Краткая криминологическая характеристика дорожно-транспортных преступлений
Криминологическая характеристика и
Предупреждение проституции
Проституция - одна из форм отклоняющегося поведения, проявляющегося в торговле отдельными лицами своим телом. Термин "проституция" происходит от латинского prostituto, что в переводе означает "выставлять для разврата, бесчестить".
Профессиональная проституция берет начало с древнейших времен, с возникновения особой касты жриц при храмах, и долго сохраняла формы культа. Уже в VI в. до н.э. афинский законодатель Солон легализовал проституцию и открытие публичных домов. По его замыслу, это должно было удовлетворить потребности мужчин, но исключить внебрачные половые связи с замужними женщинами. Публичные дома находились в ведении государства и пользовались неприкосновенностью. Сейчас в большинстве европейских стран сексуальный бизнес существует на вполне легальной основе. В Голландии проституция легализована, но существуют ее ограничения. К примеру, этим бизнесом можно заниматься только в границах специальных кварталов. Во Франции проституция разрешена законом, но лишь на индивидуальной основе, а публичные дома, как и сутенерство, сводничество и публичное предложение услуг, запрещены. В Великобритании проституция разрешена, но не допускается навязывание секс-услуг клиенту и содержание публичных домов. В Италии публичные дома запрещены, но деятельность самих проституток легализирована. В Турции проституция существует законно: тот, кто намерен открыть публичный дом, обращается в правительство и органы здравоохранения и социального обеспечения, чтобы получить разрешение. Женщины, которые пожелают этим заниматься, оформляют специальный сертификат, регулярно сдают анализы на СПИД и венерические заболевания и обязаны работать только в лицензированных публичных домах. В США проституция запрещена законом. В XIX в. в России все "падшие" женщины в соответствии с предписанием 1861 г. о правилах их поведения жили в публичных домах.
Одним из первых исследователей проституции и ее связи с преступностью был итальянский криминолог Чезаре Ломброзо. Проституция им рассматривалась в качестве одной из форм нравственного помешательства ("нравственной идиотии"), которое лежит в основе женской преступности. В работе "Женщина преступница и проститутка" Ч. Ломброзо, помимо традиционной продажи женщинами своего тела на улицах и в публичных домах, выделял:
гражданскую проституцию (отсутствие в обществе института брака делает всех жен общими, что имело место у каледонцев, бушменов и некоторых других народов);
гостеприимную проституцию (традиция предлагать гостям детей и жен имела место на Марианских и Филиппинских островах и у некоторых арабских племен);
религиозную проституцию (беспорядочная половая жизнь как элемент религиозного обряда);
проституцию политическую (использование проституток как агентов влияния на политических деятелей);
проституцию эстетическую (содержание любовниц представителями высшего класса).
В нашей стране проституция относится к числу негативных социальных явлений, вызывающих большой общественный интерес, но мало изученных криминологами. Нынешнее состояние этого феномена позволяет назвать следующие ее виды. По субъектам действия выделяются проституция женская, мужская и детская. По характеру полового поведения можно выделить проституцию без сексуальных извращений и проституцию с сексуальными извращениями. По мотивам занятия существуют проституция за материальное вознаграждение; проституция по принуждению (в результате шантажа или одной из форм рабства); проституция как условие получения работы или продвижения по службе ("служебная" проституция); проституция как форма взятки за те или иные услуги ("коррупционная" проституция); проституция в целях фабрикации компрометирующих материалов и шантажа; проституция в политических целях и в целях разведки.
Причинный комплекс, обусловливающий проституцию как социальное явление, чрезвычайно широк по кругу компонентов, многообразен, многоаспектен и связан со многими негативными явлениями, и в первую очередь с преступностью. В ряду существенных детерминантов проституции можно выделить две основные группы факторов: социально-экономические и этические. К социально-экономическим относятся: резко обостряющееся социальное неравенство в стране, расслоение общества на богатых и бедных; низкий уровень социальной обеспеченности значительной части населения, в том числе молодежи; ограниченное число социально приемлемых способов обеспечения женщинам желаемого ими высокого уровня жизни и др. В качестве этических факторов можно отметить низкий моральный облик значительной части населения, психологизм "вещизма"; резкое падение нравов в обществе; самоотчуждение человека в современных условиях, построенных на товарно-денежных отношениях; разрушение традиционных национальных представлений о женщине как олицетворении красоты и духовности; падение престижа материнства; упущения в общем и половом воспитании молодежи и всего населения.
