Экспертная оценка действий водителей транспортных средств при перекрестных столкновениях (при повороте налево и перестроении)

Рассматриваются ситуации, возникающие при движении транспортных средств, когда они первоначально движутся в одном направлении, затем переднее ТС поворачивает налево, а заднее продолжает движение в прямом направлении как на перекрестке, так и вне его. Главный вопрос, который предстоит решить эксперту при анализе таких ситуаций, это вопрос о том, кому из участников движения принадлежит право на первоочередное движение в намеченном направлении.

Ситуация А. Заднее ТС 2 следует по той же полосе движения, что и переднее ТС 1. Оба ТС занимают крайнюю левую полосу для своего направления движения. Боковой интервал между направлениями движения ближних друг к другу по ширине габаритных точек ТС отсутствует (рис. 8). Водитель ТС 1 совершает поворот налево. Водитель ТС 2 пытается совершить обгон (объезд) по стороне встречного движения. Столкновение происходит на стороне встречного движения. Применительно к данному ДТП действия водителя ТС 1 в сложившейся ситуации регламентированы требованиями п. 8.1, 8.2, 8.5 или 13.1 Правил дорожного движения РФ:

"8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны- рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения".

"8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения. Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности".

"8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение".

"13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

Этим же правилам должны руководствоваться между собой водители трамваев". Действия водителя ТС 2 регламентированы требованиями п. 11.1, абзац 2; п. 11.2 и 11.5, абзац 1 (при обгоне на перекрестках), если водитель ТС 2 приступал к опережению движущегося ТС 1, и 8.1, 8.2, 8.9 ПДД РФ, если водитель ТС 2 приступил к опережению стоявшего ТС 1 с включенным сигналом левого поворота. Пункт 11.1 гласит: "Прежде, чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что ...транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево...".

В п. 11.2 сказано "Обгонять безрельсовое транспортное средство. разрешается только с левой стороны. Однако обгон транспортного средства, водитель которого подал сигнал поворота налево и приступил к выполнению маневра, производится с правой стороны". Согласно п. 1.5 "обгон запрещен на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения и на нерегулируемых перекрёстках при движении по дороге, не являющейся главной (за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа)". Если в ситуации 1 нанесена разметка в виде сплошной линии, то ее пересечение для водителя ТС 2 запрещено. Пункт 8.9 гласит: "В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа". Таким образом, в данной ситуации, если водитель ТС 1 подал сигнал о повороте налево он, согласно положению п. 8.2, не имеет преимущества вообще (например, перед встречными ТС или в ситуации А1), но согласно вышеприведенным пунктам ПДД РФ имеет преимущество перед ТС 2, и несоответствий в его действиях требованиям п. 8.1, 8.2, 8.5 по повороту налево нет. Он не обязан уступать дорогу водителю ТС 2, за исключением случая А1 (см. ниже). Если водитель ТС 1 подал сигнал поворота налево, но еще не приступил к выполнению поворота, то согласно требованиям п. 11.1, абзац,2, водитель ТС 2 не должен начинать обгон, ему следует стоять и ждать, когда ТС 1 освободит ему проезд. Если водитель ТС 1 подал сигнал поворота налево и начал двигаться в этом направлении, то согласно требованию п. 11.2 водитель ТС 2 вправе обгонять его справа, если правая полоса свободна на достаточном расстоянии. В том случае, когда данная ситуация складывается на перекрестке, водитель ТС 2 в зависимости от конкретных обстоятельств должен руководствоваться еще и требованиями п. 11.5. Менее однозначны требования, имеющие отношение к преимуществу в ситуаций, когда водитель ТС 1 подал сигнал поворота налево и стоит (например, ожидая проезд встречного транспорта). Если до остановки ТС 1 ТС 2 не находилось на встречной полосе, т.е. не опережало движущееся ТС 1, то действия его водителя не подпадают под определение понятия "обгон", данное в ПДД РФ. Это маневр объезда препятствия, требования к которому конкретно в ПДД РФ не регламентированы. В частности, в п.п. 8.1. в аспекте "безопасности" требования не конкретны, в части "несоздания помех" зависят от наличия либо отсутствия преимущества, что и нужно первоначально определить. Поэтому в данном случае помимо требований п. 8.1 и п. 8.2 в оценке действий водителя ТС 2 следует принимать во внимание и п. 8.9 ПДД РФ. Водитель ТС 2 не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, пока ТС 1 не освободит ему полосу. Таким образом, действия водителя ТС 2 в данной ситуации А не соответствовали требованиям п. 11.1 (11.2, 11.5), если ТС 1 двигалось, или если ТС 1 стояло до выезда ТС 2 на встречную сторону (п. 8.1. или точнее 8.9 ПДД РФ).

