IV. методика проведения практического экзамена
В условиях реального дорожного движения
(ВТОРОЙ этап)
Содержание экзамена
1.1. Экзамен проводится с целью проверки у кандидатов в водители навыков самостоятельного управления ТС конкретной категории в условиях реального дорожного движения и вынесения решения о возможности выдачи ему водительского удостоверения.
1.2. При проведении второго этапа практического экзамена у кандидатов в водители проверяется умение применять и выполнять требования ПДД по следующим разделам:
Общие обязанности водителей;
Применение специальных сигналов;
Сигналы светофора и регулировщика;
Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки;
Начало движения, маневрирование;
Расположение транспортных средств на проезжей части;
Скорость движения;
Обгон, встречный разъезд;
Остановка и стоянка;
Проезд перекрестков;
Пешеходные переходы и остановки места остановок маршрутных транспортных средств;
Движение через железнодорожные пути;
Приоритет маршрутных транспортных средств;
Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.
1.3. Второй этап практического экзамена проводится на испытательном маршруте (далее – маршрут).
Необходимое количество маршрутов определяется с учетом местных условий, но не должно быть менее двух.
На каждый маршрут оформляется маршрутная карта форматом А4 и ему присваивается порядковый номер. Все маршруты утверждаются Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения района, города (района в городе).
1.4. Маршрут должен содержать определенный набор элементов улично-дорожной сети, дорожных знаков и дорожной разметки, а также предусматривать возможность выполнения кандидатом в водители обязательных действий по заданию экзаменатора с соблюдением ПДД.
Организация проведения экзамена
2.1. Форма проведения экзамена – индивидуальная.
При проведении экзамена в экзаменационном ТС должны находиться кандидат в водители, экзаменатор и собственник ТС либо его представитель (далее – владелец ТС). При этом владелец ТС должен находиться на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления ТС. В этом случае ТС должно быть оборудовано световой и (или) звуковой сигнализацией воздействия на дублирующие органы управления.
Примечание. В случае присутствия на экзамене владельца ТС целесообразно, чтобы при движении по маршруту он находился на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления ТС. При этом рекомендуется, чтобы ТС было оборудовано устройством световой или звуковой сигнализации воздействия на дублирующие органы управления.
Примечание. В случае, если маршрут удален от места ожидания кандидатов в водители, назначенных на второй этап практического экзамена, допускается присутствие в экзаменационном ТС других кандидатов в водители из числа назначенных на экзамен.
2.2. Второй этап практического экзамена проводится одним из двух методов:
несколько кандидатов в водители поочередно осуществляют поездки по одному маршруту;
несколько кандидатов в водители осуществляют поездки по различным маршрутам одновременно.
Метод проведения экзамена выбирается в зависимости от количества маршрутов, экзаменаторов, кандидатов в водители и используемых экзаменационных ТС.
Примечание. Для оптимизации временных затрат на проведение экзамена целесообразно, чтобы каждый маршрут начинался и заканчивался в одном и том же месте.
2.3. Маршрут и последовательность выполнения заданий в процессе движения по маршруту определяются экзаменатором.
2.4. ТС должно соответствовать требованиям ПДД и Основных положений.
Исправное техническое состояние ТС должно быть подтверждено соответствующим документом о прохождении государственного технического осмотра.
Перед началом экзамена ТС должно быть установлено экзаменатором или владельцем ТС в начале маршрута, двигатель – прогрет и выключен, рычаг коробки переключения передач – в нейтральном положении, стояночный тормоз – включен.
2.5. Маршрут должен обеспечить возможность выполнения кандидатом в водители следующих заданий экзаменатора:
проезд регулируемого перекрестка;
проезд нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог;
проезд нерегулируемого перекрестка неравнозначных дорог;
левые, правые повороты и разворот на перекрестках;
перестроение на участке дороги, имеющей две или более полос для движения в одном направлении;
обгон;
движение с максимальной разрешенной скоростью;
проезд пешеходных переходов и остановок маршрутных ТС;
торможение и остановка при движении на различных скоростях.
Маршрут должен учитывать особенности выполнения вышеперечисленных действий на ТС различных категорий.
