Показатели эффективности использования видов транспорта

Рассмотрим показатели использования автомобильного тр-та (СТБ 1487-2004)

Пробег – расстояние, проходимое автомобилем. Пробег делится на а)общий – сумма пробегов автомобиля с грузом, холостого и нулевого пробегов за опр. период времени, б)холостой (порожний) пробег – пробег без груза или пассажиров, совершаемый в процессе перевозок при подаче автомобиля к месту погрузки или от места высадки к месту посадки пассажиров. в)нулевой пробег – пробег, совершаемый автомобилем от места стоянки к месту работы, в пункт погрузки и из пункта последней выгрузки к месту стоянки.

Автомобиледни в хозяйстве – сумма всех дней в хозяйстве по каждому автомобилю за опр. период времени.

Автомобиледни в работе – сумма всех дней нахождения в эксплуатации по каждому автомобилю за опр. период времени.

Автомобиледни в ремонте - сумма всех дней нахождения в ремонте по каждому автомобилю за опр. период времени.

Автомобиледни в простое - сумма всех дней простояпо каждому автомобилю за опр. период времени.

Коэффициент использования пробега – отношение пробега с грузом к общему пробегу.

Коэфф. выпуска автомобилей – отношение кол-ва дней работы автомобиля за опр. период времени к кол-ву рабочих дней за этот же период.

Коэфф. Технической готовности – отношение кол-ва дней пребывания автомобиля в исправном состоянии за опр. период времени к кол-ву рабочих дней за этот же период.

Время в наряде – время нахождения автомобиля в работе, исчисляемое с момента его выезда на работу до момента его возвращения за вычетом времени, отводимого водителю на приём пищи и отдых в соответствии с трудовым законодательством.

Техническая скорость – условная средняя скорость движения, определяемая отношением общего пробега к количеству часов в движении.

Эксплуатационная скорость (коммерческая) – условная средняя скорость автомобиля за время его нахождения на линии, определяемая отношением общего пробега ко времени в наряде.

Средняя длина ездки с грузом – средний пробег автомобиля с грузом, совершаемый за 1 ездку, определяемый отношением общего пробега с грузом к кол-ву выполненных ездок за опр. период времени.

Среднее расстояние перевозки грузов – среднее расстояние, на которое перевозится 1т груза, определяемое отношением грузооборота к объёму перевозки груза.

Производительность автомобилей – кол-во выполненной тр-тной работы в тоннакилометрах или перевезенных тонн груза за ед. времени.

Коэфф. статического использования грузоподъёмности – отношение кол-ва фактически перевезенного груза к кол-ву груза, которое могло бы быть перевезено при полном использовании грузоподъёмности автомобиля.

Коэфф. динамического использования грузоподъёмности – отношение фактически выполненной тр-тной работы в т·км к возможной тр-тной работе.

Пассажиропоток – кол-во пассажиров, перевезенных в одном направлении за ед. времени.

Интервал движения – промежуток времени между проездом какого-либо пункта двумя автомобилями, следующими друг за другом.

Частота движения – число автомобилей, проходящих через пункт за 1ч.

Маршрутный коэффициент – отношение суммы протяженности всех маршрутов к общей протяженности всей сети данного района.
Лекция 7

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

1 ТЯГОВЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ НА ВИДАХ ТРАНСПОРТА:

ЛОКОМОТИВЫ, АВТОМОБИЛИ, АВТОБУСЫ, СУДА,САМОЛЕТЫ,ВЕРТОЛЕТЫ.

2 ВЕДОМЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ:

ВЫГОНЫ, ПРИЦЕПЫ, ПЛАНЕРЫ, БАРЖИ.

Локомотив-(в перев. с французского locomotive -сдвигаю с места)- транспортное средство предназначенное для использования на железной дороге и используемое для перемещения на самоходных вагонах.По типу энергетической установки локомотивы подразделяются на:

-паровозы- с паровой машиной

-тепловозы- с двигателем внутреннего сгорания

-газотурбовозы- с газотурбинным двигателем

-электровозы- с тяговым электродвигателем- получающий энергию из контактной сети

-контактно-аккумуляторные электровозы- получают энергию от контактной сети и запасают ее в аккумуляторах, что прозволяет им работать также на неэлектрофицированных участках.