Ситуация А1. И только в случае, если следствием установлено, что водитель ТС 2 в процессе обгона ТС 1 в разрешенном месте начал движение по встречной стороне ранее, чем ТС 1 остановилось, или при повороте ТС 1 без остановки ранее, чем у ТС 1 загорелся сигнал поворота налево, водитель ТС 1, должен руководствоваться требованиями п. 11.3 ПДД РФ: "Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону повышением скорости движения или иными действиями". Здесь поворот налево можно расценить как те "иные действия" водителя ТС 1, которые не соответствовали требованиям п. 11.3. С технической точки зрения эксперт имеет достаточно оснований для того, чтобы считать, что действия водителя ТС 1 регламентированы требованиями п. 11.3 ПДД РФ в случае, когда в момент загорания сигнала поворота наТС 1 ТС 2 находилось от места столкновения на удалении, не превышающем сумму габаритной длины ТС 2 и дистанции между ТС 1 и ТС 2, необходимой для обгона.

Действия водителя ТС 2 в данном случае определяются требованиями п. 10.1 (абзац 2) ПДД РФ и их соответствие (несоответствие) оценивается по общепринятой экспертной методике . "При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства". В соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность судебного дорожно-транспортного эксперта, установление момента возникновения опасности для движения находится в компетенции следствия (суда). Поскольку в такой ситуации подача сигнала водителем ТС 1 с технической точки зрения не дает ему преимущества перед ТС 2, и сторона, по которой обгоняет ТС 2, для него также является не своей, а встречной, то возникновение опасности, с технической точки зрения, представляется более обоснованным в момент видимого начала движения ТС 1 налево, чем в момент наступления возможности для водителя ТС 2 обнаружить сигнал поворота или в момент пересечения ТС 1 осевой линии. Ситуация Б. Заднее ТС 2 следует по той же полосе движения, что и переднее ТС 1. Эта полоса не является крайней левой для данного направления движения. Боковой интервал между направлениями движения ближних друг к другу габаритных точек ТС отсутствует (см. рис. 9). Прежде всего, эксперту следует выяснить у следствия (суда), совершал ли водитель ТС 1 перестроение на крайнюю левую полосу или поворот сходу.

ПЕРЕСТРОЕНИЕ

Применительно к данному ДТП, помимо требований п. 8.1, 8.2, 8.5, (8.7) (13.12 o- на перекрестке), действия водителя ТС 1 регламентированы еще и требованиями п. 8.4. ПДД РФ. Пункт 8.4 гласит: "При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения, при одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа". В пункте 8.7 сказано: "Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим, транспортным средствам".

