Показатели эффективности использования видов транспорта
Рассмотрим показатели использования автомобильного тр-та (СТБ 1487-2004)
Пробег – расстояние, проходимое автомобилем. Пробег делится на а)общий – сумма пробегов автомобиля с грузом, холостого и нулевого пробегов за опр. период времени, б)холостой (порожний) пробег – пробег без груза или пассажиров, совершаемый в процессе перевозок при подаче автомобиля к месту погрузки или от места высадки к месту посадки пассажиров. в)нулевой пробег – пробег, совершаемый автомобилем от места стоянки к месту работы, в пункт погрузки и из пункта последней выгрузки к месту стоянки.
Автомобиледни в хозяйстве – сумма всех дней в хозяйстве по каждому автомобилю за опр. период времени.
Автомобиледни в работе – сумма всех дней нахождения в эксплуатации по каждому автомобилю за опр. период времени.
Автомобиледни в ремонте - сумма всех дней нахождения в ремонте по каждому автомобилю за опр. период времени.
Автомобиледни в простое - сумма всех дней простояпо каждому автомобилю за опр. период времени.
Коэффициент использования пробега – отношение пробега с грузом к общему пробегу.
Коэфф. выпуска автомобилей – отношение кол-ва дней работы автомобиля за опр. период времени к кол-ву рабочих дней за этот же период.
Коэфф. Технической готовности – отношение кол-ва дней пребывания автомобиля в исправном состоянии за опр. период времени к кол-ву рабочих дней за этот же период.
Время в наряде – время нахождения автомобиля в работе, исчисляемое с момента его выезда на работу до момента его возвращения за вычетом времени, отводимого водителю на приём пищи и отдых в соответствии с трудовым законодательством.
Техническая скорость – условная средняя скорость движения, определяемая отношением общего пробега к количеству часов в движении.
Эксплуатационная скорость (коммерческая) – условная средняя скорость автомобиля за время его нахождения на линии, определяемая отношением общего пробега ко времени в наряде.
Средняя длина ездки с грузом – средний пробег автомобиля с грузом, совершаемый за 1 ездку, определяемый отношением общего пробега с грузом к кол-ву выполненных ездок за опр. период времени.
Среднее расстояние перевозки грузов – среднее расстояние, на которое перевозится 1т груза, определяемое отношением грузооборота к объёму перевозки груза.
Производительность автомобилей – кол-во выполненной тр-тной работы в тоннакилометрах или перевезенных тонн груза за ед. времени.
Коэфф. статического использования грузоподъёмности – отношение кол-ва фактически перевезенного груза к кол-ву груза, которое могло бы быть перевезено при полном использовании грузоподъёмности автомобиля.
Коэфф. динамического использования грузоподъёмности – отношение фактически выполненной тр-тной работы в т·км к возможной тр-тной работе.
Пассажиропоток – кол-во пассажиров, перевезенных в одном направлении за ед. времени.
Интервал движения – промежуток времени между проездом какого-либо пункта двумя автомобилями, следующими друг за другом.
Частота движения – число автомобилей, проходящих через пункт за 1ч.
Маршрутный коэффициент – отношение суммы протяженности всех маршрутов к общей протяженности всей сети данного района.
Лекция 7
КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
1 ТЯГОВЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ НА ВИДАХ ТРАНСПОРТА:
ЛОКОМОТИВЫ, АВТОМОБИЛИ, АВТОБУСЫ, СУДА,САМОЛЕТЫ,ВЕРТОЛЕТЫ.
2 ВЕДОМЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ:
ВЫГОНЫ, ПРИЦЕПЫ, ПЛАНЕРЫ, БАРЖИ.
Локомотив-(в перев. с французского locomotive -сдвигаю с места)- транспортное средство предназначенное для использования на железной дороге и используемое для перемещения на самоходных вагонах.По типу энергетической установки локомотивы подразделяются на:
-паровозы- с паровой машиной
-тепловозы- с двигателем внутреннего сгорания
-газотурбовозы- с газотурбинным двигателем
-электровозы- с тяговым электродвигателем- получающий энергию из контактной сети
-контактно-аккумуляторные электровозы- получают энергию от контактной сети и запасают ее в аккумуляторах, что прозволяет им работать также на неэлектрофицированных участках.
