Судебно-психиатрическая экспертиза.
Важное значение судебно-психиатрической экспертизы состоит в том, что закон не только её допускает, но и устанавливает условия обязательного назначения и проведения такой экспертизы для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в тех случаях, когда возникает сомнение по поводу их вменяемости в период совершения инкриминируемых действий или способности к моменту производства по делу отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.
Основанием для назначения судебно-психиатрической экспертизы обвиняемого (подозреваемого) могут быть: материалы дела, указывающие на странности его поведения, проявлявшиеся до совершения инкриминируемых ему действий, во время совершения преступления, а также в процессе предварительного следствия; пребывание обвиняемого в прошлом в психиатрической больнице или под наблюдением психоневрологического диспансера; характер совершенного преступления, особая его тяжесть.
Для проведения судебно-психиатрической экспертизы необходимо предоставление в распоряжение экспертов всех материалов уголовного дела, характеризующих личность обвиняемого, освещающих его поведение в период совершения преступления, а также медицинских документов. Важное значение здесь имеют показания свидетелей, длительное время соприкасающихся с испытуемым, и записи обвиняемого – дневники, письма, записные книжки, заявления. Дополнением к показаниям свидетелей являются объективные характеристики на обвиняемого с места работы, учебы, места жительства.
При проведении судебно-психиатрической экспертизы эксперты должны дать оценку психического состояния обвиняемого в период совершения инкриминируемого ему деяния и в связи с этим прийти к заключению о вменяемости или невменяемости обвиняемого в тот период, а также установить, страдает или не страдает обвиняемый психическим заболеванием, диагноз этого заболевания, если оно имеется в период проведения экспертизы.
Поскольку во многих случаях установление диагноза психического заболевания обвиняемого (подозреваемого) не решает вопрос о вменяемости, то очень важно здесь дать оценку его психического состояния. Так, например, недостаточно будет установить, что обвиняемый страдает травматическим поражением мозга со снижением интеллекта, а следует определить и степень этого интеллектуального снижения.
Кроме того, экспертиза должна дать заключение о состоянии психического здоровья обвиняемого в период исследования, так как с этим иногда связан вопрос о том, может или не может обвиняемый предстать перед судом и нести ответственность. В отношении лиц, обнаруживающих признаки психического заболевания и признанных невменяемыми, экспертиза должна дать заключение о том, в каких мерах медицинского характера эти лица нуждаются.
На разрешение судебно-психиатрической экспертизы ставятся следующие вопросы:
- не страдает ли данное лицо каким-либо психическим заболеванием?
- нет ли у него тех или иных отклонений в нервно-психическом состоянии?
- являлось ли данное лицо вменяемым в период инкриминируемого ему деяния?
- является ли это лицо вменяемым в настоящее время?
- нуждается ли обследуемое лицо в принудительных мерах медицинского характера, будучи психически больным и невменяемым?
При оценке заключения судебно-психиатрической экспертизы необходимо обратить внимание, помимо общих для всех экспертиз вопросов оценки, на выводы экспертов о психическом состоянии испытуемого во время проведения экспертизы, в период совершения им правонарушения, наличия ответа о его вменяемости, а также о мерах медицинского характера, которые следует применить к обвиняемому.
Судебно-психологическая экспертиза.
По делам настоящей категории указанный вид экспертизы встречается крайне редко, хотя еще в середине 60-х годов указанные экспертизы имели место.
Возможность проведения указанного вида экспертизы была в своё время подтверждена судебным решением Верховного Суда СССР по делу Езепенса.
В решении констатируется, что согласно заключения указанной экспертизы, исследуемый водитель в период ДТП находился в состоянии «физиологического аффекта страха и растерянности».
(Бюллетень Верховного Суда ССР, 1964 г. № 5).
Учитывая изменения в уголовном законодательстве – введение понятия ограниченной ответственности (ст. 20 УК Украины 2001 г.) целесообразно в настоящее время путем назначения судебно-психологической экспертизы доказывать наличие у подзащитного болезненного состояния психики, обусловленной возникновением у него страха и растерянности в связи со сложностью складывающейся дорожной ситуации, предшествовавшей ДТП, то есть в состоянии стресса.
Теория и практика судебной психологии и судебно-психологической экспертизы в соответствии с их предметом и кругом решаемых задач разработали комплекс основных вопросов, подлежащих разрешению при проведении судебно-психологической экспертизы. Такая экспертиза может быть назначена для решения вопросов, среди которых следует выделить три группы:
1. Вопросы, связанные с психическими свойствами и особенностями личности.