При этом проституция является не только социально обусловленным, но и относительно самостоятельным негативным явлением. И в этом качестве она сама выступает в качестве причины возникновения негативных последствий, которые заключаются в следующем:
проституция является одним из этапов нравственной деградации, который нередко завершается преступным поведением (рост проституции влечет рост преступности вообще и женской в особенности);
рост проституции обусловливает рост смертности, заболеваемости (в первую очередь распространение венерических заболеваний и СПИДа) и самоубийств в обществе;
проституция подрывает социальную нравственность, отрицает целомудрие, бескорыстную любовь, способствует деградации национальной культуры;
проституция разрушает институт семьи, отрицательно влияет на формирование подрастающего поколения;
проституция способствует падению престижа образования, труда и трудовых заработков.
В настоящее время в стране предусмотрена административная ответственность за занятие проституцией, т.е. за систематичные противоправные действия, выражающиеся в добровольных половых связях женщины с мужчиной за материальное вознаграждение. Субъекты данного административного правонарушения - женщины, занимающиеся проституцией. Однако правовая норма об ответственности за проституцию по существу является "мертвой", поскольку правоохранительным органам доказать занятие проституцией весьма сложно, а зачастую практически невозможно. К примеру, за год по всей стране привлекаются к административной ответственности за занятие проституцией лишь около 500 человек, хотя только в одной Москве, по данным правоохранительных органов, оказанием интимных услуг занимаются не менее 15 тыс. человек.
Административным законодательством установлена также ответственность за получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией. Субъектом данного административного правонарушения выступает лицо, получающее доход от занятия проституцией другим лицом.
В случаях, когда имело место понуждение женщины к действиям сексуального характера либо вовлечение в занятие проституцией или принуждение к продолжению занятия проституцией, виновные в таких деяниях подлежат уголовной ответственности.
Такая же ответственность предусмотрена за организацию занятия проституцией, за содержание притонов для занятий проституцией или систематическое предоставление помещений для занятия проституцией. Предусмотрена уголовная ответственность и за деяния, в той или иной мере связанные с проституцией: заражение венерической болезнью, ВИЧ-инфекцией, незаконное производство аборта, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, развратные действия, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления и антиобщественных действий, торговля людьми.
В настоящее время преступность женщин во многом связана с проституцией. Рост числа проституток влияет на увеличение количества преступлений, связанных с вовлечением в занятие проституцией (нередко девушек, не достигших совершеннолетия и даже малолетних), организацией и содержанием притонов, заражением венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией. Проститутки значительно чаще, чем прежде, стали участвовать в квартирных кражах в роли наводчиц, разведчиц, а порой и непосредственных исполнительниц. Взаимосвязь проституции и преступности в первую очередь проявляется в том, что многие проститутки начинают заниматься хищениями денег и ценностей у клиентов; некоторые используют для этой цели алкоголь и наркотики, вызывающие сон и в отдельных случаях потерю сознания. Передозировка наркотиков зачастую приводит такого клиента к смерти. Проституция может быть сопряжена с совершением вымогательств, краж, грабежей, должностных преступлений. Последние имеют место в случаях, когда должностные лица требуют от проституток денег за оказание различного рода услуг (лечение, обеспечение транспортом, трудоустройство и т.д.).
Имеющее место насилие над проститутками постепенно приобретает характер социальной нормы. Вполне естественным для некоторых мужчин становится восприятие женщин вообще как проституток, что служит мотивацией к совершению изнасилований и иных насильственных преступлений.
