Их сущность. способы целеуказания.

Выход на цель и нанесение удара по заданной цели являются наиболее сложным и ответственным этапом полета. Эффективность авиационного удара подразделений фронтовой и армейской авиации по малоразмерным, замаскированным или подвижным целям во многом зависит от организации и осуществления целеуказания и наведения. Рассмотрим некоторые понятия, используемые в настоящем пособии.

Вызов- сигнал начала полета летательного аппарата для выполнения определенной боевой задачи.

Целеуказание - сообщение данных, производимое таким способом (способами и в такой последовательности), чтобы оно было правильно понято принимающим его. Целеуказание подразделяется на заблаговременное и непосредственное.

Заблаговременное целеуказание осуществляется на ОКП авиации и ПВО армии при постановке боевой задачи подразделению (экипажу) по картам крупного масштаба и фотоснимкам на основании разведывательных данных о противнике или офицерами ГБУ для ведущих подразделений штурмовой и армейской авиации и авиа-наводчиков на местности при проведении рекогносцировки перед началом боевых действий.

Непосредственное целеуказание экипажам (группам) выполняется при подходе самолетов (вертолетов) к целям и их поиске. Оно осуществляется наземными авиа-наводчиками. В ходе непосредственного целеуказания экипажу самолета (вертолета) должны быть сообщены следующие данные: характер цели, ее положение относительно местных предметов (ориентиров), направление и скорость движения, координаты или район (квадрат) расположения. При необходимости экипажам дополнительно могут сообщаться обстановка в районе объекта удара и характер противодействия средств ПВО противника. При непосредственном целеуказании с применением средств обозначения авиа-наводчик должен обеспечить экипажам прямую видимость этих средств. В качестве средств обозначения, показывающих экипажам местоположение цели или направление полета на нее, могут использоваться пиротехнические, огневые, светотехнические, лазерные и другие средства. Непосредственным целеуказанием можно обеспечить выход ударных групп фронтовой и армейской авиации на заданные объекты при действиях, как по заранее заданным целям в назначенное время, так и при действиях по вызову из положения дежурства на земле и в воздухе без предварительного программирования маршрута полета и координат цели.

Возможные временные нормативы выхода авиации для нанесения удара указаны в приложении № 1.

Контроль удара (стрельбы) - определение отклонений разрывов от цели и доведение их экипажу летательного аппарата.

Под наведением понимается передача команд командиру авиационного подразделения (экипажу) для вывода его в положение, обеспечивающее обнаружение цели экипажами самолетов (вертолетов) и атаку ее с ходу. Авиационный наводчик осуществляет наведение по данным визуального, телевизионного или другого вида наблюдения вертолетов и цели подачей четких и кратких команд ведущему ударной группы. Наведение может осуществляться при точном знании местоположения цели.

По сравнению с целеуказанием наведение является более сложным процессом, требующим от авиа-наводчиков знаний маневренных возможностей самолетов (вертолетов) и навыков в подаче команд на выполнение экипажами маневров для атаки целей с применением различных средств поражения и преодоления противодействия средств ПВО противника. Оно осуществляется штатными авиационными наводчиками.

Изменение обстановки в процессе боевых действий могут привести к необходимости перенацеливания подразделений самолетов (вертолетов) на другие объекты. Под перенацеливанием понимаются действия пунктов управления по подготовке данных и передаче команд и информации подразделению (экипажу), выполняющему полет в соответствии с ранее поставленной боевой задачей, для действий по новой цели.

В этом случае авиационные наводчики могут производить целеуказание ударных групп на заданные при перенацеливании объекты.

Целеуказание осуществляется в одной из следующих систем координат:

полярной системе координат;

прямоугольной системе координат.

Эти вопросы рассматриваются в курсе военной топографии.

Г л а в а II

ПОДГОТОВКА АВИАНАВОДЧИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ

Наши рекомендации