2.Вопросы, относящиеся к воздействию на психику различных условий и к связанным с ним состояний человека в момент расследуемого события.
По делам данной категории перед экспертами психологами могут быть поставлены, в частности, следующие вопросы:
· Какова реакция данного лица на внезапно возникающее препятствие?
· Как отразились те или иные объективные условия на степени внимания испытуемого, на быстроте и точности его реакции?
· Какое влияние могли оказать индивидуально-психологические особенности данного лица на его действия в создавшейся необычной обстановке?
· Как могло повлиять утомление на поведение лица в сложившейся обстановке?
· Каково возможное влияние тех или иных отрицательных эмоций (душевных переживаний), возникших у испытуемого лица до происшествия, на характер его действий?
ТАБЛИЦЫ
I. Скорость движения пешеходов км/ час (по данным Ленинградского НИЛСЭ. 1966 г.)
№ п/п | Возрастная категория пешеходов | Пол | Медленный шаг | Спокойный шаг | Быстрый шаг | Спокойный бег | Быстрый бег | ||||||||||
Кол-во наблюдений | Предел скорости | Средняя скорость | Кол-во наблюдений | Предел скорости | Средняя скорость | Кол-во наблюдений | Предел скорости | Средняя скорость | Кол-во наблюдений | Предел скорости | Средняя скорость | Кол-во наблюдений | Предел скорости | Средняя скорость | |||
1. | Школьники от 7 до 8 лет | м ж | 2,7 - 3,9 2,6 - 3,5 | 3,1 2,9 | 4,0 - 5,2 3,7 - 5,0 | 4,4 4,2 | 5,4 - 6,5 5,0 - 6,2 | 5,9 5,3 | 7,2-10,4 7,0-10,0 | 8,5 8,0 | 11,2-13,0 10,8-12,4 | 12,2 11,2 | |||||
2. | Школьники от 8 до 10 лет | м ж | 3,1 - 3,7 2,8 - 3,6 | 3,4 3,0 | 4,3 - 5,4 4,0 - 5,2 | 4,6 4,3 | 5,6 - 6,7 5,2 - 6,4 | 6,0 5,5 | 7,4-10,7 7,2-10,3 | 8,9 8,4 | 11,5-13,5 11,4-13,4 | 12,7 12,5 | |||||
3. | Школьники от 10 до 12 лет | м ж | 3,2 - 4,2 3,1 - 3,7 | 3,7 3,3 | 4,4 - 5,5 4,2 - 5,4 | 4,9 4,8 | 5,7 - 6,9 5,4 – 6,6 | 6,2 5,8 | 7,6-11,1 7,4-10,7 | 9,3 8,9 | 12,7 – 15,4 12,3 – 15,2 | 13,8 13,4 | |||||
4. | Школьники от 12 до 15 лет | м ж | 3,5 – 4,6 3,2 – 4.5 | 3,8 3.6 | 5,0 – 5,8 4,5 – 5,5 | 5,2 5,0 | 5,9 – 7,1 5,6 - 6,8 | 6,5 6,1 | 7,8 – 11,7 7,7 – 11,2 | 10,0 9,5 | 13,2 – 16,0 12,7 – 15,5 | 14,6 14,1 | |||||
5. | Молодые от 15 до 20 лет | м ж | 3,0 – 4,5 2,9 – 4,1 | 3,9 3,7 | 4,8 – 5,8 4,6 – 5,6 | 5,4 5,2 | 6,0 – 7,8 5,7 – 6,9 | 6,8 6,3 | 8,6 – 13,0 8,1 – 12,6 | 10,3 10,0 | 14,4 – 18,0 13,0 – 16,6 | 16,3 14,9 | |||||
