Назначение автотехнической экспертизы при расследовании ДТП, связанных с проверкой показаний.

На разрешение эксперта ставятся вопросы:

- соответствуют ли техническим расчетам показания водителя автомобиля ..... (какие именно показания) и могут ли с технической точки зрения произойти действия, на которые ссылается водитель.....

По определению лица, находившегося за рулем в момент ДТП (столкновения ТС, опрокидывания, наезда на препятствие) назначается комплексная автотехническая и судебно-медицинская экспертиза.

На разрешение эксперта ставятся вопросы:

- кто из лиц, сидящих в автомобиле, находился за рулем в момент ДТП. Не мог ли находиться за рулем автомобиля гражданин....... (указать фамилию и инициалы).

Совместными объектами исследования являются:

- одежда и телесные повреждения;

- масштабные фотоснимки мест повреждения транспортного средства;

- транспортное средство с повреждениями, соответствующие моменту ДТП;

- протокол осмотра места ДТП с масштабной схемой.

Данный вид исследования проводится наряду с другими вопросами, указанными в постановлении, при исходных данных, изложенных выше.

Следует также сказать, что для разрешения названных вопросов, наряду с экспертами автотехниками и судебными медиками, привлекается к исследованию одежды и обуви эксперт трасолог.

II. ТРАНСПОРТНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА.

1. Выяснение механизма столкновения транспортных средств.

Данный вид экспертизы позволяет решить вопросы:

1.1. Каков механизм столкновения транспортных средств;

1.2. Какова последовательность возникновения повреждений (следов) при столкновении или ударе о преграду;

1.3. Каков угол взаимного расположения ТС в момент их первоначального контакта;

1.4. Где, относительно границ проезжей части, находится место столкновения (место наезда);

1.5. В каком направлении двигалось транспортное средство в момент наезда.

1.6. Находилось в движении или было неподвижно ТС в момент столкновения с ним другого ТС.

2. Исследование следов шин.

При исследовании следов шин перед экспертом могут быть поставлены вопросы:

2.1. Шиной какой модели оставлен след, слепок которого представлен на исследование.

2.2. К какому типу (модели или марки) относится транспортное средство, оставившее следы на месте ДТП.

2.3. В каком направлении от места ДТП двигалось данное ТС, оставившее следы колес на .....

2.4. Не могли ли данные следы быть оставлены такими-то колесами (передними, задними, правыми, левыми) данного транспортного средства.

3. Определение модели автомобиля и его отождествление по отделившимся частям и деталям экспертными действиями можно установить:

3.1. Тип фарного рассеивателя по осколкам фарного стекла, представленного на исследование в пакете N .....

3.2. Тип автомобиля, на который устанавливается данный фарный рассеиватель.

3.3. Не составляли ли осколки фарного стекла из пакета N ..... единое целое с осколками из пакета N .....

4. Отождествление автомобиля по следам контактного взаимодействия.

При назначении такого типа экспертиз следует особое внимание обратить на наличие микрочастиц лако-красочных материалов и лако-красочных покрытий в местах предполагаемого контакта, веществ биологического происхождения, а также следов ГСМ на месте ДТП.

В случаях их обнаружения целесообразно назначить комплексную экспертизу, которая дает возможность выяснить совокупность признаков, позволяющих решить вопрос о факте контактного взаимодействия конкретных частей исследуемых объектов.

Необходимо помнить, что вопросы связанные с определением идентификации относятся к компетенции экспертов владеющих специальностью "Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств", т.е. традиционной трасологической экспертизе.

Примерные вопросы, решаемые экспертами:

4.1. В результате взаимодействия каких частей автомобиля марки ..... г/н ..... образовались повреждения на ..... таких частях автомобиля марки ..... г/н .....

4.2. Не образованы ли повреждения на автомобиле марки ..... г/н ..... частями или деталями автомобиля марки ..... г/н .....

Каков механизм образования данных повреждений. Автомобилем какой марки могли быть оставлены следы, обнаруженные на ..... при осмотре места ДТП.

III. ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ПРОВОДИМЫЕ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА АТЭ.

Наши рекомендации