Проектирование и геометрические элементы автомобильных дорог
Архитектурный бассейн дороги: участок ландшафта, открывающийся перед водителем с вершины вертикальной кривой, в пределах которого видна дорога.
Биссектриса кривой: Отрезок прямой, соединяющий вершину угла поворота трассы с серединой кривой.
Бордюр: Конструктивное боковое ограждение покрытия, устраиваемое заподлицо с поверхностью проезжей части или выступающее над ней.
Бровка: Линия пересечения поверхности откоса и обочины земляного полотна.
Вершина кривой: наивысшая точка выпускной кривой в продольном профиле, сопрягающей восходящую и нисходящую ветви.
Вираж: Участок односкатного поперечного дороги на кривых в плане с уклоном к центру кривой, служащий для компенсации центробежного ускорения автомобиля в целях повышения безопасности и удобства движения.
Воздушная линия: Прямая линия, соединяющая заданные пункты в плане.
Интенсивность движения приведенная: Среднегодовая суточная интенсивность движения транспортного потока, приведенная к легкому автомобилю.
Интенсивность движения расчетная: среднегодовая суточная интенсивность или интенсивность заданного часа, которая используется в технических и экономических расчетах при проектировании, содержания дорог и организации движения.
Интенсивность движения перспективная: Интенсивность движения, ожидаемая к концу перспективного периода, на который проектируется дорога.
Клотоида: переходные кривые, которые характеризуются линейным законом нарастания концу по длине и наилучшим образом отвечают условию движению автомобилей с постоянными (расчетными) скоростями.
Коэффициент приведения интенсивности движения транспортных средств легкому автомобиля: Коэффициент увеличения интенсивности движения, характеризующий сколько легковых автомобилей могло бы проехать по участку дороги за время проезда одного грузового автомобиля или автопоезда.
Коэффициент развития трассы: отношение действительной длины трассы в длине прямой линии, соединяющей заданные пункты («воздушной линии») является одним из показателей при сравнительной оценке вариантов трассы.
Кривая вспомогательная: Переходная кривая между направлением трассы и прямой вставкой серпантины.
Кривая коробовая: Кривая, состоящая из ряда круговых кривых с кривизной одного направления, которые в точках соприкосновения имеют общие касательные.
Кривая переходная: Кривая переменного радиуса, образующая плавный переход между участками трассы различной кривизны в плане, в том числе между прямыми участками трассы и круговой кривой. Переходные кривые устраивают по клотоиде, лемнискате, кубической параболе, коробовой кривой и т.д.
Кривая в плане: Кривая, сопрягающая две соседние прямые в плане.
Кривая вертикальная: Кривая сопрягающая перелом продольного профиля дороги. Могут быть выпуклыми или вогнутыми в зависимости от направления кривизны кривой.
Кромка проезжей части: Линия, отделяющая проезжую часть от обочины.
Линия проектная: Линия, изображающая проектное положение бровки (оси) дороги в продольном профиле по отношению к поверхности земли.
Начертание сети дорог: Графическое изображенное проектируемой сети автомобильных дорог.
Обочина: Боковая полоса земляного полотна с каждой стороны между его бровкой и кромкой проезжей части, предназначенная для предохранения краев дорожной одежды от разрушения, вынужденной остановки автомобиля в случае неисправности, размещения остановочных полос, барьерных ограждений, средств сигнализации и других средств, обеспечивающих безопасность движения.
Ось автомобильной дороги: Условная линия, проходящая по середине проезжей части или разделительной полосы дороги.
Отметка проектная: высота бровки (или оси) земляного полотна над уровнем моря или условным уровнем.
Отметка рабочая: Разность между проектной и отметкой земли по оси дороги, определяющая высоту насыпи или глубину выемки. Записывается на продольном профиле над проектной линией ( насыпь) или под ней (выемка).
Перелом проектной линии: Точка пересечения прямых проектной линии при изменении продольных уклонов.
Пересечение дорог: Узел автомобильных дорог, в котором сходящиеся дороги не прерываются и возможно сквозное движение по каждой из них. Пересечение дорог в зависимости от них значения и интенсивности движения, устраивают в одном или разных уровнях.
Перспективный период: Период времени, на условия движения в конце которого назначаются параметры геометрических элементов автомобильных дорог.