2.6. Продолжительность экзамена на маршруте должна быть не менее 20 минут, однако экзамен может должен быть прекращен досрочно – после получения кандидатом в водители оценки «НЕ СДАЛ».
Примечание. В случае выполнения кандидатом в водители всех заданий экзаменатора, предусмотренных пунктом 2.5 настоящей Методики, допускается сокращение продолжительности экзамена.
Вариант:
Примечание. В случае, если кандидат в водители сдал теоретический экзамен и первый этап практического экзамена с первого раза, а в ходе второго этапа практического экзамена выполнил все задания экзаменатора, предусмотренные пунктом 2.5 настоящей Методики, допускается сокращение продолжительности экзамена.
2.7. Не допускается проведение экзамена в следующих случаях:
ТС не отвечает требованиям, изложенным в пункте 2.4 настоящей Методики;
маршрут не отвечает требованиям, изложенным в пункте 2.5 настоящей Методики;
пользование участками дорог на маршруте угрожает безопасности дорожного движения.
Порядок проведения экзамена
3.1. Экзаменатор знакомит кандидата в водители с формой и методом проведения экзамена, системой оценки, порядком и последовательностью выполнения заданий на маршруте.
Экзаменатор указывает в экзаменационном листе номер маршрута.
3.2. По команде экзаменатора кандидат в водители занимает место водителя в экзаменационном ТС, осуществляет подготовку к движению и начинает движение по маршруту, следуя указаниям экзаменатора.
3.3. При движении по маршруту экзаменатор подает команды кандидату в водители, обеспечивает безопасность движения экзаменационного ТС (при отсутствии владельца ТС), контролирует правильность выполнения заданий, классифицирует и фиксирует в экзаменационном листе допущенные ошибки, суммирует количество набранных кандидатом в водители штрафных баллов и выставляет итоговую оценку за экзамен.
Команды кандидату в водители должны подаваться экзаменатором четко и своевременно. Необходимо предлагать кандидату в водители самому определить оптимальные место и время для выполнения заданий экзаменатора. Например, команды развернуться или остановиться должны подаваться соответственно в следующей форме: «Выберите место для остановки и остановитесь» или «Выберите место для разворота и развернитесь».
Запрещается провоцировать кандидата в водители к каким-либо действиям в нарушение требований ПДД.
При возникновении угрозы безопасности движения с целью предотвращения возникновения дорожно-транспортного происшествия владелец ТС или экзаменатор (при отсутствии владельца ТС) обязан незамедлительно вмешаться в процесс управления экзаменационным ТС.
3.4. Экзаменационный лист с результатами экзамена подписывается экзаменатором, а затем – кандидатом в водители.
Система оценки
4.1. Второй этап практического экзамена оценивается по системе: положительная оценка «СДАЛ», отрицательная – «НЕ СДАЛ».
4.2. Для оценки экзамена определен перечень типичных ошибок, которые делятся на грубые, средние и мелкие.
В соответствии с этой классификацией за совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы: за грубую – 5, за среднюю – 3, за мелкую – 1.
4.3. Оценка «СДАЛ» выставляется, когда кандидат в водители во время экзамена не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составила менее 5.
Оценка «НЕ СДАЛ» выставляется, когда сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 и более.
