Потери напора в трубопроводе
При перекачке нефти по магистральному нефтепроводу напор, развиваемый насосами перекачивающих станций, расходуется на трение жидкости о стенку трубы ht, преодоление местных сопротивлений hмс, статического сопротивления из-за разности геодезических (нивелирных) отметок Dz, а также создания требуемого остаточного напора в конце трубопровода hост. Полные потери напора в трубопроводе составят
H = ht + hмс + Dz + hост. (2.11)
Следует отметить, что по нормам проектирования расстояния между линейными задвижками составляют 15…20 км, а повороты и изгибы трубопровода плавные, поэтому доля местных сопротивлений невелика. С учетом многолетнего опыта эксплуатации трубопроводов с достаточной для практических расчетов точностью можно принять, что потери напора на местные сопротивления составляют 1…3% от линейных потерь. Тогда выражение (2.11) примет вид
H = 1,02ht + Dz + hост. (2.12)
Под разностью геодезических отметок понимают разность отметок конца и начала трубопровода Dz = zк – zн . Величина Dz может быть как положительной (перекачка на подъем), так и отрицательной (под уклон).
Остаточный напор hост необходим для преодоления сопротивления технологических коммуникаций и заполнения резервуаров конечного пункта (а также промежуточных перекачивающих станций, находящихся на границе эксплуатационных участков). Потери напора на трение в трубопроводе определяют по либо формуле Дарси−Вейсбаха
, (2.13)
либо по обобщенной формуле лейбензона
, (2.14)
где Lр – расчетная длина нефтепровода; D – внутренний диаметр трубы; w – средняя скорость течения нефти по трубопроводу; Q – расход нефти. n – расчетная кинематическая вязкость нефти; l – коэффициент гидравлического сопротивления; b, m – коэффициенты обобщенной формулы Лейбензона.
Значения l, b и m зависят режима течения жидкости и шероховатостью внутренней поверхности трубы. Режим течения жидкости характеризуется безразмерным параметром Рейнольдса
. (2.15)
При значениях Re<2320 наблюдается ламинарный режим течения жидкости. При проектировании нефтепровода область турбулентного течения подразделяется на три зоны в зависимости от диаметра трубопровода (табл. 2.7). В расчетах гидравлических потерь коэффициент гидравлического сопротивления должен определяться в зависимости от числа Рейнольдса (Re):
при числах Re менее 2000 по формуле: l = 64/ Re;
при числах Re от 2000 до 2800 по формуле l = (0,16 Re 13) 10-4;
при числах Re от 2800 до Re1 по формуле l = 0,3164/ (Re0,25);
при числах Re от Re1 до Re2 по формуле l = B + (1,7/ Re0,5).
При числах Re больших указанных в таблице 2.7 (в квадратичной зоне), значение коэффициента гидравлического сопротивления остается постоянным. Значения переходных чисел Рейнольдса Re1 и Re2 определяют по формулам
, (2.16)
где – относительная шероховатость трубы; kЭ – эквивалентная (абсолютная) шероховатость стенки трубы, зависящая от материала и способа изготовления трубы, а также ее состояния. Для нефтепроводов после 5 лет эксплуатации можно принять kЭ=0,2 мм.
Расчет коэффициентов l, b и m выполняется по формулам табл. 2.9
Таблица 2.9− Значения коэффициентов l, b и m для различных режимов течения жидкости
Режим течения | l | m | b, с2/м | |
ламинарный | 64/Re | 4,15 | ||
турбулентный | гидравлически гладкие трубы | 0,3164/Re0,25 | 0,25 | 0,0246 |
смешанное трение | 0,123 | |||
квадратичное трение | 0,0826·l |
Гидравлический уклон
Гидравлическим уклоном называют потери напора на трение, отнесенные к единице длины трубопровода
(2.17)
где l - коэффициент гидравлического сопротивления; d - внутренний диаметр, м; w - скорость движения жидкости, м/с; g - ускорение силы тяжести (g = 9,81 м/с2).
Рисунок 2.1− Зависимость рекомендуемой скорости перекачки
от плановой производительности нефтепровода
Значение напора в зависимости от гидравлического уклона определяем по зависимости
(2.18)
Графическое представление выражения показано на рисунке 2.2. Напор в любой точке трассы определяется вертикальным отрезком, отложенным от линии профиля трассы до пересечения с линией гидравлического уклона. При графических построениях положение линии гидравлического уклона должно учитывать надбавку на местные сопротивления.