Показатели ремонтопригодности
Для оценки ремонтопригодности используют следующие показатели:
Pв(tв)— вероятность восстановления за время (tв);
Tв — среднее время восстановления;
μ(t)— интенсивность восстановления;
Ка— коэффициент аварийного простоя;
H(t)— среднее число ремонтов (восстановлений) за время t;
R — коэффициентремонтосложности.
Показатели ремонтопригодности характеризуют восстанавливаемые изделия.
Вероятность восстановления Pв(tв)представляет собой вероятность того, что случайное время восстановления изделия tв будет не более заданного, т.е.
. (5.24)
Для большинства изделий машиностроения вероятность восстановления подчиняется экспоненциальному закону распределения:
, (5.25)
где λ— интенсивность отказов (принимается постоянной);
tв— время восстановления.
Среднее время восстановления — математическое ожидание времени восстановления изделия. Статистическую оценку этого параметра определяют по формуле
, (5.26)
где Твk— время восстановления k-гоотказа объекта, равное сумме времени затраченного на отыскание отказа toи времени tу на его устранение;
m — число отказов объекта за заданный срок испытаний или эксплуатации.
Интенсивность восстановленияпредставляет собой число восстановлений в единицу времени:
. (5.27)
Коэффициент аварийного простоя Каявляется показателем, характеризующим вероятность восстановлении изделия в любой момент времени, , (5.28)
где ti — время простоя до ремонта i-го изделия;
tвi— время восстановления i-го изделия;
п — число отказов.
Коэффициент ремонтосложности оценивает объем ремонтныхработ за год в физических единицах ремонтосложности.
Коэффициент ремонтосложности есть сумма коэффициентов ремонтосложности механической части машины Rм и электрической ее части — Rэ:
R = Rм + Rэ.
Единица ремонтосложности механической чисти rм— это ремонтосложность некоторой условной машины, трудоемкость капитального ремонта механической части которой, отвечающего по объему и качеству требованиям ТУ на ремонт, равна 50 ч в неизменных организационно-технических условиях среднего ремонтного цеха машиностроительного предприятия.
Единица ремонтосложности электрической части rэ — это ремонтосложность некоторой условной машины, трудоемкость капитального ремонта электрической части которой, отвечающего по объему и качеству требованиям ТУ на ремонт, равна 12,5 ч в тех же условиях, что и rм.
Объем работ, подлежащий выполнению при капитальном ремонте механической и электрической частей любого станка (машины) в неизменных условиях и который может быть оценен числом единиц ремонтосложности, зависящим только от его конструктивных и технологических особенностей, называется стабильной ремонтосложностью данного станка (машины) и обозначается соответственно Rми Rэ.
Механическая часть станков и машин в общем случае может состоять из кинематической и гидравлической частей, ремонтосложность которых обозначают соответственно Rки Rr. Таким образом,
Rм = Rк + Rr. (5.29)
Электрическая часть станков и машин состоит из электроаппаратов, приборов и проводки, ремонтосложность которых обозначают Rа, и электродвигателей Rд :
Rэ = Rа + Rд. (5.30)
Исходными данными для определения ремонтосложности различных моделей оборудования являются технические характеристики, содержащиеся в паспортах, а также эмпирические формулы и коэффициенты, отражающие специфику оцениваемых машин и оборудований.
Коэффициент ремонтопригодностидетали, узла, изделия Крем.пр применяется для характеристики изделия при устранении неисправности отдельных узлов и деталей.
Коэффициент ремонтопригодности узла (детали) изделия характеризуется отношением времени непосредственного выполнения ремонта (замены) отдельного узла (детали) к общим затратам времени на ремонт изделия, включая выявление дефекта изделия в его разработку, сборку и наладку.
Порядок экспериментального определения показателей ремонтопригодности технических изделий дан в ГОСТ 19489-74 «Система технического обслуживания и ремонта. Meтоды испытаний на ремонтопригодность. Основные положения».