Индикаторные показатели рабочего цикла двигателя
Индикаторные показатели рабочего цикла характеризуют совершенство рабочего цикла по теплоиспользованию, качеству организации и протекания процессов. К ним относятся среднее индикаторное давление р'i, индикаторный к.п.д. ηi и удельный индикаторный расход топлива gi.
3.6.1 Среднее индикаторное давление рi, (МПа)
При подсчетах мощности, а также для характеристики напряженности и степени эффективности рабочего цикла двигателей различных типов пользуются понятием теоретического среднего индикаторного давления р'i..
Величина р'i (МПа) может быть определена графически по теоретически индикаторной диаграмме, построенной по данным теплового расчета или вычислены по аналогическим зависимостям.
При аналитическом определении теоретического индикаторного давления р'i для карбюраторного двигателя (рисунок 6, а), работающего по циклу с подводом теплоты при v = const используют уравнение [1], [8]
(71)
Для дизеля, работающего по циклу со смешанным с подводом теплоты (рисунок 6, б).
(72)
Среднее индикаторное давление р'i (МПа) действительного цикла отличается от значения р'i на величину, пропорциональную уменьшению расчетной диаграммы за счет округления в точках с, z, в (рисунок 6, а,б).
Уменьшение действительного среднего индикаторного давления рi вследствие отклонения действительного процесса от расчетного цикла оценивается коэффициентом полноты диаграммы φп.
(73)
Коэффициент полноты диаграммы φп принимается равным:
– для карбюраторных двигателей – 0,94…0,97;
– для дизелей – 092…095.
3.6.2 Индикаторный к.п.д. ηi
Индикаторный к.п.д. ηi характеризует степень использования в действительном цикле теплоты топлива для получения полезной работы и учитывает все тепловые потери, связанные с осуществлением действительного цикла.
При тепловом расчете индикаторный к.п.д. ηi двигателя определяют из выражений:
(74)
где pi – выражено в МПа;
lо – в кг топл;
Ни – в МДж/кг топл.;
ρо и ρк – соответственно, плотности свежего заряда на впуске в двигателях без наддува и с наддувом в кг/м3.
3.6.3 Удельный индикаторный расход топлива gi (г/кВт ч)
Экономичность действительного цикла двигателя оценивают удельным индикаторным расходом топлива gi, под которым понимают расход топлива на единицу индикаторной мощности в единицу времени.
Таблица 8
Индикаторные показатели рi, ηi и gi для четырехтактных двигателей, работающие на номинальном режиме
Параметры | Дизели | Карбюраторные двигатели | |
без наддува | с наддувом | ||
Среднее индикаторное давление pi, МПа | 0,75-1,2 | до 2,2 | 0,6-1,4 |
Индикаторный к.п.д. ηi | 0,39-0,49 | 0,4-0,50 | 0,26-0,35 |
Удельный индикаторный расход топлива gi ,г/(кВт ч) | 175-220 | 170-212 | 250-325 |
При известной величине индикаторный к.п.д. (таблица 8) удельный индикаторный расход топлива gi определяют из уравнений
(75)
или
(76)
Затем переходят к определению эффективных показателей двигателя.