Действия водителя ТС 2 регламентированы требованиями п. 8.4 или 11.1, абзац 2, 11.2 и 11.5, абзац 1 (при обгоне на перекрестках) (ситуация Б1) (см. ниже), если водитель ТС 2 приступил к опережению по соседней полосе движущегося ТС 1, и требованиями п. 8.4, если он приступил к опережению ТС 1, стоявшего с включенным сигналом левого поворота и затем приступившего к перестроению налево. Если водитель ТС 2 не осуществлял перестроения до подачи сигнала водителем двигавшегося ТС 1, а следовал за ним в том же направлении, то водитель ТС 1 перед подачей сигнала поворота налево должен был уступить дорогу ТС 2 согласно требованиям п. 8.4. Затем должен подать сигнал (п. 8.2), осуществить построение (п. 8.1) в крайнюю левую полосу (п. 8.5), выключить сигнал (п. 8.2), убедиться в безопасности (п. 8.1), вновь включить сигнал (п. 8.2) и приступить к повороту. Таким образом, если столкновение произошло в процессе перестроения ТС 1, то в данном случае действия водителя ТС^1 не соответствовали требованиям п. 8.4 ПДД РФ. Действия водителя ТС 2 здесь определяются требованиями п. 10.1 ПДД РФ и оцениваются экспертом по традиционной схеме (см. лекцию 7,4. 1). Если водитель ТС 2, находясь левее ТС 1, начал перестроение до подачи сигнала водителем двигавшегося ТС 1, то при перестроении водитель ТС 1 имеет преимущество перед ТС 2 и не должен уступать ему дорогу. Тогда если столкновение произошло в результате" перестроения ТС, то действия водителя ТС 2 не соответствовали требованиям п. 8.4, как и в случае начала опережения слева стоявшего ТС 1.

Экспертная оценка действий водителей транспортных средств при перекрестных столкновениях (при повороте налево и перестроении) - student2.ru

Экспертная оценка действий водителей транспортных средств при перекрестных столкновениях (при повороте налево и перестроении) - student2.ru

Ситуация Б 1. Поворот.

Если ТС 1, совершавшее поворот, было крупногабаритным или водитель ТС 1 совершал поворот в условиях одностороннего движения с занятой левой полосой и таким образом он фактически осуществлял не перестроение, а сходу поворот согласно п. 8.7 ПДД РФ, то данная ситуация принципиально не отличается от ситуации А (А1), и действия водителей ТС 1 и ТС 2 оценивают в данном случае так же, как и в ситуации А (А1). Если водитель ТС 1 имел возможность осуществить поворот из соответствующего крайнего левого положения проезжей части своего направления, а осуществлял его не из такового, то его действия не соответствовали требованиям п. 8.5 ПДД РФ. Значит, он не имел преимущества перед ТС 2, и его действия не соответствовали также требованию п. 8.1 "не создавать помех другим участникам движения". Кроме того, в данной ситуации действия водителя ТС 2 не соответствовали требованиям п. 11.1, абзац 2 или 11.2 или 11.5 (см. ситуацию А), если ТС 1 двигалось (поворот "сходу") и 8.1 и 8.9 ПДД, если ТС 1 стояло до начала движения ТС 2 по соседней полосе. Если следствием установлено, что водитель ТС 2 в процессе обгона ТС 1 в разрешенном месте начал движение по соседней полосе ранее, чем ТС 1 остановилось, или при повороте ТС 1 налево не из крайнего положения (без остановки), ТС 2 начало движение ранее, чем у ТС 1 загорелся сигнал поворота налево, действия водителя ТС 1 не соответствовали еще и требованиям п. 11.3 ПДД РФ. Действия водителя ТС 2 в данном случае определяются требованиями п. 10.1, абзац 2, и их соответствие (несоответствие) оценивают по традиционной схеме. При выполнении какого конкретно действия водителя ТС 1 -перестроения или поворота налево - произошло столкновение, устанавливает следствие (суд) и задает эксперту как исходное данное, Ситуация В. Заднее ТС 2 следует прямо по соседней (слева от ТС 1) полосе своего направления движения. Между направлениями движения ближних друг к другу по ширине габаритных точек столкнувшихся ТС имеется боковой интервал (см. рис. 10). Водитель ТС 1 совершает движение в направлении налево. Прежде всего эксперту следует выяснить у следствия (суда), совершал ли водитель ТС 1 перестроение на крайнюю левую полосу перед поворотом налево или поворот "сходу".

