Назначение автотехнической экспертизы при расследовании ДТП, связанных с проверкой показаний.
На разрешение эксперта ставятся вопросы:
- соответствуют ли техническим расчетам показания водителя автомобиля ..... (какие именно показания) и могут ли с технической точки зрения произойти действия, на которые ссылается водитель.....
По определению лица, находившегося за рулем в момент ДТП (столкновения ТС, опрокидывания, наезда на препятствие) назначается комплексная автотехническая и судебно-медицинская экспертиза.
На разрешение эксперта ставятся вопросы:
- кто из лиц, сидящих в автомобиле, находился за рулем в момент ДТП. Не мог ли находиться за рулем автомобиля гражданин....... (указать фамилию и инициалы).
Совместными объектами исследования являются:
- одежда и телесные повреждения;
- масштабные фотоснимки мест повреждения транспортного средства;
- транспортное средство с повреждениями, соответствующие моменту ДТП;
- протокол осмотра места ДТП с масштабной схемой.
Данный вид исследования проводится наряду с другими вопросами, указанными в постановлении, при исходных данных, изложенных выше.
Следует также сказать, что для разрешения названных вопросов, наряду с экспертами автотехниками и судебными медиками, привлекается к исследованию одежды и обуви эксперт трасолог.
II. ТРАНСПОРТНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА.
1. Выяснение механизма столкновения транспортных средств.
Данный вид экспертизы позволяет решить вопросы:
1.1. Каков механизм столкновения транспортных средств;
1.2. Какова последовательность возникновения повреждений (следов) при столкновении или ударе о преграду;
1.3. Каков угол взаимного расположения ТС в момент их первоначального контакта;
1.4. Где, относительно границ проезжей части, находится место столкновения (место наезда);
1.5. В каком направлении двигалось транспортное средство в момент наезда.
1.6. Находилось в движении или было неподвижно ТС в момент столкновения с ним другого ТС.
2. Исследование следов шин.
При исследовании следов шин перед экспертом могут быть поставлены вопросы:
2.1. Шиной какой модели оставлен след, слепок которого представлен на исследование.
2.2. К какому типу (модели или марки) относится транспортное средство, оставившее следы на месте ДТП.
2.3. В каком направлении от места ДТП двигалось данное ТС, оставившее следы колес на .....
2.4. Не могли ли данные следы быть оставлены такими-то колесами (передними, задними, правыми, левыми) данного транспортного средства.
3. Определение модели автомобиля и его отождествление по отделившимся частям и деталям экспертными действиями можно установить:
3.1. Тип фарного рассеивателя по осколкам фарного стекла, представленного на исследование в пакете N .....
3.2. Тип автомобиля, на который устанавливается данный фарный рассеиватель.
3.3. Не составляли ли осколки фарного стекла из пакета N ..... единое целое с осколками из пакета N .....
4. Отождествление автомобиля по следам контактного взаимодействия.
При назначении такого типа экспертиз следует особое внимание обратить на наличие микрочастиц лако-красочных материалов и лако-красочных покрытий в местах предполагаемого контакта, веществ биологического происхождения, а также следов ГСМ на месте ДТП.
В случаях их обнаружения целесообразно назначить комплексную экспертизу, которая дает возможность выяснить совокупность признаков, позволяющих решить вопрос о факте контактного взаимодействия конкретных частей исследуемых объектов.
Необходимо помнить, что вопросы связанные с определением идентификации относятся к компетенции экспертов владеющих специальностью "Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств", т.е. традиционной трасологической экспертизе.
Примерные вопросы, решаемые экспертами:
4.1. В результате взаимодействия каких частей автомобиля марки ..... г/н ..... образовались повреждения на ..... таких частях автомобиля марки ..... г/н .....
4.2. Не образованы ли повреждения на автомобиле марки ..... г/н ..... частями или деталями автомобиля марки ..... г/н .....
Каков механизм образования данных повреждений. Автомобилем какой марки могли быть оставлены следы, обнаруженные на ..... при осмотре места ДТП.
III. ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ПРОВОДИМЫЕ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА АТЭ.