Назначение и классификация железнодорожных складов
Техническое оснащение хозяйства грузовой и коммерческой работы на железнодорожных станциях
1. Назначение, классификация и техническое оснащение грузовых районов
2. Назначение и классификация железнодорожных складов
3. Назначение и оборудование линейных агентств фирменного транспортного обслуживания (ЛАФТО)
Назначение, классификация и техническое оснащение
Грузовых районов
Грузовой район — территория на железнодорожной станции, оснащенная комплексом технических средств и устройств, предназначенных для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций, сортировки и хранения грузов. Грузовой район — это место общего пользования, где обслуживаются многочисленные грузоотправители, грузополучатели, другие физические и юридические лица, которые пользуются услугами железнодорожного транспорта.
Грузовые районы должны иметь соответствующее путевое развитие (погрузочно-выгрузочные, выставочные и соединительные пути), грузовые устройства, склады, площадки, механизмы, вагонные весы, габаритные ворота, служебно-технические здания, средства автоматизации, связи, устройства освещения, электроснабжения, водопровод, канализацию и другое оборудование, необходимое для выполнения работ.
На территории грузового района (в зависимости от рода перерабатываемых грузов, размеров и характера грузовой работы) могут размещаться:
● склады для тарно-штучных, тяжеловесных, сыпучих грузов, контейнеров, лесоматериалов, металла, минерально-строительных материалов и угля;
● площадки для перегрузки грузов (по прямому варианту) из вагонов на автотранспорт и наоборот;
● платформы для колесной техники и самоходных единиц;
● ЛАФТО;
● санитарно-бытовые и другие вспомогательные здания и помещения;
● зарядные пункты для аккумуляторных погрузчиков, ремонтные мастерские, гаражи для автомобилей;
● склады горючих и смазочных материалов.
Территория грузового района должна быть ограждена, оборудована охранной сигнализацией по всему периметру ограждения, противопожарными средствами и освещена. У ворот грузового района оборудуется контрольно-пропускной пункт.
В зависимости от структуры грузооборота грузовые районы разделяют на универсальные (общего назначения), на которых перерабатываются различные грузы, и специализированные, предназначенные для погрузки и выгрузки грузов ограниченной номенклатуры: тарно-штучных или тяжеловесных, контейнеров, сыпучих и т.д.
В зависимости от схем путевого развития грузовые районы подразделяют на тупиковые и сквозные. В конце тупикового проезда предусматривается площадка для поворота автомобилей в виде кольца с внешним радиусом не менее 15 м. Для стоянки автомобилей перед въездом на грузовой район предусматривают специальную площадку, а на территории грузового района — площадку для стоянки (в ночное время) автомобилей и прицепов к ним.
На территории грузового района предусматриваются водоотводные сооружения, обеспечивающие отвод поверхностных вод с территории.
Грузовые районы оборудуются устройствами оперативной, технологической и информационной связи (телефоны, телетайпы, переносные радиостанции, мобильные телефоны).
Грузовые районы станций с большим объемом работы проектируются с учетом высокого уровня механизации и автоматизации технологических процессов и носят название транспортно-складские комплексы (ТСК).
Назначение и классификация железнодорожных складов
Прирельсовые железнодорожные станционные склады предназначены для кратковременного хранения грузов в периоды между приемом их к перевозке и погрузкой в вагоны, а также выгрузкой из вагонов и вывозом на склады грузополучателей. Кроме того, в складах выполняются операции по приему и выдаче грузов, сортировке по направлениям, подборке повагонных партий и др.
В зависимости от рода груза, подлежащего хранению, склады разделяются на специальные и универсальные (общие).
В специальных складах хранятся грузы только одного наименования, требующие особых условий хранения, например склады для хранения минерально-строительных материалов.
Универсальные склады предназначены для грузов самых различных наименований, не оказывающих вредного воздействия друг на друга.
По условиям хранения груза и конструкции склады бывают крытые, крытые и открытые грузовые платформы и площадки.
Для тарно-штучных грузов, требующих закрытого хранения, предназначены одноэтажные крытые склады с внутренним или наружным расположением погрузочно-выгрузочных путей, оборудованные средствами механизации погрузочно-разгрузочных и складских операций — дизельными или электропогрузчиками, штабелерами и др., устройствами пожарной и охранной сигнализации, стеллажами, зарядными станциями.
Одноэтажные крытые склады с внутренним вводом погрузочно-выгрузочных путей строят однопролетными (шириной 18, 24, 30 и 36 м), двухпролетными (30 м + 30 м) и трехпролетными (24 м + 30 м + 24 м). Эти склады строят с учетом объединения в одном здании операций приема, выдачи грузов, а также сортировки мелких отправок с использованием средней (островной) платформы в качестве сортировочной.
При пакетных перевозках и применении штабелирующих средств с большой высотой подъема получили применение одноэтажные склады увеличенной высоты, в том числе со стеллажным хранением грузов.
Крытые платформы используются для хранения грузов, требующих защиты от атмосферных осадков, но не боящихся воздействия ветра, влажного воздуха (профильная сортовая сталь, трубы, огнеупоры, оборудование без упаковки и др.).
Крытая перегрузочная платформа предназначена для переработки грузов по прямому варианту «вагон—автомобиль», «автомобиль—вагон».
Открытые платформы применяются для погрузки, выгрузки и хранения колесной техники и грузов, не боящихся атмосферных осадков и температурных колебаний (автомобили, сельскохозяйственные машины, кирпич и др.). Открытые платформы могут быть боковыми и торцовыми.
Открытые площадки предназначены для погрузки, выгрузки, хранения контейнеров, тяжеловесных, длинномерных, лесных и других навалочных грузов. Площадки оборудуются козловыми или мостовыми кранами.
Площадки для переработки среднетоннажных контейнеров оборудуются электрокозловыми контейнерными кранами грузоподъемностью не менее 6,3 т с автоматизированными захватами (автостропами) для застропки и отстропки контейнеров.
Пункты переработки крупнотоннажных контейнеров оснащаются электрокозловыми контейнерными кранами пролетом 25 и 32 м грузоподъемностью на спредере 24,0 и 30,5 т.
Железнодорожные склады должны обеспечивать:
- выполнение заданного объема перевозок;
- сохранность грузов;
- своевременную обработку подвижного состава;
- применение механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;
- переработку грузов, перевозимых пакетами;
- удобное расположение по отношению к автомобильным и железнодорожным путям;
- возможность применения прямого варианта.