Перестроение

Если установлено, что водитель ТС 1 совершил указанное перестроение, то его действия не соответствовали требованиям п. 8.4 ПДД РФ, обязывающего водителя уступить дорогу ТС 2, движущемуся попутно без изменения направления движения. Поворот "сходу" Если Же установлено, что водитель ТС 1 совершил такой поворот, то его действия регламентируются помимо требований 8.1 и 8.2 еще и требованиями п. 8.5 или 8.7 ПДД РФ. Если ситуация (по габаритам ТС 1, дорожным условиям и т.п.) подпадала под действие п. 8.5, то действия водителя ТС 1, совершавшего. поворот не из крайнего левого положения на проезжей части своего направления движения, не соответствовали требованиям этого пункта. Ситуация также может подпадать под действие п. 8.7, который предусматривает обеспечение безопасности движения и не создание помех другим ТС.

Водитель ТС, следующего прямо по своей полосе в разрешенном направлении без изменения движения, всегда (кроме специально оговоренных в разделе ПДД РФ случаев) имеет преимущество перед маневрирующим на его полосу ТС. Действия водителя ТС 1 не соответствовали требованиям п. 8.7 ПДД РФ. Поскольку ТС 2 не выезжало из занимаемой полосы, действия его водителя не подпадают под понятие "обгон", установленное ПДД РФ. Действия водителя ТС 2 в данной ситуации регламентированы требованиями п. 10.1, абзац 2 ПДД РФ, и оценку соответствия (несоответствия) действий водителя ТС 2 этим требованиям проводят по традиционной экспертной схеме.

При этом установление момента возникновения опасности для движения относится к компетенции следователя (суда). Поскольку в такой ситуации обнаружение водителем ТС 1 сигнала с технической точки зрения не дает ему преимущества перед ТС 2 (п. 8.2), то возникновение опасности для движения ТС 2 с технической точки зренияпредставляется более обоснованным в момент видимого начала движения ТС 1 налево, чем в момент наступления возможности для водителя ТС 2 обнаружить сигнал поворота, включенный на ТС 1.

Пример. Автобус ЛиАЗ-677М, технически исправный, без нагрузки, с места, после остановки, от правого края двухполосной проезжей части общей шириной 6 м в каждом направлении движения совершал поворот налево на съезд к АЭС шириной 5 м. Автомобиль "Опель-Кадетт", технически исправный, без нагрузки, следовал со скоростью 50 км/ч по соседней слева от ЛиАЗа полосе в попутно"! направлении; прямо, без изменения направления движения. Увидев маневр ЛиАЗа, водитель Опеля применил торможение, однако произошел удар на полосе Опеля его передней частью в середину левой боковой части ЛиАЗа. Водитель ЛиАЗа включил сигнал, совершал поворот со средней скоростью 10-15 км/ч и до удара преодолел расстояние 5 л". o Следов торможения Опеля на проезжей части не зафиксировано. Действия водителя ЛиАЗа в данной ситуации не соответствовали требованиям п. 8.7 ПДД РФ, поскольку, хотя с учетом габаритов и данных дорожных условий он имел право произвести поворот, отступая от требования п. 8.5 ПДД, но только при условии обеспечения безопасности движения. 1} данном случае это условие заключалось в том, чтобы уступить дорогуавтомобилю "Опель-Кадетт". Действия водителя автомобиля "Опель-Кадетт" регламентируются требованиями п. 10.1 (абзац 2) ПДД- Не представляется возможным определить в полной мере экспертным путем, соответствовали ли его действия требованиям п. 10.1 (абзац 2) ПДД РФ, в связи с отсутствием данных о перемещении "Опеля" в заторможенном состоянии для расчета технической возможности предотвратить наезд при возникновении опасности для движения.

Требование нормативно-технических документов, регламентирующих обязанности должностных и иных лиц дорожных организаций, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения

Пункт 13 Основных положений по допуску ТС к эксплуатации...-"Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности äвижения".

Пункт 1.1.1 ВСН 25-86: "Обеспечение безопасности движения и высоких транспортных качеств автомобильных дорог является первоочередной обязанностью всех дорожных организаций, как проектных, так и эксплуатационных".

Требования в области обеспечения/ сцепных качеств и устранения зимней скользкости

Пункт 1.5.1 ВСН 24-88: "Безопасность движения автомобилей по мостам, путепроводам, тоннелям... считается обеспеченной, если габариты и состояние покрытия соответствуют требованиям категории дороги, а ограждения находятся в исправном состоянии".

