Подъемные механизмы самосвалов
Автомобили-самосвалы оборудуются опрокидывающимися грузовыми кузовами. Опрокидывание кузовов производится специальными подъемными механизмами (механическими, гидравлическими, пневматическими).
Грузовые кузовасамосвалов обычно изготавливают цельнометаллическими — сварными из листовой стали — и усиливают стойками. Кузова из алюминиевых сплавов или армированных пластмасс:
· позволяет уменьшить массу самосвала,
· повысить коррозионную стойкость кузова,
· снизить уровень шума при погрузке
· улучшить очищаемость при разгрузке,
· уменьшить расход топлива.
Кузова самосвалов изготавливают более короткими по сравнению с кузовами базовых моделей грузовых автомобилей, что снижает усилие для их подъема и повышает маневренность самосвалов.
В зависимости от типа и свойств перевозимого груза кузова самосвалов могут иметь различную конструкцию:
· ковшового типа,
· совкового типа,
· с открывающимися в направлении разгрузки бортами (назад, вбок, на все стороны),
· без открывающихся бортов.
Рисунок 7.4 – Кузова автосамосвала с прямоугольными опрокидывающимися бортами
Рисунок 7.5 - Кузова автосамосвала с корытообразной и полуэллиптической формы без опрокидывающихся бортов
Рисунок 7.6 – Кузов автосамосвала ковшовой и совковой форм
Кузова с открывающимися бортами могут иметь верхнее или нижнее расположение шарниров, обеспечивающих открывание бортов, которые в закрытом положении плотно прилегают к основанию и не открываемым бортам кузова.
При нижнем расположении шарниров при наклонах кузова боковые борта открываются частично (поворачиваются вокруг шарниров на 90°) и являются продолжением днища кузова, что исключает сброс груза под колеса самосвала. Однако при нижнем расположении шарниров усложняется управление механизмами открывания бортов.
Кузова с открывающимися бортами и верхним расположением шарниров получили наибольшее распространение. Открывание и закрывание их бортов осуществляется при помощи рычажной механической системы. У кузовов с открывающимися бортами привод к механизмам открывания бортов может быть механический или пневматический.
Кузова самосвалов без открывающихся бортов могут быть выполнены с задним бортом или без него. При отсутствии заднего борта основание (днище) кузова делается горизонтальным с приподнятой задней частью — ковшовый тип или с наклоном вперед (до 15°) — совковый тип что исключает высыпание груза при транспортировке.
Кузов совкового типа обеспечивает снижение центра тяжести самосвала и повышение его поперечной устойчивости, увеличение нагрузки на передний мост и более полную выгрузку груза.
При наличии заднего не открывающегося борта подъем кузова при разгрузке осуществляется на больший угол (70°), чем у рассмотренных выше кузовов. При этом ухудшается боковая устойчивость самосвала.
Формы кузовов самосвалов могут быть различными. Их поперечные сечения бывают прямоугольными, полуэллиптическими корыто-образными, что зависит от типа и свойств основного перевозимого груза.
Поперечное сечение кузова выбирается для различных грузов с учетом понижения центра тяжести груза, полноты его выгрузки и наибольшей жесткости кузова.
При прямоугольном сечении кузова снижается центр тяжести и повышается устойчивость самосвала, вместимость кузова увеличивается и повышается его жесткость по сравнению с кузовами корытообразного и полуэллиптического сечений, но самоочищаемость при разгрузке ухудшается.
Контрольные вопросы
1. Как классифицируют автомобили-самосвалы и самосвальные автопоезда по назначению?
2. Для чего предназначены строительные самосвалы?
3. Чем производится опрокидывание кузова автомобиля-самосвала?
- Классификация автомобилей-самосвалов.
- Подъемные механизмы автомобилей-самосвалов.
- Кузова автомобилей-самосвалов.
- Строительные и сельскохозяйственные автомобили-самосвалы.
- Карьерные автомобили-самосвалы.
- Самосвальные автопоезда.
Лекция 8.
АВТОМОБИЛИ-САМОПОГРУЗЧИКИ
Автомобиль-самопогрузчик -специализированный грузовой автомобиль, имеющий собственное погрузочное устройство.