Все более рынок сексуальных услуг прибирает к рукам организованная преступность. Криминальными аспектами этого рынка являются организация притонов, склонение к занятию проституцией, незаконное лишение свободы, принуждение к употреблению наркотиков. Криминальный бизнес в сфере проституции тесно связан с криминальным рабством и торговлей живым товаром. Девушек и детей, пригодных для использования в такой торговле, похищают и содержат в специальных притонах тюремного типа. Нередко похищению предшествуют заманчивые предложения сняться в кино или поучаствовать в престижном конкурсе красоты; бездомным женщинам и детям обещают жилище и хорошее питание. Весьма распространенной формой торговли живым товаром является вербовка молодых девушек на работу за рубеж, которую работодатели описывают в самых радужных красках. Однако по приезде к "месту работы" девушки оказываются в притоне тюремного типа, где их путем избиения и использования наркотиков заставляют удовлетворять половые потребности в извращенных формах. Нередко после нещадной сексуальной эксплуатации в притонах женщин перепродают преступным группировкам, специализирующимся на трансплантации внутренних органов.
Кроме того, вокруг проституток, как правило, концентрируется большое количество лиц, совершающих преступления. Одним из видов связи проституции с групповой и организованной преступностью является участие проституток в преступных группах, совершающих корыстные и корыстно-насильственные преступления.
В последние годы в нашей стране постоянно возникает вопрос о целесообразности введения уголовной ответственности за проституцию либо о ее легализации. В Государственной Думе РФ подготовлен законопроект под рабочим названием "О противодействии нелегальному оказанию услуг в сексуальной сфере", причем самого слова "проституция" законопроект не содержит, а лица, ею занимающиеся, названы секс-работниками. Законопроект носит рамочный характер и устанавливает ряд общих правил. В частности, в нем фиксируется положение о том, что секс-работники должны иметь медицинские книжки и проходить регулярный медицинский осмотр. "Технические" же особенности реализации этого положения (в каких местах можно оказывать секс-услуги, как часто необходимо проходить медосмотр, в каких СМИ следует давать рекламу и т.п.) могут быть отданы в ведение местных властей. Главное же положение законопроекта - устранение административной ответственности за занятие проституцией. Однако предлагаемая легализация интимных услуг, которая по существу аморальна, по-прежнему создает в обществе немало проблем.
Ведущая роль в борьбе с негативными последствиями проституции принадлежит ее профилактике. При этом следует использовать опыт борьбы с проституцией в нашей стране в советское время. Созданная еще в 1919 г. Комиссия по борьбе с проституцией при Наркомздраве позволила скорректировать государственную политику таким образом, что к тридцатым годам прошлого века проституция как массовое явление в стране фактически перестала существовать.
Мощный импульс возрождению проституции дал всеобъемлющий кризис, в который оказалась ввергнута наша страна после распада СССР.
Первым этапом воздействия на проституцию и преступность должно стать искоренение детской проституции и сексуального рабства. Наряду с совершенствованием социальной политики государства, заботой о семье главным направлением решения этой проблемы является совершенствование деятельности правоохранительных органов и прежде всего подразделений, занимающихся борьбой с организованной преступностью и предупреждением преступлений несовершеннолетних.
Виктимологическая профилактика, разъяснение опасностей, которые подстерегают несовершеннолетнего и взрослую женщину в современном мире, позволят спасти от растления и гибели многих людей.
Вторым этапом, который успешно реализуется во многих развитых зарубежных странах, является установление медицинского, полицейского, финансового и социального контроля над проституцией. Это создаст предпосылки для постепенного вытеснения данного явления из нашей жизни.
Вывод России из кризиса, забота государства о духовно-нравственной сфере жизни, рост благосостояния будут уменьшать социальную базу проституции. Большое место в ее профилактике занимает религия, немаловажна в нравственном возрождении падших женщин роль священников разных конфессий.
Одновременно жесткая запретительная политика в отношении пропаганды сексуальной распущенности, сексуальных извращений, порнографии, жесткие карательные меры в отношении лиц, втягивающих детей и девушек в занятие проституцией, - необходимое условие защиты нравственной и духовной безопасности российского общества.
Краткая криминологическая характеристика дорожно-транспортных преступлений
(Тамбовцев Е. А.) ("Российский следователь", 2007, N 6) Текст документа
КРАТКАЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Е. А. ТАМБОВЦЕВ
Тамбовцев Е. А., оперуполномоченный отдела по борьбе с тяжкими преступлениями против личности ОРЧ КМ при УВД г. Иркутска.