6. | Молодые от 20 до 30 лет | м ж | 3,5 – 4.6 3,4 – 4,6 | 4,2 4,1 | 4,8 - 6,2 4,7 – 5,9 | 5,7 5,3 | 6,3 – 7,8 6,0 – 7,4 | 6,9 6,6 | 8,8 – 18,0 8,5 – 12,8 | 11,0 10,6 | 14,4 – 18,0 13,8 – 17,0 | 16,7 15,3 | |||||
7. | Среднего возраста от 30 до 40 лет | м ж | 3,2 – 4,6 3,0 – 4,4 | 3,9 3,8 | 4,8 – 6,2 4,7 – 5,8 | 5,7 5,2 | 6,3 – 7,8 5,9 – 7,2 | 6,8 6,5 | 8,2 – 12,0 8,1 – 11,6 | 10,6 9,8 | 13,1 – 18,0 12,0 – 17,0 | 15,5 14,1 | |||||
8. | Среднего возраста от 40 до 50 лет | м ж | 2,9 – 4,3 2,8 – 4,1 | 3,8 3,6 | 4,6 – 5,8 4,4 – 5,4 | 5,3 4,9 | 6,0 – 7,2 5,5 – 7,2 | 6,6 6,1 | 7,6 – 11,1 7,6 – 10,6 | 9,6 8,9 | 11,3 – 17,0 10,8 – 16,0 | 14,3 12,7 | |||||
9. | Пожилые от 50 до 60 лет | м ж | 2,6 – 4,0 2,5 – 3,9 | 3.4 3.3 | 4,2 – 5,3 4,2 – 5,0 | 4,8 4,5 | 5,4 – 6,8 5,2 – 6,5 | 6,0 5,6 | 7,0 – 10,0 6,9 – 9,0 | 8,6 7,9 | 10,1 – 15,8 10,0 – 14,0 | 12.5 11,2 | |||||
10. | Пожилые от 60 до 70 лет | м ж | 2,4 – 3,4 2,4 – 3,3 | 3,0 2,9 | 3,5 – 4,4 3,5 – 4,4 | 3,9 3,8 | 4,5 – 6,0 4,5 – 5,6 | 5,1 4,9 | 6,2 – 7,6 6,2 – 7,5 | 7,0 6,8 | 9,0 – 12,0 8,5 – 11,5 | 10,5 9,5 | |||||
11. | Старики старше 70 лет | м ж | 2,0 – 2,8 1,8 – 2,8 | 2,5 2,4 | 2,9 – 3,5 2,9 – 3,5 | 3,2 3,2 | 3,6 – 5,0 3,6 – 4,8 | 4,2 4,1 | 5,1 – 6,5 4,9 – 6, 2 | 5,6 5,5 | 7,2 – 10,6 6,4 – 9,0 | 8,7 7,3 | |||||
12. | Пешеходы с протезом ноги | м | 2,2 – 2,5 | 2,3 | 2,8 – 3,9 | 3,4 | 4,0 – 5,3 | 4,5 | 5,5 – 6,7 | 6,0 | - | - | - | ||||
13. | В состоянии алкогольного опьянения | м | 2,6 – 3,6 | 3,2 | 3,8 – 4,8 | 4,4 | 5,0 – 6,4 | 5,4 | 7,0 – 8,6 | 8,2 | 9,0 – 13,0 | 10,0 | |||||
14. | Ведущие ребенка за руку | м ж | 2,3 – 2,9 2,0 – 3,4 | 2,7 3,0 | 3,9 – 4,6 3,5 – 4,6 | 4,3 4,1 | --- 4,7 – 5,5 | 5,5 5,2 | --- 5,8 – 8,3 | 6,0 6,9 | 10,6 – 12,8 9,0 – 12,0 | 11,3 10,0 | |||||
15. | С ребенком на руках | м ж | 3,3 – 3,8 3,1 – 3,6 | 3,5 3,3 | 4,0 – 4,8 3,9 – 4,7 | 4,4 4,2 | 5,0 – 5,5 4,8 – 5,6 | 5,3 5,1 | 6,2 – 7,2 8,5 – 10,0 | 6,7 9,0 | - - | - - | - - | ||||
16. | С вещами и громоздкими свертками | м ж | 3,5 – 4,1 3,0 – 4,0 | 3,9 3,4 | 4,3 – 5,1 4,3 – 5,0 | 4,6 4.6 | 5,4 – 6,3 5,3 – 6,0 | 5,8 5,5 | - | - 6,9 – 9,4 | - 8,3 | 10,3 – 14,4 11,1 – 13,1 | 11,7 12,1 | ||||
17. | С детской коляской | ж | 2,0 – 2,9 | 2,6 | 3,4 – 4,5 | 4,0 | 4,7 – 5,7 | 5,2 | 6,6 – 7,2 | 6,9 | - | - | - | ||||
18. | Идущие под руку | мж | 3,0 – 4,1 | 3,5 | 4,5 – 5,4 | 4,9 | 5,5 – 6,7 | 6,0 | 7,5 – 11,3 | 9,0 | - | - | - |