Автомобили-самопогрузчики обеспечивают перевозку и механизацию погрузки и выгрузки различных штучных или затаренных сыпучих грузов. Они оборудованы специальными устройствами и механизмами, привод которых осуществляется от двигателя автомобиля.
По типу погрузочно-разгрузочного оборудования автомобили-самопогрузчики бывают:
- со стреловыми кранами (автомобиль-самопогрузчик, у которого в качестве погрузочного устройства используется расположенный за кабиной стреловой кран с гидравлическим приводом, складывающийся в транспортном положении),
- с качающимися порталами (автомобиль-самопогрузчик, у которого в качестве погрузочного устройства используется П-образный портальный кран, позволяющий погружать и разгружать малые и средние контейнеры) (бокового или заднего расположения),
- с грузоподъемными бортами (автомобиль-самопогрузчик, у которого в качестве погрузочного устройства используется задний борт, опускаемый до уровня дороги),
- с наклоняющейся рамой (автомобиль-самопогрузчик, у которого имеется специальное устройство для наклона кузова),
- со съемными кузовами (автомобиль-самопогрузчик, у которого имеется специальное устройство для установки и съема кузова).
Автомобили-самопогрузчики со стреловыми кранами служат для перевозки универсальных автомобильных контейнеров. Они могут грузить и разгружать тарные грузы как на своей платформе, так и на платформах рядом расположенных автотранспортных средств.
Они представляют собой бортовые автомобили, оборудованные гидравлическими кранами, которые складываются в транспортном положении. Конструкции кранов и их гидравлических приводов аналогичны и отличаются только размерами узлов. Краны — поворотные, консольного типа, устанавливаются на раме автомобиля между кабиной и грузовым кузовом. Грузоподъемность кранов составляет 0,5-1,5 т. Время погрузки или разгрузки одного контейнера не превышает 1-1,5 мин.
Автомобили-самопогрузчики с качающимися порталами предназначены для перевозки универсальных контейнеров массой 2,5 т. Погрузка и выгрузка контейнеров производится при помощи порталов, которыми оборудуются бортовые автомобили и автомобили-фургоны.
Портал шарнирно соединен с полом кузова автомобиля и имеет гидравлический привод. При погрузке контейнер закрепляется в верхней части портала, который, наклоняясь вперед к кабине автомобиля, опускает его на пол кузова. Выгрузка контейнера производится в обратном порядке. При помощи гидравлического привода осуществляется не только подъем и опускание портала с грузом, но и фиксация его в любом промежуточном положении. Время погрузки или разгрузки одного универсального контейнера не превышает 3 мин. Однако качающиеся порталы выполняют погрузку и выгрузку контейнеров только со стороны заднего борта кузова и не обеспечивают их размещение в любом месте кузова.
Автомобили-самопогрузчики со съемными кузовами предназначены для перевозки промышленных, строительных, сельскохозяйственных грузов с механизированными снятием и установкой загруженных кузовов.
Съемные кузова легко и быстро отделяются от шасси автомобилей и устанавливаются на опоры или поверхность дороги для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и временного хранения грузов.
Съемными кузовами могут быть бортовые платформы, самосвальные кузова, фургоны и цистерны, которые часто оборудуются специальными опорными стойками, регулируемыми по высоте. Съемные кузова закрепляются на шасси автомобилей при помощи поворотных фиксирующих устройств (замков).
Автомобили со съемными кузовами часто бывают оборудованы качающейся рамой-порталом, имеющей гидравлический привод. Для перевозки съемных кузовов-контейнеров используются автомобили-самопогрузчики с наклоняющейся рамой, которая имеет гидравлические подъемные механизмы.
Применение автомобилей-самопогрузчиков со съемными кузовами существенно сокращает время их простоя под погрузкой и разгрузкой, значительно снижает себестоимость перевозок и сокращает потребное количество автомобилей для перевозки грузов. Кроме того, автомобили со съемными кузовами обеспечивают транспортировку грузов практически без порожних пробегов.
Автомобили-самопогрузчики с грузовыми бортами обеспечивают погрузку и разгрузку штучных или затаренных грузов массой одного места от 100 до 1000 кг.