Безопасность дорожного движения - проблема актуальная. С непрерывным темпом развития автомобильного транспорта в России растет и интенсивность движения, усложняется процесс обеспечения порядка и безопасности движения на автомобильных дорогах, улицах городов и других населенных пунктов. Вопросы обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта волнуют не только отдельные ведомства и организации, но и всю общественность нашей страны. Значительное внимание, уделяемое проблемам дорожной безопасности, неслучайно. Дело в том, что механический транспорт, в том числе и автомобильный, - величайшее благо для человечества, но при неправильном использовании он нередко бывает источником тяжелых, а подчас и трагических последствий. Российское законодательство признает транспорт источником повышенной опасности. Фундаментом правовой системы деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения является Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", который изменил правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, отсюда приоритет интересам не государства и общества, а охране жизни, здоровья и имущества граждан, защите их прав и законных интересов. Несмотря на значительный комплекс мер, принимаемых МВД России, Следственным комитетом МВД России, другими службами и ведомствами, количество криминальных автопроисшествий не сокращается. Анализируя состояние автотранспортных преступлений по Иркутской области, не следует забывать и о том, что часть преступлений статистикой не фиксируется, носит латентный характер. По дням недели наибольшее число дорожно-транспортных преступлений совершается в пятницу - 16%, в четверг - 15,4%, в понедельник - 13,7%, наименьшее - в субботу - 11,9%, в воскресенье - 10,7%. По времени суток абсолютный минимум автотранспортных преступлений происходит в период от 4 до 5 часов, максимум - с 19 до 20 часов. Следует отметить, что из общего числа автотранспортных преступлений, совершенных на территории Иркутской области, 75% приходится на транспорт, принадлежащий физическим лицам. Характерной особенностью таких преступлений является высокая тяжесть их последствий: по вине водителей транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, - 15 погибших на 100 пострадавших, в то время как в дорожно-транспортных преступлениях, совершенных по вине водителей транспорта - физических лиц, этот показатель составляет 11 погибших на 100 пострадавших. Смертность от аварий на транспорте - одна из самых высоких среди причин гибели людей. Наиболее распространенным видом автотранспортных преступлений является наезд на пешехода - 43% от общего количества. Такие преступления характеризуются самой высокой тяжестью последствий: из 100 пострадавших 13 человек получили смертельные травмы. Аварийность по вине пешеходов составляет 46% от общего числа дорожно-транспортных преступлений. Превалирующим нарушением среди пешеходов, влекущим аварии, является переход через проезжую часть вне пешеходного перехода, удельный вес которого составляет 75%. Виновниками каждого четвертого происшествия являются пешеходы, находящиеся в состоянии опьянения. Количество таких происшествий стало возрастать. Город Иркутск является областным центром с численностью населения 593700 человек, где наблюдается постоянное перемещение значительных масс людей внутри: во-первых, это вызвано частым несовпадением административного места жительства и места работы или учебы, во-вторых, это перемещение людей от периферии к центру в целях посещения торговых, культурно-зрелищных мероприятий. В связи с этим и совершается большинство автотранспортных преступлений в городе и его центральных районах.
Распределение количества дорожно-транспортных происшествий по местам их совершения
Рисунок не приводится.
Особую роль в дорожно-транспортных преступлениях приобретает так называемый человеческий фактор. Около 80% дорожно-транспортных преступлений происходит из-за нарушений водителями Правил дорожного движения, более 20% из них - из-за водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Важнейшее значение в области обеспечения безопасности движения имеет работа по совершенствованию как законодательства в целом, так и правового обеспечения деятельности всех контрольно-надзорных служб и Государственной автоинспекции. Криминологическая характеристика личности водителей, совершивших дорожно-транспортные преступления, дает достаточно оснований для того, чтобы утвердиться в выводе о том, что при совершении преступления важная роль отводится не ситуации, не стечению случайных моментов, а лицу, допустившему противоправное поведение. По полу среди водителей преобладают мужчины (97 - 98%), женщины составляют около 2%. Однако в последние годы отмечается тенденция возрастания доли женщин среди водителей, совершающих дорожно-транспортные преступления за счет главным образом увеличения числа женщин - водителей автомобилей индивидуального пользования. Судебная, следственная и административная практика свидетельствует, что женщинам-водителям свойственна большая дисциплинированность, аккуратность. Они обычно предпочитают остановить автомобиль, нежели участвовать в наращивании риска аварийной обстановки, также отличаются меньшей частотой случаев управления в состоянии опьянения (среди женщин доля лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения, в 1,5 раза меньше), более строгим соблюдением Правил дорожного движения <1>. -------------------------------- <1> Гросзова С. Н. За рулем женщина // Транспорт. 1993. N 3. С. 57.