-электротепловозы- их тяговые электродвигатели могут получать энергию как из контактной сети, так и от собственного двигателя внутреннего сгорания.

По роду службы локомотивы подразделяются на:

-грузовые -пассажирские -маневровые

В зависимости от назначения автомобили подразделяются на:

-транспортные- для перевозки грузов и пассажиров -специального назначения- пожарные, спортивные...

транспортные автомобили делятся на:

-грузовые -пассажирские -тягачи

Грузовые автомобили по грузоподьемности делятся на 5 групп:

-особо-малые (до 0,5 т) -малые (0,5-2 т) -средние (2-5 т) -большие (5-15т) -особо-большие (более 15 т)

По типу кузова грузовые автомобили делятся на:

-универсальные -специализированные -самосвалы -фургоны -цистерны -контейнеровозы -панелевозы

Пассажирские автомобили по назначению делятся на:

-автобусы (городские, дальнего следования, общего назначения, эскурсионные)

-легковые автомобили ( общего пользования, служебные, местные прокатные)

Основным параметром определяющим размерность автобуса является их габаритная длина:

-особо-малые (до 5 м) -малые (5-7,5 м) -средние (7,5-9,5 м) -большие (9,5-12 м) -особобольшие (больше 12 м)

По конструктивной схеме автобусы подразделяются на:

-одиночные -сочлененные -полутораэтажные -двухэтажные

В зависимости от типа установленных сидений автобусы могут быть: жесткими, мягкими.

Размерность легковых автомобилей определяется рабочим объемом двигателя:

-особо-малый класс (до 1,2 л) -малый класс (1,2-1,8 л) -средний класс (1,8-3,5 л) -высший класс (свыше 3,5 л)

По типу двигателя автомобили делятся на:

-бензиновые -дизельные -газобалонные -электрические

КЛАССИФИКАЦИЯ САМОЛЕТОВ

По назначению:

-военные (десантные, истребители, бомбардировщики, разведчики, топливо-заправщики, транспортные) -гражданские (пассажирские, грузовые, фальштовые, сельскохозяйственные) -специальные: -эксперементальные- для проведения летных эксперементов. -санитарные - для оказания срочной мед. помощи. -геолого-разведочные - для проведения воздушной разведки недр земли.

-пожарные - для тушения пожаров -спортивные -учебно-тренировочные

По взлетной массе:

-первого класса -75т и более -второго класса - 30-75т -третьего класса - до 10т

По роду посадочных органов:

-сухопутные -корабельные -гидросамолеты - летающая подводная лодка

По типу взлета и посадки:

-вертикального взлета -обычного взлета

По способу управления: -пилотируемый летчиком -беспилотный

КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕРТОЛЕТОВ

По грузоподьемности:

-легкие -средние -тяжелые

По назначению

-многоцелевые -пассажирские -транспортные -вертолеты-краны (предназначенные для монтирования конструкций в недоступных горных раенах и высотных зданиях) -разведовательные -боевые

КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОВ

По используемому источнику энергии:

-гребное судно -парусное судно -пароход -теплоход -атамоход -электроход -вязотурбоход -использующие энергию солнца

По области применения:

-военные корабли

-Грузовые суда: -сухогруз - предназнченный для перевозки сыпучих грузов -контейнеровоз

-рефлежераторные - предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов -танкер - предназначен для превозки жидких грузов -универсал - предназначен для перевозки нескольких видов грузов в разных отсеках -Пассажирские суда: -лайнер - быстроходное судно совершающее регулярные рейсы -круизное судно - предназначено для совершения международных рейсов -паром - судно перевозящее грузы и пассажиров между двумя берегами -Промысловые судна - предназначены для ловли водных обитателей:

-сейнер - промысловое судно занимающиеся ловлей рыб закидным неводом

-траулер - предназначен для ловли рабы тралом, а также первичной обработки продуктов

(очистки, мойки, заморозки) -китобойное судно -Вспомогательные суда - суда выполняющие второстепенные задачи: -ледокол - судно выполняющее ледокольные операции, а именно проводка судов через льды, спасательные опперации.