Пункт 4.1.4 ВСН 24-88: "К основным мероприятиям по обеспечению безопасности движения... относятся: поддержание требуемой шероховатости покрытия/обеспечивающей необходимый коэффициент сцепления колеса автомобиля с покрытием; поддержание поверхности дороги в чистом состоянии путем своевременного удаления с нее пыли, грязи, песка... предупреждение образования и ликвидация зимней скопьзкости".

Пункт 6.1.1. ВСН 24-88: "Зимнее содержание представляет собой комплекс работ, включающий: защиту дорог от снежных заносов; очистку дорог от снега; борьбу с зимней скользкостью; защиту дорог от лавин; борьбу с наледями. Эти работы направлены на обеспечение бесперебойного безопасного движения автомобилей".

Пункт 6.1.2 ВСН 24-88: "Вся система мероприятий по зимнему содержанию дорог должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить наилучшие условия для движения автомобилей... Чтобы обеспечить выполнение этих задач, при зимней скользкости проводят: профилактические меры, цель которых не допустить или максимально ослабить образование снежных и ледяных отложений на дороге; к числу таких мер относится профилактическая обработка покрытий химическими противогололедными материалами; защитные меры, с помощью которых преграждают доступ к дороге снега и препятствуют образованию льда; к ним относится применение защиты от метелевого переноса (включая работы по снегозащитному озеленению), снежных лавин и наледей".

Пункт 6.1.4 ВСН 24-88: "Основными показателями зимнего содержания являются: ширина чистой от снега и льда поверхности дороги; минимальная ширина в зависимости от расчетной интенсивности движения 6+7,5 м, меры по удалению снежных и ледяных отложений на дороге и уменьшению их воздействия на автомобильное движение (обработка снега и обледеневшей поверхности дороги материалами, повышающими коэффициент сцепления шины автомобиля с дорогой)".

Пункт 6.1.3 ВСН 24-88: "Как правило, расчистку дорог от выпадающего или приносимого к дороге снега следует производить на полную ширину земляного полотна, а ликвидацию зимней скользкости - на ширину проезжей части и краевых укрепительных полос".

Пункт 9.1.7 ВСН 25-86: "В тех случаях, когда в результате измерений будут получены коэффициенты сцепления ниже значений, приведенных денных в п. 9.1.6, на этих участках следует повысить шероховатость покрытия".

Пункт 9.1.7 ВСН 25-86: "На подходах к скользким участкам требуется установить знаки ограничения скорости движения с табличками, указыва-ющими на необходимость снижения скорости только при мокром состоянии дороги".

, Пункт 12.2.4 ВСН 25-86: "Дорожная служба должна систематически измерять коэффициент сцепления покрытий, в первую очередь на опасных участках. При резком снижении коэффициента сцепления до значений, опасных для безопасности движения, следует ограничить скорость движения во время дождя с установкой дополнительных табличек к знаку снижения скорости. Знаки временного ограничения скорости устанавливают также в местах загрязнения покрытий или образования на "их снежного наката, гололеда...".

Пункт 2.2.17 ГОСТ 23457-86: "Знак 1,15 "Скользкая дорога"; должен устанавливаться перед участками дорог, на которых коэффициент сцепления шин с покрытием во влажном состоянии менее 0,3".

Пункт 1.2 ВСН 20-86: "Дорожные организации в зимний период обязаны поддерживать автомобильную дорогу в состоянии, обеспечивающем проезд автомобилей с установленными скоростями при соблюдении необходиомого удобства и безопасности движения".

Пункт 1.4 ВСН 20-86: "Борьбу с зимней скользкостью следует проводить при каждом случае ее появления. В первую очередь борьбу с зимней скользкостью необходимо проводить на участках с' плохой видимостью, крутыми уклонами и кривыми малого радиуса, на пересечениях в одном уровне, искусственных сооружениях и подходах к ним и во всех других местах, где особенно-часто может требоваться экстренное торможение. Работа считается законченной, если снежно-ледяные отпожения удалены с проезжей части дороги полностью". .