Пикет: Точка, фиксируемая на местности для нивелирования трассы. Различают собственно «пикеты», располагаемые на расстояниях 100 м друг от друга и «рубленые пикеты», расстояния между которыми меньше или больше 100 м.
План дороги: Горизонтальная проекция дороги со всеми сооружениями, расположенными на ней.
План трассы: Горизонтальная проекция оси дороги. Элементы плана трассы: прямые – расстояния от начала трассы до начала кривой или конца одной кривой до начала последующей, углы поворота: кривые постоянного и переменного радиусов.
Полоса движения: Часть проезжей части автомобильной дороги, предназначенная для движения транспортных средств в один ряд.
Полоса краевая: Специальная полоса, имеющая такую же дорожную одежду, что и проезжая часть расположенная рядом с проезжей частью или разделительной полосой и подверженная регулярным заездом транспортных средств.
Полоса переходно – скоростная: Дополнительная полоса движения, устраиваемая для обеспечения разгона или торможения автомобилей, выезжающих с основных полос движения или въезжающих на них.
Полоса разделительная: Конструктивно выделенный элемент автомобильной дороги, разделяющий проезжие части со встречным движением ( центральная разделительная полоса), а также проезжую часть от специальных полос движения на транспортных развязках, боковых дорог и т.д. (боковая разделительная полоса) и не предназначенный для движения транспортных средств.
Поперечный профиль автомобильной дороги: Изображение сечения дороги плоскостью, перпендикулярной к ее оси. Поперечный профиль проектируемой дороги может быть двухскатным – с уклонами, симметрично нисходящими от оси дороги к бровкам земляного полотна, односкатным – с уклоном, нисходящим от одной бровки земляного полотна к другой.
Примыкание дорог: Узел автомобильных дорог, где к одной примыкает в одном или разных уровнях другая дорога, не имеющая прямого продолжения и прерывающаяся в этом узле.
Продольный профиль дороги: Условное изображение продольного разреза поверхности земли проектируемой дороги по ее или параллельно ей с отметками точек естественной поверхности земли и точек проектной линии.
Проезжая часть: Основной элемент автомобильной дороги, предназначенный для движения транспортных средств.
Прямая в плане: Расстояние от начала трассы до начала кривой или конца одной кривой до начала следующей.
Радиус кривой в плане:Радиус, при котором обеспечивается безопасное движение автомобилей с расчетной скоростью при чистом, увлажненном покрытии с устройство виражей и уширением проезжей части.
Расстояние видимости: Расстояние до обнаруживаемых или рассматриваемых объектов.
Расчетная интенсивность движения: Среднегодовая суточная интенсивность движения на последний год перспективного периода. Расчетную интенсивность движения принимают суммарно в обоих направлениях на основе данных экономических изысканий.
Серпантина: Вид кривой в плане, описываемой с внешней стороны угла поворота трассы между дорог на крутых склонах в горной местности на участках развития трассы.
Трасса дороги: Положение оси автомобильной дорог в пространство, отвечающее ее проектному положению на местности и определяемые двумя проекциями: горизонтальной (планом) и вертикальной ( продольном профилем).
Тротуар: Элемент автомобильной дороги, предназначенной для движения пешеходов.
Угол поворота трассы: Изменение направления трассы в плане. Угол поворота измеряют между продолжением направления трассы и новые ее направлением.
Уклон поперечный: Отклонение поверхности какого – либо элемента дорожной конструкции (земляного полотна, слоев дорожной одежды) от горизонтального уровня, измеряемое в направлении перпендикулярном к оси дороги.
Уклон продольный: Отклонение проектной линии от горизонтали в продольном направлении. Наибольший продольной уклон, предельный допустимый уклон, принятый при проектировании продольного профиля, при котором обеспечивается рациональное сочетание строительной стоимости транспортных расходов и безопасности движения.
Уширение проезжей части: Увеличение ширины проезжей части на отдельных участках дорог для обеспечения безопасности движения (на кривых в плане малых радиусах, на вогнутых кривых в продольном профиле, сопрягающих участки с большой разностью продольных уклонов, на затяжных подъемах с большими продольными уклонами, при устройстве разъездов на однополосных дорогах и т.д.