По возрасту наибольшую долю в контингенте водителей, совершивших автотранспортные преступления, составляют лица в возрасте 18 - 24 лет. Это обусловлено небольшим опытом вождения машины в сочетании с завышенной уверенностью в своих психофизиологических возможностях, склонностью к лихачеству как средству демонстрации своих возможностей, большим потреблением спиртных напитков. По образованию и профессиональной подготовке среди преступников-водителей преобладают лица с неполным средним образованием и пониженной профессиональной квалификацией. Наибольшее число преступлений приходится на лиц, имеющих стаж от одного до двух лет (свыше 32%) и соответственно недостаточные профессиональные навыки и опыт работы. Среди правонарушителей довольно высок удельный вес лиц, ранее привлекавшихся к административной (80%) и уголовной (12%) ответственности. Характерно в этом отношении и распределение лиц, для которых дорожно-транспортное преступление оказалось повторным в зависимости от рода занятий: рабочие - 3,7%; сельскохозяйственные работники - 5,3%; служащие - 5,8%; пенсионеры - 3,7%; иные - 15%; не работающие - 2,7%; работники предпринимательской сферы - 21,8%. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что ситуация, складывающаяся в Иркутской области по состоянию и динамике дорожно-транспортных преступлений и последствий, находится на критическом уровне, поэтому очень важно уделять данной проблеме должное внимание. Превенция дорожно-транспортных преступлений и правонарушений в целом не только должна полностью включать в себя мероприятия, формы и средства предупреждения дорожно-транспортных преступлений, но и носить упреждающий характер <2>. -------------------------------- <2> Жулев В. И. Транспортные преступления. М.: Спарк, 2001. С. 175.
Профилактические мероприятия должны включать общесоциальные меры предупреждения преступлений и распространяться также на условия и факторы, способствующие наступлению тяжких последствий, т. е. включать специальные превентивные меры. В определении таких условий и факторов, в установлении наиболее эффективных форм и методов воздействия на них, в организации и осуществлении соответствующих предупредительных мероприятий и проявляется в наибольшей мере специфика профилактики дорожно-транспортных преступлений. Объектами профилактических мероприятий должны быть все компоненты дорожного движения: человек - автомобиль - дорога. Рассматривая меры по предупреждению дорожно-транспортных преступлений, по масштабности можно выделить общие и локальные. При этом локальный характер может определяться особенностями региона либо отдельных категорий транспортных средств или спецификой эксплуатации транспорта в системе определенного министерства (ведомства). По своему содержанию профилактические мероприятия могут затрагивать экономические, технические, правовые, организационные, медицинские, психологические и другие проблемы <3>. -------------------------------- <3> Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Криминология: Учеб. пособие для вузов. М.: Юрист, 2000. С. 473.
Среди общих мер предупреждения дорожно-транспортных преступлений следует особо подчеркнуть значение правового регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Должное поведение, а оно касается не только действий участников дорожного движения, но и содержания транспортных средств и дорог и многих других аспектов системы "человек - автомобиль - дорога", нуждается в четкой правовой регламентации. Необходим такой закон о дорожном движении, в котором должны быть определены конкретные ведомства, организации, ответственные за порядок на дорогах <4>. -------------------------------- <4> Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Криминология: Учеб. пособие для вузов. М.: Юрист, 2000. С. 474.
Кроме этого, проблема повышения профилактической роли мер уголовного воздействия, в частности санкций, применяемых за управление транспортными средствами в состоянии опьянения, заслуживает особого внимания. В юридической литературе высказываются различные суждения относительно целей общего и специального предупреждения дорожно-транспортных преступлений. Одни авторы считают, что наказание за данные преступления должно быть направлено в первую очередь на эффективное предотвращение повторных случаев подобных преступлений, отдавая тем самым приоритет частной превенции. Другие, напротив, полагают, что применительно к дорожно-транспортным преступлениям задачи наказания определяются прежде всего целями общего предупреждения. Высказывается мнение, что для общей превенции характерен принцип устрашения "чем строже предусмотренное наказание, тем выше его общепредупредительная роль" и что пересмотр санкций в сторону смягчения наказания означает снижение роли общей и возрастания роли частной превенции данной нормы <5>. -------------------------------- <5> Квашис В. Е. Теоретические основы профилактики неосторожных преступлений. М., 1990. С. 53.