Пункт 1.5 ВСН 20-86: "На участках дорог, где появились метеливые заносы или вследствие интенсивного снегопада образовался снежный покров, устранение снежных отложений с дороги производят спомощьге снегоочистительных машин. Ликвидацию скользкости в случае ее образования производить после снегоуборочных работ".

Пункт 1.6 ВСН 20-86: "До полного устранения зимней скопьзкости дорожная служба по согласованию с органами ГАИ должна принять меры к обеспечению безопасности движения путем осуществления ряда временных мероприятий, к числу которых относятся установка знаков "скопьзкая дорога" и "Запрещение обгона в опасных местах";

Требования в области обеспечения ровности полотна дороги и обочины

Пункт 1.8 ВСН 24-88: "Обочины дороги должны быть укреплены, согласно положениям соответствующих нормативных документов с учетом местных грунтовых, гидрологических и климатических условий, иметь уклоны, способствующие быстрому отводу поверхностных вод. Прочность слоев укрепления должна соответствовать составу транспортного потока и обеспечивать заезд и остановку автомобилей без существенных деформаций и разрушений слоев укрепления... Не допускается образование уступа и колей в местах сопряжения обочин с покрытием проезжей части".

Пункт 4.1.4 ВСН 24-88: "К основным мероприятиям по обеспечению безопасности движения... относятся: поддержание требуемой ровности покрытия, устранение дефектов, трещин и других деформаций...; укрепление обочин, недопущение обнажения кромки покрытия обеспечение отвода воды с обочин, предотвращение образования на обочинах размывов, ям, колей и других неровностей...".

Пункт 9.2.1 ВСН 25-86: "Для обеспечения безопасного и комфортабельного движения на дороге покрытие должно быть ровным,,,".

Пункт 9.2.4 ВСН 25-86: "Показатели ровности покрытий дорог при измерении 3-метровой рейкой не должны превышать значений, приведенных в табл. 9.1: "Для капитальных покрытий допустимый максимальный просвет составляет 10 мм, для облегченных - 14 мм и для переходных 30 мм".

Пункт 2.2.18 ГОСТ 23457-86: "Знак 1.16 "Неровная дорога" должен устанавливаться перед участками дорог, имеющими неплавные сопряжения на подходах к местам и путепроводам и повреждения покрытия (выбоины, наплывы, волнистость и т.п.), если коэффициент безопасности на данном участке менее 0,6".

Пункт 3.2.4 ГОСТ 23457-86: "Разметка 1.2 должна применяться äля îбозначения края проезжей части (краевая линия) на дорогах, обозначенных знаком 5.1 "Автомагистраль". Разметку следует наносить на расстоянии 0,2 м от края проезжей части".

Требования к обеспечению видимости, улучшению характеристик геометрических элементов дороги, улучшению организации движения

Пункт 4.1.4 ВСН 24-88: "К основным мероприятиям по обеспечению безопасности движения и улучшению его организации относятся: обеспечение видимости на всем протяжении дороги, в том числе в местах прохождения дорог в выемках, на перекрестках, на железнодорожных переездах, путем удаления с полосы отвода древесно-кустарниковой растительности, снежных валов, недопущения размещения на ней будок, киосков, заборов, не относящихся к элементам благоустройства дороги, а также удаление .ранее установленных; улучшение в процессе проведения ремонтных работ характеристик геометрических элементов дорог путем увеличения радиусов кривых в плане устройства виражей и переходных кривых, расширения узких мостов; улучшение организации движения и повышение его безопасности путем установки дорожных знаков, ограждений, светофоров и нанесения разметки...".

Пункт 14 Основных положений по допуску ТС к эксплуатации: "Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на, дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток ив условиях недостаточной видимости -дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями. o По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов".

Пункт 4.1.1 ВСН 24-88: "При проведении работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог дорожно-эксплуатационные организации должны осуществлять мероприятия, направленные на обеспечение безопасности и улучшение организации движения".

