Классификация автомобилей. Обозначение (индексация) отечественных и зарубежных автомобилей
На автомобильном транспорте с 1966 г. действует отраслевая нормаль ОН 025270‑66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями», которая не только классифицировала автомобили. На основании ОН 025270‑66 была принята система обозначения автомобилей, прицепов и полуприцепов.
В соответствии с этой системой каждый новый автомобиль обозначался аббревиатурой завода-изготовителя и имел цифровой индекс, состоящий из четырёх, пяти или шести цифр, за которыми через тире могут использоваться ещё две цифры.
Цифровой индекс автомобиля (прицепа, полуприцепа) следует начинать расшифровывать со второй цифры.
Вторая цифра указывает на тип (вид) автомобиля:
Легковой автомобиль;
Автобус;
Грузовой автомобиль (общего назначения);
Седельный тягач;
Самосвал;
Цистерна;
Фургон;
Резерв;
Специальный автомобиль.
Для прицепов и полуприцепов вторая цифра является показателем типа прицепа (полуприцепа), как правило, соответствующего типу тягача. 1 - прицеп (полуприцеп) для легкового автомобиля; 2 - прицеп (полуприцеп) для автобуса; 3 - прицеп (полуприцеп) грузовой (общего назначения); 4 - не применяется; 5 - прицеп (полуприцеп) самосвал; 6 - прицеп (полуприцеп) цистерна; 7 - прицеп (полуприцеп) фургон; 8 - резерв; 9 - специальный прицеп (полуприцеп). Первая цифра обозначает класс автомобиля. Легковые автомобили классифицируют по рабочему объему двигателя. В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270‑66 легковые автомобили подразделяются на 5 классов в зависимости от рабочего объема двигателя |
Таблица 2.1- Классификация легковых автомобилей в соответствии с ОН 025270‑66
Первая цифра индекса легкового автомобиля | Класс легкового автомобиля | Рабочий объем двигателя, л (дм3) |
Особо малый | до 1,2 | |
Малый | от 1,3 до 1,8 | |
Средний | от 1,9 до 3,5 | |
Большой | свыше 3,5 | |
Высший | рабочий объем не регламентируется |
Грузовые автомобили – по полной массе.
В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270‑66 грузовые автомобили подразделяются на 7 классов в зависимости от их полной массы.
Таблица 2.2- Классификация грузовых автомобилей в соответствии с ОН 025270‑66
Первая цифра индекса грузового автомобиля (класс грузового автомобиля) | Полная масса, т (тонны) |
до 1,2 | |
от 1,3 до 2,0 | |
от 2,1 до 8,0 | |
от 9 до 14 | |
от 15 до 20 | |
от 21 до 40 | |
свыше 40 |
Полной массой (разрешённой максимальной массой) автомобиля называется масса транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.
Автобусы – по габаритной длине.
В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270‑66 автобусы подразделяются на 5 классов в зависимости от их габаритной длины.
Таблица 2.3- Классификация автобусов в соответствии с ОН 025270‑66
Первая цифра индекса автобуса | Класс автобуса | Длина автобуса, м (метры) |
Особо малый | до 5,0 | |
Малый | от 6,0 до 7,5 | |
Средний | от 8,0 до 9,5 | |
Большой | от 10,5 до 12,0 | |
Особо большой | 16,5 и более |
Примечание. Класса 1 (первая цифра индекса) для автобусов не существует.
Для прицепов на первой позиции цифрового индекса (класс) указывается цифра 8.
Для полуприцепов на первой позиции цифрового индекса указывается цифра 9.
Третья и четвертая цифры указывают на порядковый номер модели. Порядковый номер присваивается модели заводом-изготовителем.
В состав индекса могут также входить пятая и шестая цифры.
Пятая цифра показывает, что это модификация, а не базовая модель. Шестая цифра показывает вариант исполнения, например:
– для холодного климата – 1;
– экспортное исполнение для умеренного климата – 6;
– экспортное исполнение для тропического климата – 7.