-буксир - судно предназначенное для передвижения не самоходных судов. Буксир берет баржу

или сломавшееся судно на буксирный канат и доставляет его в порт.иногда буксир толкает судно.

-пожарное судно - судно предназначенное для тушения пожара как на других судах так и на берегу.-спасательное судно - предназначенно для проведения спасательных оппераций и оказания мед. помощи пострадавшим. -землесос - подводное или надводное судно предназначенное для углубления русла или взятия земли для экспертизы. -батискаф - подводный обитаемый аппарат, предназначенный для проведения исследований на большой глубине. -спортивные суда

-водолазные суда - суда оснащенные водолазным комплексом и предназначенные для подводных работ. -развлекательные суда.

ВЕДОМЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

Вагонные различают:

по числу колесных пар (4 6 8 12 16) по устройству ходовых частей (тележечные, нетележечные) В настоящее время железные дороги распологают следующим парком пассажирских и грузовых вагонов: -цельнометаллический пассажирский -цельнометаллический багажный -платформа -крытый вагон -полувагон -цистерна -хоппер -рефрижераторы -автомобилевоз -скотовоз

Вагоны грузового парка

- крытый вагон - предназначенный для обеспчения сохранности перевозимого груза, защиты от краж и механических повреждений.

- полувагон - предназначен для перевозки навалочных грузов не требующих защиты от атмосферных осадков.

ВОДНЫЕ

-рейдовая баржа - предназначенная для коротких морских рейсов: для доставки нефтепродуктов на бересовые нефтебазы с морских танкеров лишенных возможности из-за большой осадки подходить близко к берегу или входить в устье мелководных рек.Рейдовые баржи имеют повышенные борта и усиленный корпус рассчитанные на возможность плавания в открытом море.Водоизмещение рейдовых барж до 4500 куб.м.

-речная баржа - не самоходное судно предназначенное для перевозок грузов по рекам. Баржи отмечаются обтекаемыми формами оконечностей корпуса. По назначению разделяются на сухогрузные и наливные.Речные сухогрузные баржи баржи делятся на: трюмные открытые, тентовые, трюмные закрытые, площадки, саморазгружающиеся, автомобилевозы, контейнеровозы, цементовые.
Лекция 8

Классификация тр-х коммуникаций на видах тр-та.:

Автомобильные дороги

Железные дороги

Водный тр-т

Трубопроводный тр-т

Автомобильные дороги

Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них тр-х средств разделяют на 3 класса :

1)автомагистраль;

2)скоростная дорога;

3)дорога общего пользования;
К классу автомагистраль относят автомобильные дороги:


Имеющие на всём протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой ,не имеющей пересечений в одном уровне с автомобильными ,железными дорогами ,трамвайными путями ,велосипедными дорожками , доступ на которые возможен только через пересечения разных уровней ,устроенных не чаще ,чем через 5 км друг от друга.

Скоростная дорога – дорога , имеющая на всём протяжении скоростную многополосную проезжую часть с разделительной полосой,- // - доступ на которые возможен через пересечение в разных уровнях и примыкание в одном уровне (без пересечения прямого направления), устроенных не чаще ,чем 3 км друг от друга.
Класс дороги обычного типа


Относят автомобильные дороги не отнесённые к классу автомагистраль и скоростная дорога имеющая единую проезжую часть ,или с разделительной полосой , доступ на которую возможен через пересечение в разных и одном уровне ,расположенные для дорог категории 1В;2;3 не чаще ,чем через 600 метров. Для дорог категории 4 не чаще ,чем через 100 метров ,категории 5 50 метров друг от друга.

Автомобильные дороги по транспортно и потребительским свойствам разделяют на категории: от количества и ширины полос движения; наличия центральной разделительной полосы; типа пересечения с автомобильными , железнодорожными ,трамвайными путями; велосипедными и пешеходными дорожками; условий доступа к автомобильной дороге.