Пункт 4.1.3 ВСН24-88: "Мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения должны осуществляться в первую очередь на наиболее аварийных и опасных участках дорог".

Пункт4.1.6 ВСН24-88: "При проведении на дороге работ должны приниматься меры, обеспечивающие безопасность движения в соответствии с требованиями Инструкции по организации движения и ограждению мест производства работ и п. 4.7 настоящих правил".

Пункт 4.7.1 ВСН 24-88: "При проведении ремонтных работ организация, проводящая работы, должна принять необходимые меры по обеспечению в таких местах безопасности движения. С этой цепью на участке проведения работ до их начала устанавливают временные дорожные знаки, сигналы и светофоры, ограждающие и направляющие устройства, делают временную разметку проезжей части, а в необходимых случаях устраивают объезд ремонтируемого участка. Ограждение мест работ производят с помощью ограждающих щитов, штакетных барьеров, стоек. вешек, конусов, шнуров с цветными флажками, сигнальных огней"

Пункт 2.2.25 ГОСТ 23457-86: "Знак 1.23 "Дорожные работы" должен устанавливаться перед местами проведения любых видов работ на проезжей части, обочинах или разделительной полосе дороги, а также тротуаре, если пешеходы вынуждены выходить при этом на проезжую часть. В стесненных условиях, а также в населенных пунктах второй знак 1.23 допускается устанавливать непосредственно у начала участка проведения работ, при этом за начало участка следует считать первое по ходу движения направляющее или ограждающее устройство...".

Пункт 3.44 Инструкции Минжилкоммунхоза РСФСР: "Ограждения, используемые в темное время суток, должны иметь световозвращающие элементы и быть оборудованы сигнальными фонарями с красным светом (постоянно горящими или мигающими). Размещение светового фонаря и его сигнал должны обеспечивать его видимость с расстояний не менее 150 м. Световые сигнальные фонари не должны оказывать на участников движения слепящего действия".

Пункт 5.5.11 ВСН 24-88: "При использовании литой щебеночной ас-фальтобетонной смеси... движение по отремонтированному участку открывают сразу после остывания уложенной смеси до температуры 50-6О°С)".

Пункт 5.5.30 ВСН 24-88: "Ускоренное формирование отремонтированных мест (6-12 ч. при температуре 20-25°С) достигается также при использовании быстротвердеющих бетонов... Быстротвердеющие бетоны, приготовленные с использованием жидкой фазы пульпы гипохпорита кальция, могут применяться также при срочном ремонте в осенний или весенний период при температуре воздуха 5-0'С. При этом движение "а отремонтированном участке открывают через 1-7 суток".

Пункт 5.5.37 ВСН 24-88, "Движение открывают при наборе свежеуложенным бетоном не менее 70 % требуемой прочности (т.е. через 5-7 суток после окончания работ при температуре воздуха 15 -20 С". Согпасно п. 5.5.36, в п. 5.5.37 имеется в виду цементобетон.

Пункт 9.39 СНиП 3.06.03-85: "Движение построечного транспорта разрешается только после окончания укатки последней, наиболее мелкой фракции щебня. В течение 10 дней движение следует регулировать по всей ширине покрытия с ограничением его скорости до 40 км/ч. При использовании эмульсий движение следует открывать через 1-3 суток после распределения и уплотнения предпоследней расклинивающей фракции щебня при устройстве покрытия и последней фракции щебня при устройстве основания".

Пункт 11.12 СНиП 3.06.03-85: "Движение построечного транспорта можно открывать сразу после окончания работ с ограничением скорости до 40 км/ч в течение суток (при осуществлении поверхностной обработки из эмульсионно-минеральных смесей)...".

Пункт 11.14 СНиП 3.06,03-85: "Устроенную битумными шламами поверхностную обработку до ее подсыхания следует ограждать от наезда построечного транспорта. В течение первых суток движения транспорта скорость не должна превышать 30 км/ч, в дальнейшем - 40 км/ч до тех пор, пока слой не сформируется настолько, чтобы зерна минерального материала не вырывались из него при движении".