-электротепловозы- их тяговые электродвигатели могут получать энергию как из контактной сети, так и от собственного двигателя внутреннего сгорания.
По роду службы локомотивы подразделяются на:
-грузовые -пассажирские -маневровые
В зависимости от назначения автомобили подразделяются на:
-транспортные- для перевозки грузов и пассажиров -специального назначения- пожарные, спортивные...
транспортные автомобили делятся на:
-грузовые -пассажирские -тягачи
Грузовые автомобили по грузоподьемности делятся на 5 групп:
-особо-малые (до 0,5 т) -малые (0,5-2 т) -средние (2-5 т) -большие (5-15т) -особо-большие (более 15 т)
По типу кузова грузовые автомобили делятся на:
-универсальные -специализированные -самосвалы -фургоны -цистерны -контейнеровозы -панелевозы
Пассажирские автомобили по назначению делятся на:
-автобусы (городские, дальнего следования, общего назначения, эскурсионные)
-легковые автомобили ( общего пользования, служебные, местные прокатные)
Основным параметром определяющим размерность автобуса является их габаритная длина:
-особо-малые (до 5 м) -малые (5-7,5 м) -средние (7,5-9,5 м) -большие (9,5-12 м) -особобольшие (больше 12 м)
По конструктивной схеме автобусы подразделяются на:
-одиночные -сочлененные -полутораэтажные -двухэтажные
В зависимости от типа установленных сидений автобусы могут быть: жесткими, мягкими.
Размерность легковых автомобилей определяется рабочим объемом двигателя:
-особо-малый класс (до 1,2 л) -малый класс (1,2-1,8 л) -средний класс (1,8-3,5 л) -высший класс (свыше 3,5 л)
По типу двигателя автомобили делятся на:
-бензиновые -дизельные -газобалонные -электрические
КЛАССИФИКАЦИЯ САМОЛЕТОВ
По назначению:
-военные (десантные, истребители, бомбардировщики, разведчики, топливо-заправщики, транспортные) -гражданские (пассажирские, грузовые, фальштовые, сельскохозяйственные) -специальные: -эксперементальные- для проведения летных эксперементов. -санитарные - для оказания срочной мед. помощи. -геолого-разведочные - для проведения воздушной разведки недр земли.
-пожарные - для тушения пожаров -спортивные -учебно-тренировочные
По взлетной массе:
-первого класса -75т и более -второго класса - 30-75т -третьего класса - до 10т
По роду посадочных органов:
-сухопутные -корабельные -гидросамолеты - летающая подводная лодка
По типу взлета и посадки:
-вертикального взлета -обычного взлета
По способу управления: -пилотируемый летчиком -беспилотный
КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОВ
По грузоподьемности:
-легкие -средние -тяжелые
По назначению
-многоцелевые -пассажирские -транспортные -вертолеты-краны (предназначенные для монтирования конструкций в недоступных горных раенах и высотных зданиях) -разведовательные -боевые
КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВ
По используемому источнику энергии:
-гребное судно -парусное судно -пароход -теплоход -атамоход -электроход -вязотурбоход -использующие энергию солнца
По области применения:
-военные корабли
-Грузовые суда: -сухогруз - предназнченный для перевозки сыпучих грузов -контейнеровоз
-рефлежераторные - предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов -танкер - предназначен для превозки жидких грузов -универсал - предназначен для перевозки нескольких видов грузов в разных отсеках -Пассажирские суда: -лайнер - быстроходное судно совершающее регулярные рейсы -круизное судно - предназначено для совершения международных рейсов -паром - судно перевозящее грузы и пассажиров между двумя берегами -Промысловые судна - предназначены для ловли водных обитателей:
-сейнер - промысловое судно занимающиеся ловлей рыб закидным неводом
-траулер - предназначен для ловли рабы тралом, а также первичной обработки продуктов
(очистки, мойки, заморозки) -китобойное судно -Вспомогательные суда - суда выполняющие второстепенные задачи: -ледокол - судно выполняющее ледокольные операции, а именно проводка судов через льды, спасательные опперации.
-буксир - судно предназначенное для передвижения не самоходных судов. Буксир берет баржу
или сломавшееся судно на буксирный канат и доставляет его в порт.иногда буксир толкает судно.
