Сущность и задачи транспортной логистики
Транспортная логистика — это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Одно из основополагающих направлений науки об управлении информационными и материальными потоками в процессе движения товаров
Основная цель транспортной логистики:
· Использование по максимуму грузоподъемности подвижного состава и организация поставок без складов.
· Соответствие транспортной партии груза единицам заказа, отправки и складирования.
· Стандартная тара.
· Концентрация грузопотоков на отдельных каналах распределения товаров.
· Доставка грузов точно в срок на основе единого транспортно-производственного процесса
Транспортная логистика решает следующие основные задачи:
· создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
· совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
· обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
· совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
· выбор вида и типа транспортного средства;
· определение рациональных маршрутов доставки.
Задачи транспортной логистики направлены на решение следующих проблем:
· создание транспортных грузопроводящих цепей, которые могут состоять из транспортных участков, обслуживаемых разными видами транспорта
· обеспечение технологического единства, взаимодействия и координации склада отправителя и перевозчика забирающего груз
· планирование цепочки транспортных логистических процессов совместно с производственным и складским логистическими подразделениями
· выбор транспортно - экспедиционной логистической компании
· определение рациональных маршрутов движения транспортных средств исходя из минимальных затрат на обслуживание созданных маршрутов и максимального охвата точек доставки грузов
· выбор типа перевозки: с максимальной скоростью, по минимальному расстоянию (если плата берется за перевозку в километрах, то выгоднее выбирать перевозку по минимальному расстоянию, что не всегда означает максимальную скорость, потому что дорога может быть короче, но хуже; а если необходимо быстро доставить груз, то выбирается перевозка с максимальной скоростью, где расстояние может быть значительно больше, чем в первом варианте, но груз прийдет быстрее, по причине хорошего качества дороги)
· выбор принадлежности транспортного средства: собственное, в совместной собственности нескольких собственников, арендованное, арендованное несколькими арендаторами.
· выбор количества груза (от выбора количества перевозимого груза из общего количества груза предназначенного к перевозке зависит и размер транспортного средства, может зависить маршрут движения и много других факторов)
Информационная логистика.
Информационная логистика – управление информационными потоками на всем пути прохождения материального потока.
С понятием информационной логистики тесно связаны такие понятия как:
Экономическая информация — совокупность функционирующих в экономических объектах сведений (об общественных процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, которые можно фиксировать, передавать, преобразовывать и использовать для осуществления таких функций управления, как планирование, учет, экономический анализ, регулирование и др.
Логистическая информация — это целенаправленно собираемые сведения, необходимые для обеспечения процесса управления логистической системой предприятия.
Предметом изучения информационной логистики являются особенности построения и функционирования информационных систем, обеспечивающих функционирование логистических систем.
Приоритетами в развитии современной информационной логистики признаны мобильность, использование интернет-технологий и мультимодальность. В настоящее время получают все большее распространения виртуальные сети транспортного экспедирования, постоянный мониторинг транспортных средств и грузов, информационная поддержка операторов интермодальных перевозок.
Объектом исследования информационной логистики являются информационные системы, обеспечивающие управление материальными потоками, используемая микропроцессорная техника, информационные технологии.
Цель информационной логистики – построение и эксплуатация информационных систем, обеспечивающих наличие нужной информации (для управления материальными потоками), в нужном месте, в нужное время, необходимого содержания с минимальными затратами.
Основные понятия информационной логистики:
· информационный поток (различные сообщения в устной, письменной и электронной форме, сопутствующие материальному потоку);
· информационная система (интерактивная структура, включающая персонал, оборудование, и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической систем).
Средства информационной логистики должны позволять планировать материальные потоки, управлять ими и контролировать их. Следовательно, основными задачами информационной логистики являются:
♦ планирование логистических потребностей;
♦ анализ решений, связанных с продвижением материальных потоков;
♦ управленческий контроль логистических процессов;
♦ интеграция участников логистической цепочки.
Информационная логистика должна выполнять следующие функции:
· собирать возникающую информацию;
· анализировать информацию;
· перемещать информацию;
· накапливать и хранить информацию;
· фильтровать поток информации, то есть отбирать необходимые для того или иного уровня управления данные и документы;
· объединять и разъединять информационные потоки;
· выполнять элементарные информационные преобразования;
· управлять информационным потоком.
20 Виды потоков и параметры характеризующие их.
21
Поток представляет собой один или множество объектов (река, лава, конвейер, деньги и др.), воспринимаемые как единое целое, существующие как процесс на определенном временном интервале. Поток является одним из основных терминов логистики. Основные параметры, характеризующие поток:
· начальный пункт;
· конечный пункт;
· траектория пути;
· длина;
· скорость;
· время;
· интенсивность.
В логистике выделяют следующие виды потоков:
· материальный;
· информационный;
· финансовый;
· поток услуг.
Материальным потокомявляются грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу. Управление материальными потоками и является главной задачей логистики.
Информационный потокпредставляет собой совокупность сообщений, которые циркулируют внутри логистической системы, а также между внешней средой и ей, и которые нужны для того, чтобы контролировать и управлять логистическими операциями.
Финансовый поток – это движение финансовых средстввнутри логистической системы и между логистической системой и внешней средой, направленное на достижение эффективного движения определенного материального потока.
Поток услуг–вид деятельности, который служит для удовлетворения личных и общественных потребностей (например, транспортные услуги, страхование).
Материальный поток – одно из ключевых понятий логистики, он образуется ресурсами и товарами. При этом их движение можно разделить на физическое и условно-экономическое, когда к натуральным параметрам добавляется изменение стоимости, связанное, например, с изменением форм собственности. Такой подход к потоковым процессам предполагает получение оптимальной прибыли во всей логистической цепи, независимо от существующих форм собственности на предприятиях.
Когда идет речь о физическом движении материального потока, то понимают все процессы и логистические операции по добыче, переработке, складированию, транспортировке и распределению товаров в сфере материального производства и обращения.
Оптимизация движения материального потока достигается за счет рационализации и усовершенствования тары и упаковки, унификации грузовых единиц, пакетирования и контейнеризации, оптимизации объемов заказов и уровня запасов, доставки грузов по рациональным маршрутам, применения прогрессивной технологии складской переработки грузов и современных информационных технологий, средств связи и вычислительной техники.
Параметрами материальных потоков могут быть:
1) номенклатура, ассортимент и количество продукции;
2) габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);
3) весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);
4) физико-химические характеристики груза;
5) характеристики тары (упаковки);
6) условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);
7) условия транспортировки и страхования;
8) финансовые (стоимостные) характеристики;
9) условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции и др.
У материального потока имеется размерность. Она выражается количеством переработанных тонн или единиц груза в единицу времени.