Доклад – публичное сообщение на определенную тему, способствующее формированию навыков исследовательской работы, расширяющее познавательный интерес.
Работа над докладом состоит из следующих этапов:
- составление плана работы;
- систематизации полученных сведений;
- составление выводов и обобщений.
Доклад может быть представлен в устной и письменной форме.
Письменный доклад – это запись устного сообщения по какой-либо теме объёмом от пяти до пятнадцати страниц. В таком докладе не обязательно:
- выделять структурные элементы работы в виде плана;
- выделять заголовки внутри текста;
- ссылаться на использованную литературу по ходу текста.
Но обязательно следует приводить список всех используемых источников в конце работы. При подготовке доклада целесообразно соблюдать следующий порядок работы:
1. Подобрать литературу по изучаемой теме, познакомиться с её содержанием.
Пользуясь закладками, отметить наиболее существенные места или сделать выписки.
3. Составить план доклада.
4. Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, написать доклад, в заключение которого обязательно выразить своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.
Прочитать текст и редактировать его.
6. Оформить в соответствии с требованиями к оформлению докладов
Критерии оценки подготовки доклада:
- полнота и качественность информации по заданной теме;
- свободное владение материалом доклада;
- логичность и четкость изложения материала;
- наличие и качество презентационного материала.
Различные виды иллюстраций и особенности их составления
Иллюстрация – это изображение в виде схемы, диаграммы, графика, рисунка, чертежа, фотографии и др.
Составление схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм – этоболее простой вид графического способа отображения информации. Целью этойработы является развитие умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т.д.
ВАЖНО: любая иллюстрация должна иметь наименование, нумерацию и тематический заголовок. Наименование – это условное сокращенное название иллюстрации, отображаемое с помощью полнотекстового слова «Рисунок».
Пример оформления наименования иллюстрации
Рисунок 3.5 – Принципиальная схема поворотного крана
Рисунок 1 – Автотрансформатор и егоэлектрическая схема
Схема – это изображение, передающее с помощью специальных условныхобозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-то устройства,предмета, сооружения или процесса и показывающее взаимосвязь их основныхэлементов. Схемы – это плоскостные фигуры (многоугольники, прямоугольники,круги) с надписями и линиями связи. Это приближенный наглядный образ устройства чего бы то ни было, структурная характеристика состояния чего-то. Схемы – это всегда соотношение частей в некоем целом объекте.
Основное требование к выполнению схем состоит в строгой выдержке толщины линий изображения основных и вспомогательных, видимых и невидимых деталей и толщины ихсвязей.
Виды схем:
- схемы управления, когда рисуется структура управлениякаким-то объектом;
- функциональные схемы, раскрывающие линии и направления зависимости составных частей;
- табличные схемы (лепестковой диаграммы)с указанием точных данных об объекте схематизации;
- схемы построения, раскрывающие структуру чего-либо;
- в учебных научно-исследовательских работахчасто используются блок-схемы, в которых составляющие элементы изображаются в виде прямоугольников с простыми связями в виде линий.
Требования к схемам:
- понятность;
- красочность;
- логичность.
Критерии оценки:
- соответствие содержанию темы;
- правильная структурированность информации;
- наличие логической связи изложенной информации;
- аккуратность выполнения работы;
- творческий подход к выполнению задания;
- работа сдана в срок.
Подготовка конспекта
Конспект – это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.
Составление опорного конспекта – представляет собой вид внеаудиторнойсамостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами.
Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) –опорные сигналы. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответуи в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим объемом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытываюттрудности при ее запоминании.
Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в видеступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др.
Для составления опорного конспекта студент должен следовать следующим этапам:
- изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
- установить логическую связь между элементами темы;
- представить характеристику элементов в краткой форме;
- выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации иотобразить в структуре работы;
- оформить работу и предоставить в установленный срок.
Оформление практической работы
1. Обратитесь к методическим указаниям по проведению практических работ и оформите работу, указав название, цель и краткий порядок проведения работы.
2. Повторите основные теоретические положения по теме практической работы, используя конспект лекций или методические указания.
3. Сформулируйте выводы по результатам работы, выполненной на учебном занятии. В случае необходимости закончите выполнение расчетной части.
4. Подготовьтесь к защите выполненной работы: повторите основные теоретические положения и ответьте на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях по проведению или практических работ.