-пожарное судно - судно предназначенное для тушения пожара как на других судах так и на берегу.-спасательное судно - предназначенно для проведения спасательных оппераций и оказания мед. помощи пострадавшим. -землесос - подводное или надводное судно предназначенное для углубления русла или взятия земли для экспертизы. -батискаф - подводный обитаемый аппарат, предназначенный для проведения исследований на большой глубине. -спортивные суда
-водолазные суда - суда оснащенные водолазным комплексом и предназначенные для подводных работ. -развлекательные суда.
ВЕДОМЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
Вагонные различают:
по числу колесных пар (4 6 8 12 16) по устройству ходовых частей (тележечные, нетележечные) В настоящее время железные дороги распологают следующим парком пассажирских и грузовых вагонов: -цельнометаллический пассажирский -цельнометаллический багажный -платформа -крытый вагон -полувагон -цистерна -хоппер -рефрижераторы -автомобилевоз -скотовоз
Вагоны грузового парка
- крытый вагон - предназначенный для обеспчения сохранности перевозимого груза, защиты от краж и механических повреждений.
- полувагон - предназначен для перевозки навалочных грузов не требующих защиты от атмосферных осадков.
ВОДНЫЕ
-рейдовая баржа - предназначенная для коротких морских рейсов: для доставки нефтепродуктов на бересовые нефтебазы с морских танкеров лишенных возможности из-за большой осадки подходить близко к берегу или входить в устье мелководных рек.Рейдовые баржи имеют повышенные борта и усиленный корпус рассчитанные на возможность плавания в открытом море.Водоизмещение рейдовых барж до 4500 куб.м.
-речная баржа - не самоходное судно предназначенное для перевозок грузов по рекам. Баржи отмечаются обтекаемыми формами оконечностей корпуса. По назначению разделяются на сухогрузные и наливные.Речные сухогрузные баржи баржи делятся на: трюмные открытые, тентовые, трюмные закрытые, площадки, саморазгружающиеся, автомобилевозы, контейнеровозы, цементовые.
Лекция 8
Классификация тр-х коммуникаций на видах тр-та.:
Автомобильные дороги
Железные дороги
Водный тр-т
Трубопроводный тр-т
Автомобильные дороги
Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них тр-х средств разделяют на 3 класса :
1)автомагистраль;
2)скоростная дорога;
3)дорога общего пользования;
К классу автомагистраль относят автомобильные дороги:
Имеющие на всём протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой ,не имеющей пересечений в одном уровне с автомобильными ,железными дорогами ,трамвайными путями ,велосипедными дорожками , доступ на которые возможен только через пересечения разных уровней ,устроенных не чаще ,чем через 5 км друг от друга.
Скоростная дорога – дорога , имеющая на всём протяжении скоростную многополосную проезжую часть с разделительной полосой,- // - доступ на которые возможен через пересечение в разных уровнях и примыкание в одном уровне (без пересечения прямого направления), устроенных не чаще ,чем 3 км друг от друга.
Класс дороги обычного типа
Относят автомобильные дороги не отнесённые к классу автомагистраль и скоростная дорога имеющая единую проезжую часть ,или с разделительной полосой , доступ на которую возможен через пересечение в разных и одном уровне ,расположенные для дорог категории 1В;2;3 не чаще ,чем через 600 метров. Для дорог категории 4 не чаще ,чем через 100 метров ,категории 5 50 метров друг от друга.
Автомобильные дороги по транспортно и потребительским свойствам разделяют на категории: от количества и ширины полос движения; наличия центральной разделительной полосы; типа пересечения с автомобильными , железнодорожными ,трамвайными путями; велосипедными и пешеходными дорожками; условий доступа к автомобильной дороге.