Немалый вклад в предупреждение дорожно-транспортных преступлений вносит своевременное и квалифицированное расследование преступлений и происшествий <6>. Необходимо усилить контроль за законностью административного производства и дознания по делам о правонарушениях в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта. Помимо общей профилактической направленности деятельность следственных органов имеет и конкретную направленность, связанную с процессуальной обязанностью выявлять причины и условия, способствующие дорожно-транспортным преступлениям, и вносить представления по конкретным уголовным делам. -------------------------------- <6> Федоров В. А, Анферова В. А. Расследование дорожно-транспортных преступлений. М.: Юрид. лит., 1998. С. 204.
В связи с этим необходимо повысить уровень профессиональной подготовки транспортных следователей и прокуроров, а также постоянно совершенствовать практику расследования и судебного рассмотрения уголовных дел об автотранспортных преступлениях <7>. -------------------------------- <7> Бурлаков В. Н., Сальникова В. П., Степашин С. В. Криминология: Учеб. пособие для вузов. СПб.: Лань, 1999. С. 403.
Одним из важнейших направлений по предупреждению дорожно-транспортных преступлений является проведение воспитательной работы на общегосударственном уровне. От уровня гражданственности, правосознания и дисциплинированности водителей в первую очередь и зависит эффективность всего комплекса мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных преступлений. Для безаварийной работы быстроты реакции и профессионализма мало. Нужны морально-психологические качества. Поэтому решающая роль в предупреждении дорожно-транспортных преступлений по вине водителей принадлежит воспитанию последних в духе уважения к закону. Об этом свидетельствует тот факт, что при проведении криминологического исследования на вопрос, что же удерживает их от нарушений Правил дорожного движения, 44% водителей ответили: "Убеждение в необходимости соблюдения установленных правил" <8>. -------------------------------- <8> Амбрацуман В. К. Причины дорожно-транспортных происшествий // Автомобильный транспорт. 1998. N 1. С. 20.
По своей направленности меры воспитательного характера могут иметь отличия в зависимости от того, с кем проводится воспитательная работа - с водителями автотранспортных предприятий или с водителями - владельцами индивидуального транспорта. В частности, с водителями автотранспортных предприятий она проводится в основном по месту их работы с использованием административно-производственного воздействия. При организации воспитательной работы особого внимания заслуживают пропаганда Правил дорожного движения, повышение правовой культуры водителей, показ на примере других водителей материальных и правовых последствий, к которым приводит нарушение Правил дорожного движения. Индивидуально-профилактическую работу необходимо проводить, в частности, с молодыми водителями. Вызвано это тем, что, как показывают исследования, наиболее высокая аварийность и тяжесть ее последствий наблюдается у водителей молодого возраста. Индивидуально-профилактическая работа включает в себя такие формы работы с молодыми водителями, как наставничество, шефство над лицами, склонными к нарушению Правил дорожного движения, применение к ним мер общественного воздействия и т. п. Она осуществляется с помощью методов убеждения, поощрения, личного примера, а в необходимых случаях - и принуждения. Помимо использования традиционных форм и методов массовой агитационно-воспитательной работы по проблеме предупреждения дорожно-транспортных преступлений широкое распространение должны получить и специфические мероприятия. Среди них: проведение рейдов и смотров безопасности дорожного движения, использование уличных телевизионных стендов, проведение агитационных пробегов и конкурсов. Специальные меры профилактики предусматривают прежде всего эффективный контроль за соблюдением правил безопасности. Главным субъектом специальной профилактики выступают органы Российской транспортной инспекции, их помощники в лице общественных инспекторов. Ими осуществляется правовоспитательная работа по безопасности движения среди водителей, администрации и всего коллектива транспортных предприятий, а также населения. Необходимо отметить, что только комплексные меры как общего так и специального профилактического воздействия могут реально снизить уровень аварийности как в Иркутской области, так и на всей территории Российской Федерации.