Расчет элементов шатуна на прочность
Различные элементы шатуна работают в условиях знакопеременных нагрузок (напряжений), изменяющихся по величине в широких пределах.
Амплитуды циклов напряжений достигают высоких значений, особенно во время работы двигателя при больших числах оборотов и с наддувом, когда максимальное давление сгорания возрастает до 15,0 МПа и более. Абсолютные величины максимальных напряжений приближаются в некоторых случаях к пределу выносливости.
Расчет шатуна сводится к определению характерных напряжений, деформаций и запасов прочности в поршневой головке, стержне, кривошипной головке и в стяжных болтах (или в шпильках).
Порядок расчета шатуна выполняется по следующей схеме:
1 В соответствии с приведенным эскизом шатуна (рисунок 32) необходимо установить следующие его размеры: Lш, L1, hш, bш, аш, tш. Кроме того, необходимо выбрать массы поршневой группы и шатуна mп, mш. Остальные необходимые для расчета величины принимаются и обосновываются по литературным и справочным данным;
2 Затем выбирается материал шатуна и в соответствии с этим рассчитывается:
а) предел усталости при растяжении-сжатии σ1р;
б) предел прочности σв;
в) предел текучести σт;
г) коэффициент приведения цикла при растяжении-сжатии α0;
д) модуль упругости Еш материала шатуна;
3 Далее определяется запас прочности стержня шатуна. Для этого вычисляется значение суммарной силы, сжимающей стержень шатуна:
(229)
где Fn = 0,25πD2 – площадь поршня;
– отношение длины радиуса кривошипа к длине шатуна;
p'z – действительное (максимальное) давление газов в цилиндре (для карбюраторных двигателей p'z = 0,85 pzmax);
pо – атмосферное давление; – масса возвратно-поступательно движущихся элементов кривошипно-шатунного механизма;
φ=370° – угол поворота коленчатого вала, соответствующий максимальному давлению p'z.
Суммарная сила, растягивающая стержень шатуна (определяется для в.м.т., где она достигает максимального значения):
(230)
где рr – давление остаточных газов (принимается из теплового расчета).
Максимальное напряжение от сжимающей силы
(231)
где – площадь среднего сечения шатуна;
– коэффициент, учитывающий влияние продольного изгиба шатуна в плоскости качания шатуна;
– предел упругости шатуна;
– момент инерции сечения В-В относительно оси Х-Х, перпендикулярной к плоскости качания шатуна, м4;
Еш – модуль упругости материала шатуна.
Рисунок 32 – Шатунная группа деталей автомобильного двигателя
Максимальное напряжение сжатия в плоскости, перпендикулярной к плоскости качания:
(232)
где – коэффициент, учитывающий влияние продольного изгиба шатуна в плоскости, перпендикулярной к плоскости качания шатуна;
L1 – длина стержня шатуна между поршневой и кривошипной головками;
– момент инерции сечения В-В относительно оси Ү-Ү, лежащей в плоскости качания шатуна, м4.
Для современных автотракторных двигателей напряжения σmaxХ и σmaxY не должны превышать:
– для углеродистых сталей - 160...250 МН/м2;
– для легированных сталей - 200...350 МН/м2 .
Минимальное напряжение от действия растягивающей силы Рр в плоскости качания шатуна и в перпендикулярной плоскости
(233)
Среднее напряжение цикла:
– для плоскости качания шатуна ;
– для перпендикулярной плоскости качания .
Амплитуда напряжений за цикл:
– для плоскости качания ;
– для перпендикулярной плоскости качания .
Значение σaxx и σахY находятся из выражений
и (234)
где Кσ = 1,2 + 1,8 ·10-4 (σв - 400);
εм - масштабный коэффициент;
εп – коэффициент поверхностной чувствительности.
Масштабным коэффициентом εм называют отношение предела усталости образца с диаметром d к пределу усталости стандартного образца (dст=10 мм). Значения коэффициента εм для конструкционных сталей и высокопрочных чугунов приведены в таблице 40.
Таблица 40
Значения коэффициента εм для конструкционных сталей и высокопрочных чугунов
Масштабные коэффициенты | Размеры детали, мм | |||||||
10* | 10-15 | 15-20 | 20-30 | 30-40 | 40-50 | 50-100 | 100-200 | |
εмσ | 1-0,95 | 0,95-0,90 | 0,90-0,85 | 0,85-0,80 | 0,80-0,75 | 0,75-0,65 | 0,65-0,55 | |
εмτ | 1-0,94 | 0,94-0,88 | 0,88-0,83 | 0,83-0,78 | 0,78-0,72 | 0,72-0,60 | 0,60-0,50 | |
Примечание – *Для деталей размером меньше 10 мм значения εмσ и εмτ могут достигать 1,1-1,2 (εмσ- это εм при растяжении-сжатии и изгибе, εмτ - это εм при кручении) |
Коэффициентом поверхностной чувствительности εп называют отношение предела усталости образца с заданным состоянием поверхности к пределу усталости такого же образца, но с полированной поверхностью. Значения коэффициента εпσ ≈ εпτ для различных состояний поверхности приведены в таблице 41.
Таблица 41
Значения коэффициента εпσ ≈ εпτ для различных состояний поверхности
Вид обработки или поверхностного упрочнения | εпσ ≈ εпτ | Вид обработки или поверхностного упрочнения | εпσ ≈ εпτ |
Полирование без поверхностного упрочнения | Обдувка дробью | 1,1-2,0 | |
Шлифование без поверхностного упрочнения | 0,97-0,85 | Обкатка роликом | 1,1-2,2 |
Чистовое обтачивание без поверхностного упрочнения | 0,94-0,80 | Цементация | 1,2-2,5 |
Грубое обтачивание без поверхностного упрочнения | 0,88-0,60 | Закалка | 1,2-2,8 |
Без обработки и без поверхностного упрочнения | 0,76-0,50 | Азотирование | 1,2-3,0 |
Примечание – При поверхностном упрочнении детали вид предварительной механической обработки не влияет на величины εпσ и εпτ. С увелечением коэффициента концентрации напряжений и с уменьшением размеров детали значения εпσ и εпτ увеличиваются. |
В зависимости от материала стержня шатуна находят величины
(235)
. (236)
Если и , то запасы прочности в сечении Х-Х
определяются по пределу усталости
(237)
(238)
Если и , то запасы прочности в сечении Х-Х определяются по пределу текучести
(239)
(240)
Для шатунов автотракторных двигателей значения nх и nY не должны быть ниже 1,5...2,0.
Однако для стержня шатуна вновь проектируемого двигателя эти значения рекомендуется принимать не ниже2,0...2,5 (для тракторных2,5...3,0), чтобы в случае заедания поршня при перегревах двигателя не произошло обрыва шатуна.
На основании результатов расчета необходимо дать заключение о прочности стержня шатуна.
Другие элементы кривошипно-шатунного механизма (поршневая и кривошипная головки, коленчатый вал, крышка и шатунные болты и т.д.) по согласованию с руководителем курсового проекта можно не расчитывать.