Основные автомобильные классификации
Класс автомобильной дороги | Категория автодороги | Общее количество полос | Ширина полосы движения в метрах | Центральная разделительная полоса | Пересечение автомобильной дороги с велосипедными и пешеходными дорожками | Пересечение с железными дорогами и трамвайными путями | Доступ на дорогу с примыканиями в одном уровне | |
автомагистраль | 1А | 4 и более | 3,75 | Обязательна центральная разделительная полоса, допускается отсутствие*2 | В разных уровнях | В разных уровнях | Не допускается | |
Скоростная дорога | 1Б | 4 и более | 3,75 | Допускаются пересечения в 1-ом уровне | Допускается без пересечения прямого направления | |||
1В | 4 и более *1 | 3,75 | Допускаются пересечения в 1-ом уровне светофорным регулированием ,допускается пересечение в 1-ом уровне *4 | |||||
Дорога обычного типа | 2 | 4 | 3,75 | Не требуется | ||||
2-3*3 | 3,75 | |||||||
3 | 2 | 3,5 | ||||||
4 | 2 | 3 | ||||||
5 | 1 | 3,4 |
1* - более шести полос только на существующих автодорогах.
2* - на дороге категории 4 требование к наличию разделительной полосы ,определяются проектом организации дорожного движения.
3* - 3 полосы движения только для существующих автодорог.
4* - пересечение 4-х полосной дороги категории 2с аналогичной осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения дороги категории 2 с дорогами 2 и 3 могут осуществляться как в 1-ом так и в разных уровнях.
2.Железная дорога
Железнодорожные пути делятся на:
- главные
- станционные
- специального назначения
Главные пути - это пути соединения станции или другие раздельные пункты.
К станционным относятся:
- приёмоотправочные
- сортировочные
- погрузочно-выгрузочные
- соединительные
К путям специального назначения относятся подъездные пути (к ним на территории завода) предохранительные или улавливающие тупики.
Главные станционные пути являются продолжением путей , прилегающих к станциям перегонов и не имеют отклонений на стрелочных переводах. Приёмоотправочные пути предназначены для приёма поездов на станцию их отстоя и отправления на перегон. На крупных станциях пути, предназначенные для выполнения однородных операций, объединяют в парки.
3.Водный тр-т
Классификация судоходных путей:
Категории и разряды | Класс | Глубина судового хода | Эксплуатируемые типы судов | Максимальная ширина буксируемых плотов (м) | ||
Гарантированная | Средне навигационная | Грузовые , грузоподъемностью до (т) | Пассажирские | |||
Сверхъмагистрали | 1 | Более 6,2 м | Более 3 м | 12000 т | 4-х палубные | Более 100 м |
Магистрали:
1-го разряда | 2 | 1,6 – 2,6 м | 2,41 – 3 м | 8000 т | 3-х палубные | 400 м |
2-го разряда | 3 | 1,1 - 2 м | 1,66 – 2,4 м | 4000 т | 2-х палубные | 85 м |
Пути местного назначения:
1-й разряд | 4 | 0,8 – 1,4 м | 1,36 – 1,65 м | 2000 т | 2-х палубные | 55 м |
2-й разряд | 5 | 0,6 – 1,1 м | 1,01 – 1,35 м | 500 т | 1,5 палубные | 40 м |
малые реки | 6 | 0,45 – 0,8 м | 0,75 - 1 м | 250 т | катера | 30 м |
малые реки | 7 | Меньше 0,6 м | Меньше 0,75 м | 100 т | катера | 14 м |
4.Трубопроводный тр-т
Трубопровод - это искусственное сооружение, предназначенное для транспортировки газообразных и жидких веществ , а также твёрдых веществ в виде взвесий под воздействием разницы давлений в поперечных сечениях трубы.
В зависимости от тр-й трубы трубопроводы подразделяют:
- амиакопровод – предназначен для перекачки аммиака (в большинстве своём используется в пределах технологических площадок химических предприятий).
- водовыпуск - это искусственно-системное удаление воды из коллекторов, камер, трубопроводов. Этот вид коммуникации является неизменной частью в системе подземных сооружений. Коллектора, камеры, подземные тоннели (метро) имеют стены ,материалы которых частично разрушаются со временем , В результате внутрь этих сооружений просачивается вода. Для стока этой воды в нижней точке таких сооружений строятся приямки (углубления) ,куда и собирается просачившаяся вода. С этого приямка строятся трубопроводы , действующие водостоки.
- водосток - это искусственное или естественное удаление воды с поверхности земли либо подземных вод .
- Трубопровод
- Воздуховод
- Газопровод
- Нефтепровод
- Продуктопровод
- Теплопровод
Лекция 9