Особенности управления транспортом.
Особые условия выполнения производственного транспортного процесса выдвигают специальные требования к его управлению.
Под управлением понимают совокупность действий, выбранных на основе определенной информации и направленных на поддержание или улучшение функционирования процесса (объекта) в соответствии с целью его функционирования.
Во всем мире принято сосредоточивать вопросы транспорта в одном органе, как правило, транспортном министерстве, которое не занимается регулированием производственной деятельности частных предприятий.
В нашей стране вопросы управления транспортом решаются в следующих ведомствах:
1. Министерство транспорта Российской Федерации.
2. Министерство путей сообщения Российской Федерации (МПС России) – для железнодорожного транспорта России.
3. Межведомственная комиссия.
4. Координационное транспортное совещание, регулирует работу в области транспорта на территории СНГ.
Управление трубопроводным транспортом и транспортом энергии сосредоточено не в транспортном министерстве, а в соответствующих ведомствах – Министерстве природных ресурсов РФ и Министерстве энергетики.
В Министерстве транспорта Российской Федерации созданы департаменты по каждому виду транспорта. Выделение самостоятельного министерства для управления железнодорожным транспортом обусловлено исторической традицией. Сеть железных дорог расположена таким образом, что связывает всю страну в единое целое.
Структура управления железными дорогами России отличается четырехуровневым построением: МПС – 17 железных дорог – отделение – линейное предприятие. На Транссибирской магистрали двухуровневое построение: МПС – железная дорога Транссиб. В Федеральной авиационной службе двухуровневое построение: центр – регионы.
Роль Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации в рыночных условиях заключается в проведении государственной политики для полного транспортного обеспечения всех отраслей экономики и населения при снижении затрат на перевозки. Министерство транспорта Российской Федерации координирует работу разных видов транспорта и их взаимодействие. Транспортные министерства отстаивают интересы транспорта в правительстве, разрабатывают концепции развития транспорта в целом и путей сообщения на основе прогноза спроса на транспортные услуги, готовят проекты законодательных и подзаконных актов, стандартов, норм и правил, определяющих порядок работы каждого вида транспорта (независимо от форм собственности) и дорожно-транспортного комплекса, содействуют формированию рынков транспортных услуг и дорожных работ и др.
Межведомственная комиссия занимается вопросами организации и обеспечения рационального распределения воздушного пространства в интересах экономики и обороны страны, совершенствования методов управления движением, рассмотрением программ оснащения органов Единой системы управления движением техническими средствами мирного и военного времени.
Координационное транспортное совещание и Совет по железнодорожному транспорту, образованные после распада СССР, определяют единые принципы построения тарифов, координируют разработку нормативных документов по безопасности движения, способствуют повышению эффективности работы различных видов транспорта, проводят экономический анализ работы транспорта для стран СНГ.
Вопросы управления эксплуатационной деятельностью транспортных предприятий связаны напрямую с особенностями производственного процесса и продукции транспорта. Управление эксплуатационной деятельностью транспортного предприятия может осуществляться по схеме, представленной на рис. 1.
Рисунок 1. Схема управления эксплуатационной деятельностью
транспортного предприятия
Блок «Информация» должен отражать дислокацию грузовладельцев, особенности транспортного процесса, грузопотоки, их структуру, оперативные данные. В заявке потребителя на перевозку должно быть указано, кому какой груз, в каком количестве, откуда и куда, в какие сроки необходимо перевезти. В заявке желательно дать информацию о грузовладельцах, в частности, о наличии у них механизмов и пандусов для погрузочно-разгрузочных работ, времени работы складов и т.д.
Одновременно от Гидрометцентра России, дорожных и инспектирующих организаций (для автотранспорта, например, от ГИБДД, Транспортной инспекции) и других учреждений необходимо получить оперативную информацию об определенных изменениях на трассе следования (ремонт дорог или искусственных сооружений, закрытие отдельного участка дороги и т.п.).
Блок «Цель и задачи» отражает общую политическую линию в экономике транспортного предприятия на данный момент времени (например, получение максимальной прибыли от данной перевозки; расширение круга своих заказчиков или завоевание новых сегментов рынка (предприятие временно может снизить стоимость на перевозку до себестоимости); уменьшение времени на погрузочно-разгрузочные работы и др.). В соответствии с целями ставятся определенные задачи.
Блок «Планирование» определяет длительность взаимоотношений с заказчиками, их требования и т.д. Предприятие может планировать свою работу на длительный срок (год, квартал, месяц) или в оперативном режиме (например, на сутки).
Блок «Принятие решений» базируется на планировании, целях и текущей информации. Полученные данные вносят в путевые листы, которые получают водители перед выходом на маршрут.
Блок «Исполнение решений» ложится, прежде всего, на диспетчерскую службу и водителя. Чтобы решение выполнялось без сбоя, водитель должен быть детально ознакомлен с маршрутом следования, возможными сложностями, особенностями приемосдаточных работ груза у грузовладельцев.
Блок «Контроль» имеет особое значение для бесперебойной работы предприятия. Контроль обеспечивает гарантию безопасности и качества перевозки, а также дальнейшее совершенствование перевозочного процесса. Информация, получаемая на этой стадии управления в основном по приборам типа спидометр, тахограф, «черный ящик», а также из документов, находящихся у водителя на маршруте, дает объективную картину фактических условий протекания процессов. После анализа эти данные поступают в блок «Информация». Это помогает проектировать следующий перевозочный процесс с учетом выявленных особенностей и устранять допущенные ошибки.
Надо заметить, что за рубежом тахограмма, отражающая время простоя, движения, скорость, расход бензина и прочую информацию, служит вещественным доказательством в судебных процессах при совершении дорожно-транспортного происшествия на автомобильном транспорте. Тахограмма также позволяет оценить профессиональные способности водителя при анализе выполнения им режима движения и расхода топлива, что может быть решающим при начислении ему заработной платы. «Черный ящик» позволяет определить причины катастрофы на воздушном транспорте