Грузовик. История и современность.
Грузовик – сегодня это грузовой автомобиль, служащий для перевозки грузов или смонтированных на нём технических установок. Особенность такого автомобиля – его кузов, который представляет собой открытую площадку, с бортами и без них, тентованную бортовую площадку или металлический фургон. Грузоподъёмность этих машин может быть разной: от малой – 1-2 тонны до особо большой – до 60 тонн. Кроме грузоподъёмности, все грузовики различаются по типу кузова, назначению и компоновке. С чего же начиналась история развития грузового автомобилестроения?
Из истории грузового автотранспорта.
Как известно, двигатель внутреннего сгорания был сконструирован двумя немецкими инженерами Готлибом Даймлером и Карлом Бенцем, независимо друг от друга, ещё в конце 19 века. И в 1896 году появился на свет первый грузовой автомобиль под маркой DMG (Daimler Motoren Gesellschaft), а уже в 20 веке в 1923 году грузовик оснастила дизельным двигателем объединённая компания Daimler-Benz (существующая и по сей день).
Поначалу больших ставок на перевозки авто-грузовиками не делалось, так как считалось, что с задачей по грузоперевозкам успешно справляются железная дорога и гужевой транспорт. Но ситуация изменилась с началом Первой мировой войны, когда именно грузовики оказались незаменимыми помощниками в доставке грузов к линии фронта. Первый такой автомобиль в 1904 году обладал грузоподъёмность до 2250 кг и скоростью до 10 км/ч, что на то время было несомненным преимуществом перед повозками, запряженными лошадьми.
В России в то время тоже активно развивалось автостроение. И первый грузовой автомобиль «Леснер 6-ЛС» был собран на Петербургском машиностроительном заводе в 1905 году для почтовых перевозок, максимальная его нагрузка составляла 500 кг, а скорость до 20 км/ч.
Таким образом, с начала 20 века в мире стремительно начала прогрессировать автомобильная промышленность. А в СССР в те годы именно грузовой автотранспорт был в приоритете. Уже в 1935 году начался выпуск самосвалов с грузоподъемность до 3.5 тонн и скоростью до 40 км/ч. Увеличивались темпы роста автопромышленности, грузовики становились всё более мощными, быстроходными. И сейчас грузовой автотранспорт и грузоперевозки являются незаменимым звеном в экономике любой страны, обеспечивая соотношение производителя с потребителем.
Современный грузовик.
К настоящему времени видов грузовых автомобилей существует множество:
· маленькие развозные грузовики и пикапы, общей массой не более 3.5 т;
· общего назначения, оснащенные бортовой платформой;
· специализированные грузовые автомобили, функция которых заключается в перевозке конкретных типов грузов: фургоны, контейнеровозы, зерновозы, рефрижераторы, цистерны, самосвалы и т.п.;
· специальные, то есть несущие готовое оборудование: бетономешалки, пожарные автомобили, автокраны, автовышки и т.п.;
· внедорожные, имеющие сочленённую раму в основе шасси;
· тягачи, предназначенные для буксировки одного и более прицепа (полуприцепа) по автомагистралям.
Технические характеристики грузовиков также весьма разнообразны. Существует четыре схемы компоновки грузового автомобиля, т.е. расположения кабины относительно двигателя:
1. Капотная (классическая) – дающая возможность равномерно разнести вес по осям, обеспечить лёгкий доступ к двигателю и удобство входа в кабину. Недостатком такой схемы является увеличение общей длины грузовика и ухудшение переднего обзора для водителя.
2. Кабина частично сдвинута на двигатель – передний обзор и манёвренность улучшаются, но страдает внутреннее пространство кабины.
3. Кабина находится непосредственно над двигателем – при такой схеме достигается минимальная длина транспортного средства, отличная манёвренность и обзор. Но есть и существенные недостатки: минимальное свободное пространство кабины, сильная вибрация, два места для сидения, откидывающаяся вперёд кабина для доступа к двигателю.
4. Кабина перед двигателем – хороший обзор и манёвренность, кабина более просторная и сиденье трёхместное.
Как правило, тягачам, произведённым в США, характерна капотная схема расположения кабины относительно двигателя, а у европейских кабину размещают над двигателем для уменьшения общей длины автопоезда из-за строгих ограничений по ППД.
Сегодня грузовики оснащаются либо двигателями внутреннего сгорания, работающими на бензине (как правило, это автомашины небольшой грузоподъёмности), либо имеют дизельные силовые установки. Трансмиссия бывает как механической так и электромеханической (автоматической). С каждым годом совершенствуются элементы ходовой части – вводится автоматизированное управление, и системы подрессоривания – пневматические и гидропневматические элементы; улучшаются компоновочные схемы (например, незагруженный трёхосный грузовик имеет возможность приподнять заднюю ось и передвигаться на двух осях, экономя свои ресурсы). Создаются комфортные условия для водителей тягачей, совершающих грузоперевозки на дальние расстояния, при этом кабина и даже само сидение снабжаются собственными упругими деталями подрессоривания, оборудуются спальные места, устанавливаются системы навигации и микроклимата.
Таким образом, грузовой автомобиль в современном мире - это эффективный и мощный инструмент в экономике любой страны, начиная от автомобилестроения и заканчивая доставкой товаров.