Приложение к Методике проведения
второго этапа практического экзамена
Контрольная таблица
Типичные ошибки | Соответствующие пункты ПДД | Шкала штрафных баллов за ошибку |
А. Грубые | ||
1.1. Не уступил дорогу (создал помеху) ТС, имеющим преимущество | 3.2, 8.1, 8.3 – 8.5, 8.8, 8.9, 8.12, 11.7, 13.4 – 13.6, 13.8, 13.9, 3.11, 13.12, 15.1, 18.1, 18.3 | |
1.2. Не уступил дорогу (создал помеху) пешеходам, имеющим преимущество | 8.3, 13.1, 13.8, 14.1 – 14.3, 14.5, 14.6 | |
1.3. Выехал на полосу встречного движения (кроме разрешенных случаев) или на трамвайные пути встречного направления | 8.6, 9.2, 9.3, 9.6, 9.8 | |
1.4. Проехал на запрещающий сигнал светофора или регулировщика | 6.2 – 6.5, 6.7, 6.9, 6.10 | |
1.5. Не выполнил требования знаков приоритета, запрещающих и предписывающих знаков, дорожной разметки 1.1, 1.3 | Приложения 1, 2 | |
1.6. Пересек стоп-линию (разметка 1.12) при остановке при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика) | 6.13, приложение 2 | |
1.7. Нарушил правила выполнения обгона | 11.1 – 11.5 | |
1.8. Нарушил правила выполнения поворота | 8.5 – 8.7 | |
1.9. Нарушил правила выполнения разворота | 8.8, 8.11 | |
1.10. Нарушил правила движения задним ходом | 8.12 |
Продолжение контрольной таблицы | ||
1.11. Нарушил правила проезда железнодорожных переездов | 15.1 – 15.4, 12.4 | |
1.12. Превысил установленную скорость движения | 10.1 – 10.4 | |
1.13. Не принял возможных мер к снижению скорости вплоть до остановки ТС при возникновении опасности для движения | 10.1 | |
1.14. Действие или бездействие кандидата в водители, вызвавшее необходимость вмешательства в процесс управления экзаменационным ТС с целью предотвращения возникновения ДТП | – | |
Б. Средние | ||
2.1. Нарушил правила остановки | 12.1, 12.2, 12.4, 12.7, 12.8 | |
2.2. Не подал сигнал световым указателем поворота перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) или остановкой | 8.1 | |
2.3. Не выполнил требования информационно-указательных знаков, дорожной разметки (кроме разметки 1.1, 1.3, 1.12) | Приложения 1, 2 | |
2.4. Не использовал в установленных случаях аварийную световую сигнализацию или знак аварийной остановки | 7.1, 7.2 | |
2.5. Выехал на перекресток при образовавшемся заторе, создав помеху движению ТС в поперечном направлении | 13.2 | |
В. Мелкие | ||
3.1. Не пристегнул ремень безопасности | 2.1.2 | |
3.2. Несвоевременно подал сигнал поворота | 8.2 | |
3.3. Нарушил правила расположения ТС на проезжей части | 9.3, 9.4, 9.7 – 9.10 | |
3.4. Выбрал скорость движения без учета дорожных и метеорологических условий | 10.1 | |
3.5. Двигался без необходимости со слишком малой скоростью | 10.5 | |
3.6. Резко затормозил без необходимости предотвращения ДТП | 10.5 | |
3.7. Нарушил правила пользования внешними световыми приборами и звуковым сигналом | 19.1 – 19.5, 19.8 | |
3.8. Допустил иные нарушения ПДД | – | |
3.9. Неправильно оценивал дорожную обстановку | – | |
3.10. Не пользовался зеркалами заднего вида | – | |
3.11. Неуверенно пользовался органами управления ТС, не обеспечивал плавность движения | – | |
3.12. Допустил полную или частичную блокировку колес транспортного средства при торможении | – |
* Кандидатами в водители считаются лица, впервые допущенные к сдаче экзаменов, лица, желающие получить право на управление другой категорией транспортных средств, а также другие лица, которым действующими нормативными правовыми актами предусмотрено сдавать квалификационные экзамены.
* Кандидаты в водители, прошедшие подготовку по программе подготовки водителей ТС категорий «В-С», сдают теоретический экзамен по 2-му комплекту билетов.
[*] В случае функционирования в экзаменационном подразделении единой автоматизированной системы приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений ввод информации может осуществляться с АРМ инспектора (паспортиста) на этапе приема от кандидата в водители установленных документов.
1 Превышение допустимой величины отката фиксируется следующим образом: после остановки ТС у линии «СТОП-1» на расстоянии L от заднего бампера (борта) устанавливается контрольная стойка. Если при трогании ТС на наклонном участке величина отката превысит допустимую, стойка будет сбита.
2 Величина контрольного интервала L (в метрах) определяется по формуле: L=0,0125a+0,1, где a – величина продольного уклона (в процентах).