ПРИЛОЖЕНИЯ

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ В ПОРЯДКЕ ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ЖАЛОБ НА ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.04.88 г. N 4 {в ред. Постановлений от 21.12.93 N 11, от 25.11. 96 N 10)

Установленный законом судебным порядок рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях является важной формой судебного контроля за деятельностью органов управления а области административно-правовых отношений. Принятие Кодекса РСФСР об административных правонарушениях повысило эффективность обеспечения прав и охраняемых законом интересов граждан в административных правоотношениях, способствовало дальнейшему укреплению законности при применении мер воздействия за административные проступки. Расширены полномочия судов в осуществлении их функции по проверке законности и обоснованности постановлений органов (должностных яиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Изучение данного вопроса доказало, что суды в основном правильно и своевременно рассматривают жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях. Вместе с тем, в их деятельности имеются и недостатки. Встречаются случаи неправильного решения вопроса о подведомственности указанной категории дел, невсегда проводится надлежащая подготовка их к судебному разбирательству. Допускаются необоснованные отказы в удовлетворении жалоб либо освобождение заявителей от административной ответственности без достаточных к тому оснований, нарушаются установленные законом сроки рассмотрения таких жалоб. Отдельные суды, вопреки Закону Российской Федерации "О государственной пошлине" требуют оплаты жалобы государственной пошлиной- (в .ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.11..96) Нуждается в улучшении ,и профилактическая работа судов по данной категории дал. ' В целях устранения отмеченных недостатков и в связи с возникшими вопросами по применению действующего законодательства об административных правонарушениях, а также обеспечения единообразия судебной практики Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях рассматриваются по общим правилам гражданского судопроизводства с теми изъятиями и дополнениями, которые установлены законодательством.

2. При разрешении вопроса о принятии к производству народного суда жалобы на постановление по делу об административном правонарушении следует, иметь в виду, что п. п. 1, 2 и аба. 1 п. 3 ч.1 ст-267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях установлена подведомственность в зависимости от желания заявителя. Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, а также потерпевший вправе по своему выбору обратиться с жалобой в районный (городской) народный суд либо в вышестоящий орган управления. Рассмотрение жалобы и принятие решения вышестоящим органом управления (должностным лицом) не является препятствием для обращения в суд. При этом судом рассматривается жалоба на постановление по делу об адми-нистративном правонарушении, а не на решение вышестоящего органа управления (должностного лица), (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 N10) Дело по жалобе на постановление об административном правонарушении может быть возбуждено по заявлению прокурора, обратившегося в суд в соответствии с6 ст.41 ГПК РСФСР в защиту интересов гражданина, в отношении которого вынесено постановление, а также лица, которому в результате административного проступка причинен моральный, физический или имущественный вред. (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 N 10).

3. Судья вправе отказать в принятии жалобы на постановление по делу об административном правонарушении лишь по основаниям, предусмотренным законом (ст. 129 ГПК РСФСР). Поэтому Недопустим отказ в возбуждении дела в суде по мотивам пропуска срока на подачу жалобы, истечения сроков наложения административного взыскания, исполнения постановления.

4. В силу п. 10 ст. 80 ГПК РСФСР и ч. 3 ст.267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях граждане, административные органы и должностные лица освобождаются от уплаты судебных расходов в доход государства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, поэтому суд не должен обязывать лицо, обжаловавшее постановление об административном правонарушении, оплачивать государственную пошлину или оставлять жалобу беэ движения по мотивам неуплаты государственной пошлины.

5. Исходя из требований ст.268 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях жалоба на постановление административного органа (должностного лица) подается в суд в течение десяти дней со дня вынесения постановления. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление. Уважительность причин пропуска проверяется в судебном заседании. Вывод о причинах пропуска срока и о том, подлежит ли он восстановлению, должен быть отражен в решении суда. Если же судом будет установлено, что этот срок пропущен без уважительной причины, он оставляет жалобу без удовлетворения, а постановление об административном правонарушении без изменения. При выяснении

Наши рекомендации