Основные автомобильные классификации

Класс автомобильной дороги Категория автодороги Общее количество полос Ширина полосы движения в метрах Центральная разделительная полоса Пересечение автомобильной дороги с велосипедными и пешеходными дорожками Пересечение с железными дорогами и трамвайными путями Доступ на дорогу с примыканиями в одном уровне  
автомагистраль 4 и более 3,75 Обязательна центральная разделительная полоса, допускается отсутствие*2 В разных уровнях В разных уровнях Не допускается  
Скоростная дорога 4 и более 3,75 Допускаются пересечения в 1-ом уровне Допускается без пересечения прямого направления  
4 и более *1 3,75 Допускаются пересечения в 1-ом уровне светофорным регулированием ,допускается пересечение в 1-ом уровне *4  
Дорога обычного типа 2 4 3,75 Не требуется  
   
2-3*3 3,75  
3 2 3,5  
4 2 3  
5 1 3,4  

1* - более шести полос только на существующих автодорогах.

2* - на дороге категории 4 требование к наличию разделительной полосы ,определяются проектом организации дорожного движения.

3* - 3 полосы движения только для существующих автодорог.

4* - пересечение 4-х полосной дороги категории 2с аналогичной осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения дороги категории 2 с дорогами 2 и 3 могут осуществляться как в 1-ом так и в разных уровнях.
2.Железная дорога


Железнодорожные пути делятся на:
- главные

- станционные

- специального назначения

Главные пути - это пути соединения станции или другие раздельные пункты.
К станционным относятся:
- приёмоотправочные

- сортировочные

- погрузочно-выгрузочные

- соединительные
К путям специального назначения относятся подъездные пути (к ним на территории завода) предохранительные или улавливающие тупики.

Главные станционные пути являются продолжением путей , прилегающих к станциям перегонов и не имеют отклонений на стрелочных переводах. Приёмоотправочные пути предназначены для приёма поездов на станцию их отстоя и отправления на перегон. На крупных станциях пути, предназначенные для выполнения однородных операций, объединяют в парки.
3.Водный тр-т


Классификация судоходных путей:


Категории и разряды Класс Глубина судового хода Эксплуатируемые типы судов Максимальная ширина буксируемых плотов (м)
Гарантированная Средне навигационная Грузовые , грузоподъемностью до (т) Пассажирские
Сверхъмагистрали 1 Более 6,2 м Более 3 м 12000 т 4-х палубные Более 100 м


Магистрали:


1-го разряда 2 1,6 – 2,6 м 2,41 – 3 м 8000 т 3-х палубные 400 м
2-го разряда 3 1,1 - 2 м 1,66 – 2,4 м 4000 т 2-х палубные 85 м


Пути местного назначения:


1-й разряд 4 0,8 – 1,4 м 1,36 – 1,65 м 2000 т 2-х палубные 55 м
2-й разряд 5 0,6 – 1,1 м 1,01 – 1,35 м 500 т 1,5 палубные 40 м
малые реки 6 0,45 – 0,8 м 0,75 - 1 м 250 т катера 30 м
малые реки 7 Меньше 0,6 м Меньше 0,75 м 100 т катера 14 м

4.Трубопроводный тр-т


Трубопровод - это искусственное сооружение, предназначенное для транспортировки газообразных и жидких веществ , а также твёрдых веществ в виде взвесий под воздействием разницы давлений в поперечных сечениях трубы.

В зависимости от тр-й трубы трубопроводы подразделяют:

- амиакопровод – предназначен для перекачки аммиака (в большинстве своём используется в пределах технологических площадок химических предприятий).

- водовыпуск - это искусственно-системное удаление воды из коллекторов, камер, трубопроводов. Этот вид коммуникации является неизменной частью в системе подземных сооружений. Коллектора, камеры, подземные тоннели (метро) имеют стены ,материалы которых частично разрушаются со временем , В результате внутрь этих сооружений просачивается вода. Для стока этой воды в нижней точке таких сооружений строятся приямки (углубления) ,куда и собирается просачившаяся вода. С этого приямка строятся трубопроводы , действующие водостоки.

- водосток - это искусственное или естественное удаление воды с поверхности земли либо подземных вод .
- Трубопровод

- Воздуховод

- Газопровод

- Нефтепровод

- Продуктопровод

- Теплопровод
Лекция 9

Наши рекомендации