаще всего принято в других отраслях.

В общую часть входят понятие и содержание таможенного дела, таможенной политики и ее целей, таможенной территории и таможенной границы Российской Федерации, другие общие термины и понятия. К общей части также относятся разделы о субъектах таможенного права; о формах и методах деятельности таможенных органов, об ответственности в таможенном праве.

Система особенной части сформирована с учетом специфики соответствующих блоков, элементов таможенного дела. Она включает правовое регулирование порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, таможенного тарифа и взимания таможенных платежей; таможенного оформления; таможенного контроля; ведение ТН ВЭД. К ней же относятся дознание, осуществляемое таможенными органами, их оперативно-розыскная деятельность, производство по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрение.

В системе отраслей таможенное право тесно связано с другими от­раслями, но в то же время отграничивается от них в связи со специфи­кой предмета правового регулирования.

Конституционное право выступает, бесспорно, базовой, ведущей отраслью в системе права. Учитывая, что таможенное право преследует публично-правовые интересы, основы государственных отношений, изучаемых конституционным правом, представляют собой фундамент для всего таможенного механизма. Конституционные положения, со­держащие нормы, относящиеся к области таможенного дела, развива­ются далее в отрасли таможенного права.

Административное право нередко называют управленческим правом, акцентируя внимание на предмете его правового регулирования. Тамо­женные органы, как и другие органы исполнительной власти, функцио­нируют с ними на единых принципах. Как и административному праву, таможенному праву присущ императивный метод регулирования. Кроме того, нарушения таможенных правил представляют собой разновидность административных правонарушений, поэтому, осуществляя правоохранительную деятельность, служащие таможенных органов обращаются к нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Финансовое право изучает общественные отношения, составляю­щие содержание финансовой деятельности государства и муниципаль­ных образований. Таможенные органы, наряду с правоохранительной, осуществляют и финансовую деятельность. Прежде всего такая дея­тельность выражается в формировании доходной части государствен­ного бюджета. Доходы от внешнеторговой деятельности—немалая со­ставляющая казны Российской Федерации. Финансово-правовые ас­пекты таможенных отношении регулируются путем использования положений, установленных в нормах важнейших источников финан­сового права: Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, других федеральных законов.

Уголовное право включает в себя нормы, характеризующие обще­ственно опасные деяния, именуемые преступлениями, а также основы и условия привлечения к ответственности данного рода. Основной ис­точник данной отрасли - Уголовный кодекс РФ содержит гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности». В ней изложе­ны составы неправомерных деяний, совершаемых в области таможенного дела (контрабанда и др.). Сотрудники таможенных органов, осу­ществляя предварительное расследование по данным преступлениям, руководствуются нормами уголовного и уголовно -процессуального законодательства.

Гражданское право, являющееся одной из профилирующих отрас­лей права, регулирует обширную область имущественных и личных не­имущественных отношений. В области таможенного дела субъекты ВЭД используют и нормы гражданского законодательства. Договоры об оказании услуг, о перевозке грузов, о хранении товара, залоговые обязательства — все это сфера регулирования гражданского права. Та­моженное законодательство содержит бланкетные нормы, отсылаю­щие лиц к области цивилистики.

Наши рекомендации