Грузоподъемными бортами обычно оборудуются бортовые автомобили и автомобили-фургоны, грузоподъемность которых более 2,5 т. Грузоподъемным является задний борт кузова. Привод этого борта обеспечивает его горизонтальное положение при подъеме от уровня земли до уровня пола кузова и наоборот — при опускании. В транспортном положении грузовой борт закрыт. В тех случаях, когда кузов автомобиля не имеет бортов, грузоподъемный борт выполняется в виде съемной горизонтальной площадки, размеры которой несколько меньше борта кузова автомобиля. Привод грузоподъемного борта может быть механическим, гидравлическим и комбинированным. Перемещение грузоподъемного борта происходит по вертикальным направляющим стойкам или при помощи шарнирного параллелограмма. Грузоподъемность борта составляет 0,5-1 т, погрузочная высота — 1,2-1,4 м, время подъема и опускания груза — 15-20 с. Применение автомобилей-самопогрузчиков с грузоподъемными бортами значительно повышает их производительность и снижает себестоимость перевозок за счет резкого сокращения потерь времени на простои при погрузке и выгрузке. При этом создаются условия для лучшей сохранности перевозимых грузов.
Рисунок 8.1- Автомобили-самопогрузчики и контейнеровозы
Рисунок 8.2 - Автомобиль-самопогрузчик с бортовым манипулятором
Рисунок 8.3 - Размещение бортовых манипуляторов на автотранспортных средствах
Автомобили и автопоезда-самопогрузчики наиболее эффективны на расстояниях перевозки до 30 км, причём, чем короче это расстояние, тем выше эффективность.
В нашей стране созданы и применяются на автомобильном транспорте автомобили-самопогрузчики для различных типов контейнеров: малотоннажных (в том числе контейнеров на колесах), средне - и крупнотоннажных.
Таблица 8.1 - Основные параметры автомобилей-самопогрузчиков с кранами консольного типа
Параметры | Модель крана | |||
4030П | ||||
Модель автомобиля, на котором установлен кран | ЗИЛ-130 | ЗИЛ-130 | ГАЗ-53А | ЗИЛ-133Г2 |
Грузоподъёмность крана, кг: | ||||
При наибольшем вылете стрелы | ||||
При наименьшем вылете стрелы | ||||
Наибольший вылет стрелы, мм | ||||
Масса кранового оборудования, кг | ||||
Максимальное давление масла в гидросистеме, МПа | 9,81 | 15,7 |
Таблица 8.2 - Основные параметры автомобилей-самопогрузчиков с кранами-порталами
Параметры | Модель крана | ||
А-853 | А.870 | ||
Модель автомобиля, на котором установлен кран | ГАЗ-53А | ЗИЛ-130 | КамАЗ-5320 |
Грузоподъёмность крана, кг: | |||
Масса кранового оборудования, кг | - | ||
Ход крюка, мм | |||
Скорость груза при подъёме и опускании, м/мин | |||
Угол поворота портала, град | |||
Габаритные размеры в транспортном положении, мм | |||
Длина | |||
Ширина | |||
Высота (с контейнером) |
Наряду с выполнением транспортных функций могут осуществлять погрузку и разгрузку перевозимых тарных грузов, перегружать грузы на рядом расположенные автомобили и прицепы с помощью гидравлических погрузочно-разгрузочных устройств, установленных на самом автомобиле.
Бывают: автомобили-самопогрузчики с качающимся порталом (бокового или заднего расположения) для перевозки, погрузки и разгрузки контейнеров массой до 5 тонн, качающиеся порталы используют также для погрузки-разгрузки сменных кузовов-контейнеров (бункеров); автомобили с полуприцепами, оборудованными боковыми гидравлическими перегружателями, для перевозки, погрузки и разгрузки контейнеров большой грузоподъемности (20 т и более); автомобили-самопогрузчики с бортовыми гидравлическими манипуляторами для осуществления самопогрузки и саморазгрузки базового автомобиля и прицепа, погрузки-разгрузки других расположенных рядом транспортных средств, и также возможно использование на строительно-монтажных работах небольшого объема.
Контрольные вопросы
1. Какие бывают автомобили самопогрузчики
2. Основные параметры автомобилей-самопогрузчиков
Лекция 9.