Кинематика кривошипно-шатунного механизма с прицепным шатуном
Кривошипный механизм с прицепным шатуном (рисунок 14) представляет собой совокупность двух механизмов:
– обычного КШМ с главным шатуном АВ длиной Lш, опирающимся на кривошип ОВ радиусом R;
– механизма с прицепным шатуном АпВп, шарнирно соединенным в точке подвеса Вп, с нижней головкой главного шатуна на расстоянии Rп=ВВпот центра шатунной шейки (Rп — радиус подвеса) под углом λ1к оси главного шатуна.
Очевидно, что механизм с главным шатуном кинематически тождествен обычному трехшарнирному КШМ, в то время как механизм с прицепным шатуном (МПШ) является механизмом четырехшарнирным, что предопределяет своеобразие его кинематики.
Рисунок 14 – Схема кривошипного механизма V-образного двигателя с
прицепным шатуном
Перемещение поршня в МПШ в принципе может быть описано тем же уравнением, что и в случае обычного КШМ. Если мысленно на отрезке ОВпразместить кривошип (штриховая линия на рисунке 14; в дальнейшем такой кривошип называется фиктивным), то смещение поршня
xп=ρ [1 - cos φп)+(λп/4) (1 - cos 2φп)], (158)
Здесь ρ = ОВп— радиус «фиктивного» кривошипа;
φп — угол поворота «фиктивного» кривошипа относительно ВМТ фиктивного» (ОВп) кривошипов;
λп=ρ/lп;
lп = АпВп— длина прицепного шатуна.
Радиус «фиктивного» кривошипа может быть определен по формуле:
ρ = (160)
Величина угла α определяется по теореме синусов из треугольника ОВВп:
а = arcsin {(Rп /ρ) sin [γ1 – (φ+β)]}. (161)
Скорость и ускорение поршня в МПШ находятся по известным зависимостям:
vn=(Δxп/Δφ)ω и jп = (Δvп /Δφ)ω, (162)
где Δxп и Δvп— приращения соответственно перемещения и скорости поршня на угловом интервале Δφ.
На рисунке 15 показана траектория точки подвеса Вппри повороте
кривошипа в пределах углов φ=0...360°. Здесь выделены два фиксированных положения механизма, соответствующие экстремальным значениям радиуса
«фиктивного» кривошипа:
при (α+β)=γ1 и α = 0°; (163)
при (α+β)=γ1-180° и α = 180°. (164)
Рисунок 15 – Траектории точек подвеса главного и прицепного шатунов
Из приведенного рисунка следует, что траектория точек подвеса главного (окружность радиусом R с центром в точке О)и прицепного (эллипс, описываемый точкой Bп1вращающегося относительно точки О «фиктивного» кривошипа) шатунов принципиально различны. Это обстоятельство предопределяет некоторые различия в кинематике поршней механизмов главного и прицепного шатунов, в частности небольшое различие в величинах их ходов S≠Sп(обычно S<Sп), что является причиной разных значений степени сжатия в цилиндрах правого и левого рядов.
Для минимизации этого различия соотношение величин углов γ и γ1 должно выбираться таким, чтобы при нахождении поршня МПШ в ВМТ его ось и прямая ВВп, соединяющая ось пальца прицепного шатуна с центром шатунной шейки, совпадали с осью цилиндра, как это показано на рисунке 16. Необходимое для выполнения данного условия соотношение конструктивных параметров механизма:
γ1= γ + arcsin (λ sin γ ). (165)
Рисунок 16 – К определению рационального соотношения между углами у и у1в механизме с прицепным шатуном
При практических расчетах с учетом того, что различие в кинематических параметрах поршней в механизмах с главными и прицепным шатунами невелико (обычно не превышает 10...15%), особенностями кинематики прицепных шатунов пренебрегают и считают все шатуны центральными.